«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
материал (младшая группа)
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metot_sov._2023g.docx | 107.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: воспитателям необходимо одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Что дают пальчиковые игры детям раннего возраста?
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. Приступив к занятиям, не забывать, что вы – самый родной и близкий человек для ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать малыша ни на миг. Пальчиковая гимнастика :
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Подводя итог, можно определить цели и задачи пальчиковых игр.
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Виды пальчиковых игр
Разнообразие пальчиковых игр очень много, поэтому их можно классифицировать на несколько видов. Это и пальчиковые игры со стихотворным сопровождением; игры с предметами; пальчиковые игры с элементами самомассажа; игры с сыпучими материалами; игры с музыкальным сопровождением и другие.
Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня. Они проводятся во время гимнастики, на прогулке, во время наблюдения, перед обедом, в начале подвижных игр или в ходе, на физминутках при организации образовательной деятельности. Игры рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, использую разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный материал по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях
В данном пособии вашему вниманию подобраны и систематизированы игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Различные игры с пальчиками
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками.
1. Представьте вместе с ребенком, что прищепки – это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона – это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
2. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.
Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Наматывание ленточек
Ленточки наматываем на пальчик не туго и обратно, можно использовать карандаши.
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
1. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
2. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, и т. д) .
Игры с пробками от бутылок.
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах»,
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине – можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. П. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Предлагаю некоторые рекомендации для проведения пальчиковой гимнастики:
• Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала рассказать о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми проводить как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Предлагать выполнить движения всем детям вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Использовать максимально выразительную мимику.
• Делать в подходящих местах паузы, говорить то тише, то громче, определять, где можно говорить очень медленно, повторять, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две – три игры, постепенно заменять их новыми.
• Проводить игру весело, «не замечать», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощрять успехи.
Результаты проведения пальчиковых игр.
Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Вывод:
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, продолжала добиваться поставленной цели.
С педагогами провести пальчиковые игры на основе сказок «Заюшкина избушка»
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Сейчас я предлагаю вам драматизировать сказку «Заюшкина избушка»
Наша цель:
- Учить детей драматизировать знакомую сказку «Заюшкина избушка».
- Развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых игр и инсценировку сказки с помощью пальчиковых поз;
- Развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в течении необходимого времени.
- Учить выражать голосом характер героев сказки;
- Учить оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение сказки;
- Воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность, взаимовыручку, смелость.
ОБОРУДОВАНИЕ: столы
Итак, уважаемые коллеги, предлагаю вам представить себя детьми старшего дошкольного возраста и принять активное участие в драматизации сказки.
3. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Ребята, давайте расскажем все вместе сказку «Заюшкина избушка.» Просто рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку рассказывают и показывают. Правильно? А как же мы покажем сказку, если у нас нет масок, нет кукол? Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку пальцами)
— Правильно, у нас же есть наши пальцы-помощники. Давайте их разбудим и потренируем немножко.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
1.Стоит в поле теремок –
На двери висит замок.
Открывает его волк –
Дёрг – дёрг, дёрг – дёрг.
Пришёл Петя – петушок,
И ключом открыл замок.
2.Бежали по дорожке две сороконожки.
Бежали – бежали, друг дружку увидали.
Стали вот так обниматься.
Обнимались, обнимались –
Еле – еле их разняли.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ.
— Ну что, разбудили пальцы, размяли. Давайте вспоминать, кто в сказки «Заюшкина избушка» живет. Дети называют героев сказки и показывают пальчиковые позы, соответствующие данному герою.
— Всех героев вспомнили? Можно начинать?
Далее педагог начинает рассказ сказки, дети говорят, сопряжено с ним, по возможности педагог замолкает, давая детям самостоятельно продолжать рассказ. Все дети участвуют в рассказе сказки и показе всех героев (одновременно двух, диалог; распределения по ролям между детьми нет), оперев руки локтями на стол.
Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!
Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, к себе жить!
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и простил, а она его из избушки и выгнала.
Сидит зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает. Бегут мимо собаки:
— Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заинька, мы ее выгоним!
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли собаки к избушке:
— Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугались собаки и убежали.
Зайчик опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:
— О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел волк к избушке и завыл страшным голосом:
— У – у – у. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугался волк и убежал.
А заиньке делать нечего, сидит он на полянке и плачет. Идет мимо медведь:
— О чем это ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел медведь к избушке и закричал страшным голосом:
— Р – р – р. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугался медведь и убежал.
Опять сидит заинька и плачет. А мимо идет петух, несет косу.
— Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не горюй, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошел петушок к избушке, да как закричит: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Шубу надеваю …
Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечи: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.
А заюшка с петушком стали жить да поживать.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
— Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, а какая она по настроению была с начала? (грустная). Почему? А как все закончилось? (хорошо, весело) Почему?
— А герои какие были? Кто был хитрым, злым, нехорошим? (лиса). Кто оказался трусливым? (собаки, волк, медведь) А каким был петушок? (смелым)
— А вы какими хотите быть?
— Что мы сегодня показывали и рассказывали? (мы показывали и рассказывали сказку)
— Какую сказку? («Заюшкина избушка»)
— Что нам помогало показывать сказку? (Нам помогали наши пальцы)
Таким образом мы можем рассказывать многие сказки, развивая одновременно речь, память, мелкую моторику рук, детские фантазию и творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
СОДЕРЖАНИЕ1. Введение2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр.4. Виды пальчиковых игр5. Рекомендации для проведения пальчиковых игр6. Результаты п...
статья: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр".
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста.Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизич...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, ...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Первые шаги: развиваем мелкую моторику у малышей....
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
- Мне нравится (1)