Конспект занятия «Казачья утварь-мебель,посуда».
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия «Казачья утварь-мебель,посуда».
Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.
Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.
Задачи:
- Познакомить детей историей жилища людей на Дону.
- Познакомить с внутренним убранством куреня,предметами быта казаков.
- Учить знать и загадывать загадки (чем славится плодородная земля Дона)
Словарная работа:
Курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, предки, потомки.
Наглядность:
Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации убранство; сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка, макитра); поднос с муляжами ( виноград, подсолнух, колос пшеницы).
Ход занятия:
Воспитатель: Давным-давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди – казаки. Стали они собираться в станицы да жить - поживать. И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами – Донская земля. И на этой земле казаки строили свои дома.
Воспитатель: Вот и мы отправимся с вами, в гости к казакам и посмотрим как они жили.
Воспитатель: Молодцы. Гости, обычно приходя в дом казака, поднимались по широким ступеням, казаки их называли?
Дети: Порожки.
Воспитатель: На 2 этаж и проходили по балкону, который назывался?
Дети: Балясы.
Воспитатель: Заходили в маленький коридор, его название вспомните?
Дети: Сени.
Воспитатель: А вот ребята вам загадка, которая поможет отгадать, что находилось в сенях.
Три братца пошли купаться
Два купаются, третий на берегу валяется,
Искупавшись, вышли, на третьем повисли
(Ведро и коромысло)
Воспитатель: Правильно, в сенях стояли коромысло и ведра, так казачки ходили за водой, а может из вас кто покажет, как носили воду?
Воспитатель: Из сеней попадаем на кухню. Здесь стоит печь. А как вы думаете, для чего нужна печь?
Дети: Здесь готовили еду, пекли хлеб.
Воспитатель: А возле печи?
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдает
Сам в угол идет.
(Ухват)
Воспитатель: А что хватал ухват, как вы думаете? Что это за посуда?
Дети: Чугунок, казан, глечик, кувшин.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего делали посуду?
Дети: Глина, металл, дерево.
Воспитатель показывает кувшин глечик. Знают, ли дети как называется эта посуда и что в ней хранили, из чего делали, чем отличается кувшин и глечик.
Воспитатель: Посуду хранили в шкафу, может, кто из вас знает, как он называется?
Дети: Постав.
Воспитатель: Какая красивая, уютная, теплая стряпка! А как вы думаете, почему именно так «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?
- Ответы детей.
Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой». Что имели в виду казаки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети.
Ой, посмотрите, печь уж натоплена, каша в чугунке томится, посуда начищена, Видно, в этом курене хорошая хозяйка живёт.
Воспитатель: А сейчас проведем Физ. Минутку « Танец каблучок»:
На носок, на каблучок
Так танцует казачек
И кружитесь не ленитесь
Когда надо поклонитесь.
Итог:
- Где мы сегодня побывали?
- Понравилось вам наше необычное путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?
Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kazachya_utvar-mebelposuda.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Казачья утварь-мебель,посуда».
Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.
Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.
Задачи:
- Познакомить детей историей жилища людей на Дону.
- Познакомить с внутренним убранством куреня,предметами быта казаков.
- Учить знать и загадывать загадки (чем славится плодородная земля Дона)
Словарная работа:
Курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, предки, потомки.
Наглядность:
Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации убранство; сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка, макитра); поднос с муляжами ( виноград, подсолнух, колос пшеницы).
Ход занятия:
Воспитатель: Давным-давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди – казаки. Стали они собираться в станицы да жить - поживать. И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами – Донская земля. И на этой земле казаки строили свои дома.
Воспитатель: Вот и мы отправимся с вами, в гости к казакам и посмотрим как они жили.
Воспитатель: Молодцы. Гости, обычно приходя в дом казака, поднимались по широким ступеням, казаки их называли?
Дети: Порожки.
Воспитатель: На 2 этаж и проходили по балкону, который назывался?
Дети: Балясы.
Воспитатель: Заходили в маленький коридор, его название вспомните?
Дети: Сени.
Воспитатель: А вот ребята вам загадка, которая поможет отгадать, что находилось в сенях.
Три братца пошли купаться
Два купаются, третий на берегу валяется,
Искупавшись, вышли, на третьем повисли
(Ведро и коромысло)
Воспитатель: Правильно, в сенях стояли коромысло и ведра, так казачки ходили за водой, а может из вас кто покажет, как носили воду?
Воспитатель: Из сеней попадаем на кухню. Здесь стоит печь. А как вы думаете, для чего нужна печь?
Дети: Здесь готовили еду, пекли хлеб.
Воспитатель: А возле печи?
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдает
Сам в угол идет.
(Ухват)
Воспитатель: А что хватал ухват, как вы думаете? Что это за посуда?
Дети: Чугунок, казан, глечик, кувшин.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего делали посуду?
Дети: Глина, металл, дерево.
Воспитатель показывает кувшин глечик. Знают, ли дети как называется эта посуда и что в ней хранили, из чего делали, чем отличается кувшин и глечик.
Воспитатель: Посуду хранили в шкафу, может, кто из вас знает, как он называется?
Дети: Постав.
Воспитатель: Какая красивая, уютная, теплая стряпка! А как вы думаете, почему именно так «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?
- Ответы детей.
Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой». Что имели в виду казаки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети.
Ой, посмотрите, печь уж натоплена, каша в чугунке томится, посуда начищена, Видно, в этом курене хорошая хозяйка живёт.
Воспитатель: А сейчас проведем Физ. Минутку « Танец каблучок»:
На носок, на каблучок
Так танцует казачек
И кружитесь не ленитесь
Когда надо поклонитесь.
Итог:
- Где мы сегодня побывали?
- Понравилось вам наше необычное путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?
Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Казачьи посиделки"
Комплексное занятие по развитию речи с музыкальными играми и песнями...
Конспект занятия «В гости в казачий курень».
Занятие для детей подготовительной группы из цикла занятий "Модель духовного, нравственного и физического воспитания через привитие любви к Родине"....
Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье
Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...
Конспект занятия по образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Казачий народный фольклор – пословицы, поговорки, песни»
Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. М...
Конспект занятия по развитию речи старшая группа (1) Тема: «Казачье подворье»
Конспект занятия по развитию речистаршая группа (1)Тема: «Казачье подворье» Цель: Создание условий для формирование представлений о быте донских казаков у детей старшего дошколь...
Конспект занятия "Казачий быт"
Программное содержание:1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любо...
Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье"
Знакомство с казачеством...