Проектное исследование «Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
проект

КОРНИЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Целью данной работы является выявление условий, при которых народная и театрализованная игра вызывают качественные изменения в эмоциональном и нравственном состоянии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_issledovanie_.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектное исследование 

«Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

                                                                                                                               

                                                                                               

                               

Развитие чувств ребенка происходит под влиянием ряда тенденций: изменений, связанных с возрастными сдвигами; воздействий социальной среды и, наконец, воздействий, связанных с целенаправленными усилиями педагогов. На ранней стадии развитие чувств ребенка представляют собой ассоциации разнообразных, относительно часто повторяющихся эмоций, возникших под влиянием жизненно важных раздражителей. Первые эмоции ребенка однообразны и хаотичны; связаны с биологическими потребностями. В раннем детском возрасте можно заметить эмоции удовольствия и неудовольствия. С возрастом эмоции у ребенка становятся более расчлененными и сложными, в этот период и начинается этап формирования первых чувств.

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребенка связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то в дошкольном возрасте он ее выполняет, предвидя, как обрадуется окружающие его поступку. Чувства детей теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые, мысленные обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возникших результатов, предвидит реакцию других людей на его поступки. Поэтому и роль эмоции меняется. Старший дошкольник начинает управлять выражением эмоции, воздействуя на себя с помощью слова. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. В раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то в дошкольном возрасте превращается в субъекта эмоциональных отношений, сам, сопереживая другим людям. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных качеств. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы также. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. В 4-5 лет ребенок выполняет нравственные нормы, проявляет чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует.

 «Игровая позиция» значительно повышает у ребенка гибкость, подвижность целей, мотивов деятельности, ведет к их взаимозаменяемости (за исключением фундаментальных мотивов); существенно расширяет сферу ожидаемого результата, что позволяет адекватно оценивать расхождения между своими намерениями и реальным положениям дел; оказывает прямое влияние на развитие личности, на развитие всех сфер психики: интеллектуальной, мотивационно-эмоциональной, волевой. Все это устраняет или резко снижает стрессовость неблагоприятных ситуаций, повышает общий положительный и эмоциональный тонус.

Данные особенности «игровой позиции» обуславливают ее важное мировоззренческое значение. Особую роль во всем этом процессе играет формирование у детей чувства юмора как определенного духовного склада их личности. В заключении хотелось бы подчеркнуть: формирование  «игровой позиции», игрового отношения к жизни у детей дошкольного возраста – это, прежде всего формирование их особого внутреннего мира (более светлого, более веселого, радостного, чем реальный мир); это формирование особого строя личности ребенка, его оптимистического мировоззрения, которое позволяет ему подняться над личными ситуациями и не только приобрести устойчивость к неблагоприятному варианту развития событий, но и находить новые творческие решения в жизненных ситуациях.

Таким образом, развитие чувств ребенка происходит под влиянием ряда тенденций: изменений, связанных с возрастными сдвигами; воздействий социальной среды и, наконец, воздействий, связанных с целенаправленными усилиями педагогов. Важнейшим методом развития чувственного мира ребенка является игра, так как именно игра – ведущая деятельность старшего дошкольника. Используя разнообразную тематику театрализованных  и народных игр, можно формировать у  ребёнка  культуру чувств.

           Учитывая всё вышесказанное, нами был разработан проект «Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

        Паспорт проекта

Целью данной работы является выявление условий, при которых народная и театрализованная игра вызывают качественные изменения в эмоциональном и нравственном состоянии ребенка.

 В связи с этим  были  поставлены следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу о содержании и особенностях игр детей старшего дошкольного возраста;
  2. выявить возможности воспитания в игре эмоциональных и нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
  3. определить признаки и условия игр, способствующих развитию эмоциональной и нравственной сфер ребенка дошкольника; систематизировать их для удобства использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
  4. подобрать и проанализировать диагностический инструментарий для определения уровня развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста;
  5. оформить методическую разработку по теме проекта с целью оказания помощи воспитателям в развитии эмоций у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

Игра будет способствовать развитию эмоциональных и нравственных качеств при условии:

1)совместного сотрудничества детей с взрослыми,

2) максимальной активности детей,

3) включения в деятельность театрализованных и народных  игр,

4) обсуждения действий положительных   и  отрицательных  

     персонажей.

Объектом  данного исследования является  игра как метод воспитания ребенка.

Предметом  данного исследования являются условия развития эмоциональных и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам народной и театрализованной игры.

Этапы  проекта:

                1 этап. Поисковый

                Цель: изучить психолого-педагогическую литературу о содержании и особенностях игр детей старшего дошкольного возраста; выявить возможности воспитания в игре эмоциональных и нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;

             Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которой формируются основы социальных чувств. Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно мало устойчивы.  Младшие дети не могут сдерживать проявление эмоций. Лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональное переживание; эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на длительный срок.

