Ручной труд в дошкольном учреждении, как условие социальной адаптации ребенка
материал

Касьянова Яна Владимировна

«Вещь, сделанная самим ребенком,

соединена с ним живым нервом, и все,

что передается его психике по этому пути,

будет неизмеримо живее,

интенсивнее, глубже и прочнее…»

(Н.Д. Бартрам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ручной труд в дошкольном учреждении, как условие социальной адаптации ребенка

«Вещь, сделанная самим ребенком,

соединена с ним живым нервом, и все,

что передается его психике по этому пути,

будет неизмеримо живее,

интенсивнее, глубже и прочнее…»

(Н.Д. Бартрам)

Воспитатель: Касьянова

Яна Владимировна

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача максимально подготовить детей к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. Особое место в этой работе, несомненно, принадлежит трудовой деятельности. Качество трудовой деятельности детей должно определяться не столько уровнем развития их двигательных навыков, сколько уровнем самостоятельности ребенка определяющих ее содержание.

Ручной труд имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, восприятия, творческого воображения, стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтоб сделать поделку, должен запомнить приемы и способы, последовательность ее изготовления. Дети учатся работать по плану-схеме, анализируют свое работу и работу других детей. Закрепляют геометрические понятия: угол, сторона, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал.

Ручной труд активизирует мыслительные процессы. В процессе работы у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным объяснением и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда, развиваются личностные качества.

Ручной труд способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, сшив платье для кукол, связав корзинку для «Красно Шапочки», дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия...

В процессе ручного труда у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, развивается познавательный процесс в ознакомлении с окружающим миром и миром предметов, через общение со взрослым расширяется словарный запас, развивается речь детей. Воспитывается самостоятельность при решении умственных задач, усидчивость, терпение, настойчивость, желание довести начатое до конца, дружеские взаимоотношения при выполнении коллективных работ.

Начиная работу с детьми 4-го года обучения для того, чтобы планируемая деятельность по ручному труду охватывала все стороны социального развития детей, можно составить план повседневного планирования трудовой деятельности:

1.Тема.

2.Цель труда.

3.Задача, которая будет решаться взрослым.

4.Придумать форму организации труда ребенка.

5.Наметить основные методические приемы, которые позволят решать образовательную или воспитательную задачу.

6.Оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы.

7.Наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей будет проводиться конкретно.

Определить следующие этапы работы на учебный год:

1.Диагностическое обследование детей, выявление знаний, навыков, умений детей по ручному труду.

2.Индивидуальная работа с детьми по подготовке к обучению ручному труду.

З. Обучение детей ручному труду, включая новые технологии.

Пальчиковые игры имеют огромное значение в развитии детей. С помощью этих игр вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, подвижность, концентрация внимания на одном виде деятельности развивается ориентировка, то есть происходит всестороннее развитие процессов, так как значение работы с рукой очень велико: происходит развитие соответствующих разделов мозга и обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, что оказывает эффективное воздействие на обучение детей ручному труду и в дальнейшем обучение детей в школе.

Выучивание пословиц о труде, загадки об инструментах, позволяет детям получить некоторое представление о труде и орудиях труда.

Приступая к работе по обучению детей к каждому виду ручного труда, сначала надо познакомить ребенка с материалами, их качеством и свойствами, необходимым набором инструментов и правилами работы с ними.

Таким образом, изготовление различных игрушек, поделок, нужных вещей из картона, бумаги, тканей, ниток, бытовых и бросовых отходов, природного материала развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются сенсорно-моторные навыки, тактильно-двигательные ощущения, происходит развитие глазомера, концентрируется внимание, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Занимаясь трудом, ребенок учится жить с другими, учитывать интересы, правила и нормы поведения в обществе. Там, за порогом детской жизни, им придется обустраивать свой быт, свою культурную жизнь в обществе. И все, что закладывается в детстве, будет сопутствовать обустройству их жизни и становлению социальной компетентности личности.

Таким образом, ручной труд является одним из средств дошкольного воспитания, как условие становления социальной компетентности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»

«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....

Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Реферат «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.»

Реферат по дисциплине “ Педагогика и психология. Воспитательная работа.” на тему«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального б...

Консультация для педагогов "Сюжетно-ролевые игры как условие социальной адаптации ребенка"

quot;Сюжетно-ролевые игры как условие развития социальной адаптации ребенка"...

Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.

Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло...

Ручной труд в дошкольном учреждении, как условие социальной адаптации ребенка

laquo;Вещь, сделанная самим ребенком,соединена с ним живым нервом, и все,что передается его психике по этому пути,будет неизмеримо живее,интенсивнее, глубже и прочнее…»(Н.Д. Бартрам)...