Большую помощь в развитии и воспитании эмоциональных   качеств у  дошкольников оказывают театрализованные игры; пальчиковый театр, настольный театр. В них развиваются несложные представления на литературные сюжеты, и дети, стараясь лучше исполнить взятую на себя роль, используют выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, - все это развивает творческое воображение ребенка, восприятие игровых образов, мышления. Эмоции тесно связаны с воображением. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети любят сказки. Их переполняют эмоции, по силе не уступающие эмоциональной картине взрослых. «А детская игра просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон».

Театрализованные игры дают богатую почву для развития эмоциональных качеств дошкольников. Непременным условием, при котором игра вызывает качественные изменения в эмоциональном развитии ребенка, является богатая фантазия педагогов, работающих с детьми. Игра должна нести в себе элементы фантазии, выдумки, воображаемой ситуации. Она должна оставлять ребенку право додумать, выдумать что-то самому, тем самым, развивая его воображение. А так как воображение тесно связано с эмоциями, значит, развиваются и эмоциональные чувства детей.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом и для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Ведущим видом деятельности остается игра. Беря на себя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Нравственное развитие предполагает процесс начального становления личности, основывается на потребности ребенка упрочить положительный образ собственного «Я». Но без помощи, поддержки и доверия педагогов малышу самому не справиться с этой сложной задачей. Педагог должен быть рядом, прийти на помощь, правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего. Только при этих условиях ростки подлинной нравственности пустят глубокие корни, помогут растущему человеку достойно жить среди людей .

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В первой, когнитивной, сфере -  дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, пониманием моральных требований. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали. Во второй и третьей сфере моральных, ценных переживаний у ребенка складывается морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так у ребенка формируются гуманистические чувства, сочувствие чужим бедам и радостям. Для всех нравственных форм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, например, дошкольник говорит: «Нельзя обманывать взрослых», «Обижать маленьких». Дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Ребенок стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, он активно переживает события, в которых не участвовал. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что он поступил как Буратино.

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В 4-5 лет формируются понятия «хорошо», «плохо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействия персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинают отделяться от моральной оценки его поступков. В 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Поведение ребенка становится нравственным. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь  собственными интересами в пользу другого, ребенок получает удовольствие оттого, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать нормы.

Итак, особенности нравственного развития в дошкольном возрасте таковы: у детей складываются первые моральные суждения, возникает сознательная нравственность, поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. Следовательно, именно в этом возрасте наиболее успешно происходит становление нравственных норм, эмоциональной восприимчивости, что впоследствии остается для ребенка неким «багажом» чувств на всю жизнь.

В человеческой культуре исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Ребенок постигает значение этических эталонов через совместное с взрослым или другим ребенком рассудочное и эмоциональное общение.

Нравственное развитие самого ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность, соотносить свои действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами является эффективным, при условии общения взрослого с ребенком в доверительном, доброжелательном тоне. Приравнивая поведение ребенка к положительному эталону, способствует формированию нравственных норм. Эмоционально выразительные образцы эталонного поведения выступают для ребенка в произведениях искусства. Ребенок хочет быть похожим больше на того героя, который наиболее сильно в эмоциональном плане произвел на него впечатление, несмотря на то, какой это был герой, положительный или отрицательный.

В игровой деятельности при выполнении определенной роли, которую ребенок взял на себя, он начинает сопоставлять и сравнивать свое поведение с эталоном роли. Поэтому нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников развития морали самого ребенка. Следовательно, для развития нравственных качеств подходят сюжетно-ролевые игры (магазин, больница, ателье). Вежливость как элемент игры преобладает над проявлениями вежливости в реальных взаимоотношениях детей. Однако именно в игре они учатся нравственным нормам.

Эмоциональные нравственные качества ребенка раскрываются в игре. В ней существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса-Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно, злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей. Это приводит к тому, что ребенок осознает, Карабас-Барабас - это отрицательный герой и действует соответственно с заданной ролью. В игровой ситуации он переживает отрицательные эмоции, действует в противоречии с нравственными нормами. Это помогает ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения в реальной не игровой ситуации.

Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Так в игре рождаются эмоциональные и нравственные качества (радость общения, чувство взаимопомощи, ответственность) и игра воспитывает ребенка.

Из всего изложенного выше следует, игровые действия пронизывают всю жизнь ребенка, все его взаимоотношения с взрослыми; совместный труд и совместное чтение, слушание музыки. Крайне важно, чтобы эти игровые моменты насыщались целесообразным материалом, чтобы игра постоянно развивала ребенка, его память, воображение, готовила к умственному и физическому напряжению. Конечно, нельзя говорить о том, чтобы все игры детей и все их удовольствия приспосабливались к пользе. Но через игру приобщать детей к полезным делам, к труду можно, если хотим достичь хорошего результата в воспитании. Говорится собственно лишь о тех возможностях, когда игра естественным образом и благодаря педагогам становятся воздействием, педагогическим методом, связывающим интересное и неинтересное для ребенка. В коллективной игре всегда есть чувство долга и чести, есть межличностные зависимости, которые выступают более ярко, выражаются более страстно, чем вне игры.

Выполнение взятой на себя роли накладывает на ребенка чувство долга как бы изнутри, минуя игровую интригу.

Существуют некоторые предпосылочные качества, развитие которых чрезвычайно важно для формирования полноценной личности ребенка. Одно из них – детская игривость.

Наиболее типичное состояние нормального ребенка – радость жизни, жизнерадостность, переполненность веселой энергией жизни, бьющие через край эмоции. Это состояние проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придать игровой характер любой деятельности, даже той, которая вроде требует серьезного отношения. Однако ребенок не играет. Он выполняет то или иное задание с требуемым результатом и вместе с тем переполнен игривостью. Необходимые действия, составляющие ту или иную серьезную деятельность, дополняет игривыми не имеющими к основной деятельности, но придающим ей особую окраску, особый колорит – что-то вроде веселой – жизнерадостной оболочки. Можно привести такие примеры:

  • Старшая группа. Ира, выполняя обязанности дежурной, идет по группе, пританцовывая; сервируя стол тарелками, плавно разводит руками. Воспитатель: «Ира, ты, что не можешь все делать нормально, как Света?». Света тем временем накрывает стол, понуро свесив голову, движения вялые. С точки зрения общественно принятых норм, все правильно. Ира: «Так она всегда такая скучная».
  • Витя и Петя поливают цветы из леек. Витя (широко размахивает лейкой): «Петя, смотри, какую широкую полосу я полил». Петя (поднимая свою лейку как можно выше): «Смотри, дождь льет с неба». Воспитатель: «Мальчики, прекратите! Себя обольете, а цветы не польете».

Игривость – ценное свойство, его не надо специально формировать, оно само рвется из ребенка. Внутренний мир ребенка имеет свои особенности. Он чрезвычайно сложен и включает в себя ряд более частных внутренних миров. Остановимся на описании одного из них – игривом, интимно-шутливом, создаваемом совместными усилиями взрослого и ребенка посредством игры. Природная потребность детей в игре, в шутке, в веселье может сама способствовать становлению этого мира. Но очень многое зависит и от взрослых. В основе интимно-шутливого мира лежит мир реальный, но определенным образом трансформированный, преобразованный. Процесс такой трансформации – процесс творческий, пути его построения многообразны и у каждого ребенка этот мир неповторимый. Особую роль в его построении имеют различные формы обыгрывания взрослыми и детьми обыденных повседневных отношений через игру. В процессе обыгрывания воображаемых ситуаций – прошлых, настоящих, будущих событий, которым придается тот или иной колорит – эти отношения могут приобретать самый разный характер: романтический, приключенческий.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются неизменной любовью. Шутливо-доброе обыгрывание реальной ситуации везде – и в семье, детском саду – создает доброжелательную атмосферу.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеется персонаж, грустят, огорчаются вместе с ним, могут плакать над неудачами героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении, и должна найти место в импровизированных постановках. Эта дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации  позволят через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением. Но многие темы, сюжеты, предполагают борьбу путем эмоциональной характеристики (противопоставление добра и зла) положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу совершившего его. Отрицательный опыт потеряет свою привлекательность, а значит и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребенка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание сверстников к себе, он готов шутовски смешить их. Так постепенно образ как бы «прилипает» к ребенку, и, в конце концов, он начинает вызывать насмешки. Еще одна проблема отрицательного персонажа – последствие его поступков. В педагогических целях следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволят использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие. Воспитательные возможности этих игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

Непременным условием в театрализованных играх, для развития эмоциональных и нравственных чувств у детей, является правильная организация самих игр:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное включение игр драматизации, разыгрывание сценок, сказок знакомых детям, во все формы организации педагогического процесса;
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • совместное сотрудничество детей с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры.

Народная игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную) служит средством приобщение детей к народной культуре.

Социокультурный смысл игры состоит в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, являясь своеобразным мерилом проявления многих важнейших черт личности. Психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения. Все это позволяет быстро включать детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, подвижные шуточные и другие игры со сверстниками. Одной из главных привилегий народной игры является всеохватывающее обаяние игровых персонажей, привлекающих каждого ребенка возможностью перевоплощения и игрового действия в образе. Причем, так называемые, отрицательные персонажи не вызывают страхов у детей, а их нравственные недостатки осознаются и изживаются без видимых аффективных переживаний. Народная игра дает ребенку связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости,  доброте и другим человеческим качествам заключены во всех народных играх. А нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в ее содержании, правилах и традициях. Веками заведено, что за нечестность, обман товарищей любому участнику игры дети могут сказать: «Мы с тобой больше не играем». И уже тут ничего невозможно поделать, кроме как осознать свою вину и исправиться.

Таким образом, народные игры дают возможность моделировать разные ситуации в жизни ребенка, учат сноровке, организованности и воспитанности и другим качествам личности. Дают большую опору для эмоционального и нравственного воспитания детей.

Итак, охватывая все вышеперечисленные игры можно сделать вывод, что игра может являться методом воспитания, так как в ней дети учатся общаться, договариваться между собой, она развивает память, мышление и другие психические процессы. Участие в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки, учатся согласовывать свои действия с действиями другого участника игры. Умение уступать, быть вежливым, согласовывать свои действия приводит к нравственному развитию ребенка в данных играх. А активное участие детей в подготовке к играм (изготовление атрибутов, декораций), оказывает эстетическое влияние и воспитывает чувство прекрасного, развивая эмоциональный мир ребенка.  

Однако детская игра имеет свои законы. Существуют причины, по которым внутренний мир ребенка может приобрести иную тональность. Одна из них заключается в том, что большинство семей стоит на трагико-драматической позиции, когда любая мелкая оплошность или неприятность ребенка возводится в высший ранг и погружает ребенка в состояние стресса. Что в дальнейшем отрицательно сказывается на его общем психическом развитии и развитии его личности. И только оптимистический характер внутреннего мира ребенка создает жизненную позицию, которой, к сожалению, пользуются далеко не все взрослые люди. В этом плане «игровая позиция», исполняя роль амортизатора, смягчит обычные ухабы нашей жизни, создает основу для гибкого поведения, веселого и умного в самых разных житейских условиях.

2 этап. Констатирующий

             2 этап. Констатирующий.

             Цель: провести входящую диагностику, обосновать необходимость осуществления проектной деятельности.

Пассивное наблюдение за детьми выявило следующие проблемы:

  • эмоционального характера: в группах есть немало застенчивых детей, детей скованных, не умеющих выражать открыто свои чувства и мысли жестом, словом или мимикой;
  • нравственного характера: многие дети не умеют быть вежливыми, уступать друг другу, общаться в коллективе,  не умеют договариваться между собой; у многих отсутствует доброжелательное отношение к партнеру по игре, чувства сотоварищества и  взаимопомощи.

Эмоционально-нравственное развитие детей изучалось  при помощи заданий, проводимых с детьми в форме индивидуального собеседования.

Задание №1

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Детям по очереди раздавались 2 серии картинок по 10 штук в каждой. На картинках первой серии были изображены дети и взрослые с ярко выраженными эмоциями (радость, страх, гнев, горе). Картинки второй серии представляли собой сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых. Ребенку последовательно показывают картинки с изображением детей и взрослых и спрашивают «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался?» и т.д.

Анализ результатов выполнения задания №1

Количество человек, набравших данные баллы

Баллы

4

5

6

7

8

9

10

 %

Портреты

2

4

4

3

0

1

1

6,1

Сюжеты

0

2

3

2

3

2

3

7,6

Анализ результатов выполнения задания №1 показал, что дети  справились с интерпретацией сюжетных картинок, интерпретация портретов вызвала некоторые сложности. Дети часто путали удивление с  легким испугом и  радостью.

Задание № 2

Изучение способов выражения эмоций  

Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку. Затем у каждого ребенка спрашивается «Что чувствуют персонажи этой сценки?»

  • Сюжеты сценок констатирующего этапа

Сценка 1. Девочку не приняли в игру. Она отошла в угол комнаты низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

Сценка 2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп. Все дети вскакивают и смеются. Мальчик испуган. Воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее, и что смеяться здесь совершенно не над  чем.

Сценка 3. Больная мама лежит в постели. Старшая дочка пытается успокоить  маленького братика, который плачет.

Результаты обследования:

Количество человек, набравших данные баллы

Баллы

4

5

6

7

8

9

%

Сценка 1

2

4

4

3

0

1

3,6

Сценка 2

1

3

4

3

0

1

3,5

Сценка 3

3

3

4

5

3

2

4,6

Результаты собеседования по каждой сценке оценивались по пятибалльной шкале. Анализ результатов показал, что сценка №3 (ситуация с больной мамой) детям более понятна, в  группе баллы за интерпретацию этой сценки выше, чем за интерпретацию двух других.

Задание № 3

Изучение осознания своих эмоций .

Во время индивидуального собеседования детям задавались следующие вопросы: «Что ты любишь? Что ты не любишь? Когда тебе весело? Что ты делаешь, когда тебе весело?» и т.п.

Анализ результатов проведения задания № 3

Количество человек в данных категориях                                                                                                                                                                                                                                                                

Дифференцированное представление об эмоциях

Недифференцированное представление об эмоциях

Адекватность действий переживанию

Несоответствие указанных действий эмоциям

Отсутствие взаимосвязи между действием и эмоцией

10

5

6

6

3

Большинство детей в  группе имеют дифференцированное представление об эмоциях, но четко осознают взаимосвязи между эмоциями и действиями только 6 человек.

Задание № 4

Изучение осознания детьми нравственных норм.

Первый этап: детям предлагалось закончить истории.

Тексты историй для задания № 4

  1. Дети строили город.  Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам. Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему?
  2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему?
  3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. Люба сказала: «Саша, можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил… Что ответил Саша? Почему?

Второй этап: ребенку дают 14 картинок с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Согласно ответам  детей  мы распределили их  по 4 группам, на основе  осознания нравственных норм:

1) ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку;

2) ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку;

3) ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует, и нравственную норму не формулирует;

4) ребенок не может оценить поступки.

Уровни усвоения нравственных норм:

Количество человек данного уровня

Общее кол-во

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

15

5

6

4

0

В целом,  в  группе нет детей с высоким уровнем усвоения нравственных норм, но воспитателю  можно помочь детям совершенствовать свой эмоциональный и нравственный мир.

На основе диагностики, нами был разработан игровой комплекс для  развития и воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной и народной игр.

Цель комплекса: развитие  эмоционально-нравственных качеств с помощью театрализованной и народной игр.

Задачи:

1) Нравственное  воспитание детей с помощью театрализованной и народной игр (формировать умение быть вежливым, уступать друг другу, общаться в коллективе,  договаривать между собой);

2) Расширять эмоциональный мир ребёнка посредством мимики, жестов, интонации;

3) Развивать нравственные качества личности: доброжелательное отношение к партнёру по игре, чувство  взаимопомощи.

4) Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки дет

3 этап. Формирующий

             3 этап Формирующий.

             Цель: определить признаки и условия игр, способствующих развитию эмоциональной и нравственной сфер ребенка дошкольника; систематизировать их для удобства использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада;

В развивающий комплекс  нами были включены следующие игры:

Игра «Рукавичка»

Цель: Учить детей передавать интонацию, жесты, походку, подражать героям, развивать эмоциональный настрой ребёнка, обогащать словарный запас речи.

Детям предлагается проговорить так же, как персонажи из сказки «Рукавичка». Надо проситься в рукавичку как мышка, и как волк и т.д. Затем возможно усложнить упражнение – по очереди попроситься в домик нескольким мышкам, волкам и т.д. Затем сами же дети определяют, кто похож больше по голосу на изображённого героя. Того, кто лучше всего передал интонацию и жесты данного героя, воспитатель непременно должен похвалить.

Игра «Твой герой»

Цель: Продолжать учить детей передавать интонацию, жесты в своей речи, развивать слуховое внимание и эмоциональную память ребёнка.

Дети сидят в кругу, один ребёнок (по выбору) садится напротив воспитателя, ему даётся в руки любой знакомый ему персонаж из сказки; другой персонаж из этой же сказки воспитатель берёт в свои руки. Далее воспитатель начинает вести диалог от лица, выбранного им персонажа, побуждая ребёнка вести с ним диалог тоже от лица выбранного персонажа.  Воспитатель с помощью вопросов вызывает у своего партнёра интонацию управления, возражения, радости и т.д. Так игра повторяется со всеми детьми, сидящими в кругу, а персонажи меняются – как у воспитателя, так и у ребёнка.

 Игра «Пантомима»

Цель: Развивать эмоциональный фон детей, активизировать воображение, жесты, мимику. Дети становятся в круг. По очереди каждый выходит на середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Например, ребёнок показывает, как стирает бельё, тащит тяжести. Остальные дети должны отгадать, что он делает. Победит тот, кто более верно изобразил пантомимическую картину.

 Игра – инсценировка «Матрёшка в гостях»

Цель: Учить детей осваивать некоторые формы общения, одновременно развивать умение следить за ходом общей групповой игры.

Дети садятся перед демонстративным столом на стулья, расставленные полукругом. На столе домик. Дети с интересом его рассматривают.

Воспитатель: «Интересно кто в домике живёт? Дети, вы не знаете?» (звучит музыка). Раздаётся звон бубенчиков, под музыку в коляске появляется Ванюша. Он выходит из коляски, стучит в окно. Оно не открывается.

- Дети, помогите постучать, - говорит Ванюша.

- Тук, тук! Окошко отворяется. Выглядывает матрёшка.

- Здравствуй, Матрёшка! – здоровается Ванюша.

- Здравствуйте, дети! – приветствую ребят гости.

Дети здороваются с ними. Ванюша: «Матрёшка, а где твои сестрёнки Маша и Таня?»

Матрёшка: «Дети, давайте их позовем».

 Дети зовут. Воспитатель открывает матрёшку, из неё появляются Маша и Таня. Здороваются с ребятами. Воспитатель раздаёт детям маленькие матрёшки, дети здороваются каждый со своей матрёшкой, предлагает Ване и матрёшкам поиграть в прятки. По его указанию дети прячут в кулачёк маленьких матрёшек, он сам прячет большую матрёшку, Машу и Таню. Лена ищет матрёшек. Игра проводится повторно, водящий Матрёшка. Затем Матрёшка прощается с детьми, благодаря их за игру.

 Настольный театр «Машенькин  садик»

Цель: Поощрять стремление детей создавать игровую обстановку, учить выполнять игровые действия, связанные в простом, близком их жизненному опыту сюжете. Вовлекать детей в исполнение смешных и поучительных эпизодов.

В первом показе настольного театра воспитатель знакомит детей с Машей  (желательно, чтобы это была новая большая кукла). Предлагает ребятам подружить с ней, послушать её рассказ о том, как ей было одиноко дома, когда мама уходила на работу, как она старалась не скучать, как хотела в детский сад. В конце игры можно предложить детям игрушки, участвующие в театре.

Во втором показе настольного театра, участвуют сами дети. Роль Маши уже может исполнять девочка, а не кукла. В дальнейшем можно придумать и разыграть вместе с детьми новые эпизоды из жизни Машиного  сада. Каждый ребёнок выбирает игрушки – персонажи, которые бы он хотел привести в детский сад.

 Игра – драматизация «Репка»

Цель: Развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Организовывая первую игру, воспитатель сообщает детям, что в гостях у них русская народная сказка. Какая? Пусть догадаются сами. Показываются атрибуты, они подскажут ребятам, с какой сказкой им предстоит встреча. Примеряя разные детям шапочки, воспитатель вызывает у детей желание поиграть. Но для первой игры выбираются те, кто лучше может исполнить роль и будет образцом для других. Для второй игры исполнителей ролей можно выбрать при помощи считалок, загадок или оценивая выразительность подражания ребёнка персонажу. Если желающих тянуть репку слишком много, воспитатель может предложить им шапочки с изображением других животных, которые пришли на помощь.

Игра - драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: Формировать у детей представление о хорошем и плохом поступке, поведении, умении правильно оценивать себя и других. Учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей, сопоставлять содержание с его названием. Воспроизводит авторские слова в процессе игры, творчески использовать игровую обстановку.

Дети могут изображать хорошие и плохие поступки, разыгрывая сценки с куклами, товарищами. В зависимости от оценки они размещаются в красном или белом круге, начерченном на полу. В третьей группе воспитатель использует фрагменты из других стихотворений на моральные темы, в зависимости от того, какие нежелательные привычки он хочет изжить.

Игра народная «Маша и Яша»

Цель: Развивать ловкость, сноровку, учиться уступать друг другу, договаривать между собой. Поднять эмоциональный фон детей.

Участники выбирают двух водящих – Яшу и Машу. Им завязывают глаза и ставят на расстоянии друг от друга. Взявшись за руки, дети образуют круг, Яша и Маша оказываются внутри него. Яша ловит Машу. Чтобы узнать, где она находится, Яша постоянно спрашивает: «Маша, где ты?» - на что Маша каждый раз отвечает: «Яша, я здесь!» и перебегает на другое место. Если водящие слишком близко подходят друг к другу, играющие предупреждают их возгласом: «Огонь!». Когда Яша поймает Машу, выбирается новая пара водящих.

Игра народная «Пустое место»

Цель: Развитие волевых качеств и овладения своим поведением, взаимоотношение детей в группе. Формирование внимания, правил поведения в совместной деятельности.

«Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» – обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, проговаривая:

Огонь горит, вода кипит,

Тебя сегодня будут мыть,

Не буду я тебя ловить!

Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три – беги!» – играющие бегут в разном направлении. Кто первым занимает свободное место,  тот и выиграл. Теперь ребёнок становится водящим и сам выбирает себе партнёра по соревнованию.

Народная игра «Лиса и Гуси»

Цель: Способствовать воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Вызвать желание помогать другому.

Выбирается ребёнок на роль лисы, которая ловит гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель. Взрослый проводит две черты на расстоянии 25-30 шагов. За одной из них – хозяин и гуси, а за другой луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Гуси пасутся на лугу. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит диалог:

Хозяин: Гуси – гуси!

Гуси: Га – га – га

Хозяин: Есть хотите?

Гуси: Да – да – да!

Хозяин: Ну, летите!

Гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники подходят к норе.

Все: Лиса – лиса, отдай наших гусят!

Лиса: Не отдам!

Все: Тогда мы сами их отнимем у тебя.

Все цепляются друг за друга. Хозяин подходит к лисе, берёт её за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем – потянем. Ух!» Как только лиса под нажимом этой цепочки делает первый шаг вперёд, пойманный гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса.

«Этюды»

Цель: Развивать мимику, жесты, эмоциональные качества ребенка, умение быть общительным и договариваться в игре между собой.

Воспитатель дает детям изобразить следующие этюды: «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Ступа с Бабой Ягой», «Кощей Бессмертный со Змеем Горынычем». Дети формируются парами или тройками, и дается задание, в течение 5-7 мин. Подготовить и показать пантомиму на заданную тему. Тема выбирается по желанию из предложенных.

 «Почему кот моется после еды?»

Цель: Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство юмора.

Непосредственно пред игрой необходимо удивить ребят. Чтобы дети догадались, про кого сказка, можно прочитать им стихи или загадки. Конечно же, ребята без труда отгадают персонажей сказки. Тогда воспитатель спрашивает: «Почему кот моется после еды?» Внимательно слушает всех, а затем сообщает, что сказку, которую будут читать или рассказывать, называется «Почему кот моется после еды?»

При повторных играх выбрать можно на роли воробышков двух-трех детей.

 «Телефон»

Цель: Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведения; воспитывать интерес, бережное отношение к животным.

Для первого чтения достаточно трех фрагментов. Надо выбирать более интересные (слон, зайчата, медведь). Для исполнения ролей зверят выбираются те дети, которые хорошо знают стихи и умеют выразительно их читать. Вторая игра с элементами драматизации пройдет живее и большей активностью и самостоятельностью детей, если использовать в ней новые стихотворения и увеличить количество персонажей.

 Театр теней: «Два жадных медвежонка»

Цель: Развивать интерес к художественной литературе. Учить узнавать в силуэтах и тенях характерные образы персонажей, оценивать героев – хитрый, жадный, глупый, доверчивый; сопереживать персонажам, подсказывать им, как вести себя в затруднительных случаях.

В первый раз с помощью загадок и стихов напомнить типичные черты знакомых образов: лисицы, медведицы, медвежат. Вначале все роли берет на себя воспитатель.

Во второй игре дети сами выполняют роли.

 Народная игра «И я»

 Цель: Развивать у детей сообразительность, выдержку, чувство юмора.

Воспитатель рассказывает какую-нибудь историю. Когда он остановится во время рассказа, дети должны сказать слова «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, произносить их не надо (кто произнесет, тот заплатит фант). Например:

«Иду я однажды к реке» - «И я».

  • Рву цветы, ягоды…
  •  И я.
  • По дороге попадается наседка с цыплятами (дети молчат).
  • Они клюют зернышки (дети молчат).
  • Гуляют на зеленой полянке.
  • И я.

 Народная игра (белорусская) «Рыбаки и рыбы»

Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

По сторонам площадки чертятся круги по числу играющих. Рыбы (дети) находятся в кругах. По сигналу воспитателя рыбы начинают плавать по всей реке (бегать по площадке). По сигналу «Рыбаки!» рыбы стараются спрятаться в ямки, а два рыбака, взявшись за руки, стремятся их поймать. Пойманные рыбы помогают ловить остальных рыб.

Народная игра «Иванка»

Цель: Упражнять детей в беге с увёртыванием. Приучать действовать согласовано.

Чертится круг – это лес, а в середине его квадрат – дом лесовика. В квадрате помещается кукла Иванка. Их числа играющих выбирается «лесовик», который становится в свой дом. Остальные дети – «лебеди» – находятся за кругом. По сигналу воспитателя «Полетели!» лебеди залетают в лес, стараясь забраться в дом лесовика и схватить Иванку. Лесовик ловит лебедей, не допуская их в дом. Ребёнок, которому удаётся вынести из леса Иванку, становится лесовиком.

Данная развивающая система игр проводилась с детьми экспериментальной группы в течение  в двух месяцев 3 раза в неделю, при этом игры повторялись, варьировались их условия и правила.

Сначала дети учились наблюдать за всем, что видят вокруг: за животными, деревьями, людьми. Затем  мы стали учиться изображать зверей, начиная с любимой и хорошо известной сказки «Колобок». Про всех зверюшек дети с удовольствием придумывали истории: откуда они, какое у них настроение, что делали перед встречей с колобком.

В игре «Этюды», дети учились быть общительными и договариваться между собой. Вначале  у детей возникали сложности в распределении ролей (кто-то хотел быть положительным героем, а кто-то не хотел быть отрицательным героем), постепенно вопрос о выборе роли перестал вызывать проблемы и разочарования. Дети сами выбирали себе роли не только по принципу «хороший – плохой», а с учетом характера изображаемого героя и своих особенностей психики, старались передать характер как можно точнее.

С помощью театрализованных игр воспитывалось бережное отношение к животным («Почему кот моется после еды?», «Телефон»).

При помощи народных игр развивались честность, справедливость («Рыбаки и рыбы»), действовать согласованно («Иванка»), взаимоотношения детей в группе («Пустое место»).

Игры также способствовали развитию чувства юмора детей, например, народная игра «И я». Если кто-то не вовремя произнес слова «и я », это вызывало смех у детей.

Когда проводились народные игры, дети выражали свои эмоции при победе, проигрыше визгом, криком, спорами.

Необходимо подчеркнуть, что игры способствовали развитию коммуникативных навыков, дети не просто играли, они  учились общаться в коллективе. В группе стало заметно меньше детей неразговорчивых, стеснительных, застенчивых.

4 этап. Аналитический

4 этап. Аналитический.

            Цель: проанализировать полученные результаты; оформить методическую разработку по теме проекта с целью оказания помощи воспитателям в развитии эмоций у детей дошкольного возраста.

             Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

    Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные  ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.

    Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности. Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.  

       Таким образом, теоретические и практические рекомендации  в области изучения эмоционального состояния дошкольников, изложенные в данной работе, дадут возможность воспитателю понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение  им социального опыта.

После проведения игр, диагностические  исследования были проведены повторно, при этом использовался второй набор карточек и ситуаций.

  • Сюжеты сценок контрольного этапа

Сценка 1. Дети играли в магазин в песочнице,   Катя очень хотела играть вместе со всеми,  но ее не приняли. Она очень расстроилась, села на лавочку около песочницы и вот–вот заплачет.

Сценка 2. Дети обедали. Дима не ел, он размахивал ложкой и строил рожицы. Дети смотрели на него и смеялись. Воспитатель объяснил детям, что во время еды, так вести себя не красиво, к тому же можно подавиться и тогда будет не до смеха.

Сценка 3. Бабушка очень замерзла, села в кресло и укрылась теплым пледом. Внучек принес ей горячего чая, чтобы она быстрее согрелась, и стал играть с маленькой сестренкой, которая плакала, потому что хотела взять плед

Результаты выполнения заданий  на  аналитическом  этапе:

Количество человек, набравших данные баллы

Баллы

4

5

6

7

8

9

0

%

Портреты

0

0

1

3

3

4

4

8,4 %

Сюжеты

0

0

0

0

3

4

8

9,3%

Сценка 1

0

0

0

2

4

7

2

4,3%

Сценка 2

0

0

4

1

4

4

2

4,5%

Сценка 3

0

0

0

5

2

5

3

4,6%

  • Тексты историй
  1. После обеда дети ложились спать. Катя плакала и кричала: «Не хочу спать! Не хочу!» Тогда Вера ей сказала… Что сказала Вера? Почему?
  2. Мама стирала, Витя играл, он строил мост из кубиков.  «Витя, помоги мне развесить белье. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя? Почему?
  3. Дети играли. Костя убегал, а Миша его догонял. Вдруг Костя упал. Тогда… Что тогда сделал Миша? Почему?

Сравнительная таблица результатов обследования детей:  

Количество человек в данных категориях                                                                                                                                                                                                                                                                

Дифференцированное представление об эмоциях

Недифференцированное представление об эмоциях

Адекватность действий переживанию

Несоответствие указанных действий эмоциям

Отсутствие взаимосвязи между действием и эмоцией

До:      10

5

5

6

4

После: 14

1

10

4

1

Из сравнительной таблицы четко видно, что проведение работ способствовало значительному улучшению понимания природы эмоций и их взаимосвязи с действиями. Удалось сократить количество детей имеющих недифференцированное представление об  эмоциях  с 5 до 1 человека. Количество детей адекватно определяющих соответствие действий переживаниям увеличилось с 5 до 10 человек. Только у одного ребёнка отсутствует взаимосвязь между действием и эмоцией.

         На основании полученных данных можно сделать вывод, что дети экспериментальной группы научились понимать эмоциональные переживания людей в различных ситуациях и интерпретировать эмоции по их внешнему проявлению.

Можно предположить, что в  дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребенка связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей - интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоционально-нравственной сфере в этом возрасте происходят достаточно быстро.

Экспериментальное исследование показало, что использование народных и театрализованных игр в работе с детьми способствовало:

  1.  обогащению  эмоциональной сферы детей;
  2.  навыку интерпретации чужих и своих эмоций;
  3.  умению  дифференцировать эмоции и соотносить эмоции

               с действиями, как со  своими, так и с чужими;

  1.  усвоению морально-нравственных норм поведения;
  2.  развитию способности к сопереживанию и сочувствию;
  3.  развитию коммуникативных навыков.

            Мы делаем заключение, что формирование эмоционального мира ребенка  происходит в процессе систематического, целенаправленного воздействия на него с помощью народных и театрализованных игр, именно оно  приводит к становлению и развитию чувств, в желательном для общества направлении.

Таким образом, к основным  результатам работы можно отнести следующее:

  • изучены особенности структуры эмоциональных и нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
  • доказана возможность воспитания в игре эмоциональных и нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
  • разработан и опробован на практике игровой комплекс  развития и воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной и народной игры.

Практическая значимость проекта:

          Добиваясь конечной цели в формировании личности дошкольника, воспитателю недостаточно развивать интеллектуальные способности детей. Данный проект позволит воспитателям детского сада корректировать эмоционально-нравственное состояние своих воспитанников, тем самым обеспечивая им больший процент успешности при  адаптации в начальной школе.

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./ Н.П. Аникеева, М.: «Просвещение», 1987
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников./Л.В. Артемова, М.: «Просвещение», 1991
  3. Бениаминова М.В. Воспитание детей. / М.В.Бениаминова, М.: «Медицина», 1991
  4. Бочкарева Л.Л. Игры дошкольников с технической игрушкой// Дошкольное воспитание - №10, 1990, с.40
  5. Иванова Н.П. Кто, с кем и во что играет?// Начальная школа - №7, 1998, с.7
  6. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми// Начальная школа. - №5, 1999, с.84
  7. Погорелова А. Игра – путь к уму и сердцу ребенка// Дошкольное воспитание. - №2, 1993, с.21
  8. Поддъяков Н.Н. «Игровая позиция» - важнейшее качество личности дошкольника// Дошкольное воспитание. -№8, 1997, с.66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Сценарий мероприятия Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....

Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Мастер класс по теме: «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»

Данный мастер класс для педагогов, с целью повышения знаний  для духовно-нравственного воспитания детей. Педагог делится своим опытом работы, используя методы гендерного воспитания....

Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...