консультация : "Значение и необходимость нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
консультация (средняя группа)

Авжян Оксана Александровна

Особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души, поскольку жизнь души должна возвышаться над жизнью плоти. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация15.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Значение и необходимость нравственного воспитания детей     дошкольного возраста.

Педагогика занимает особое место среди гуманитарных наук, являясь наукой о воспитании человека. Очевидно, что понятие "человек” будет для нее главным, определяющим ее сущность, цели, задачи и закономерности, всю систему ее внутренних и внешних взаимосвязей. Уместно вспомнить ставшие крылатыми слова выдающегося педагога К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Другой выдающийся педагог, наш современник В.А. Сухомлинский, подчеркивая важность этого понятия, писал, что эффективность воспитательного процесса в значительной мере зависит от того, что учащиеся знают о человеке. Сухомлинский, 1979, С. 291). С.И. Гессен утверждает, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам. (Гессен, 1995, С. 20).

Отечественная педагогика советского периода рассматривала человека с позиций марксистско-ленинской идеологии и видела в нем, прежде всего, "продукт среды". Материалистическое истолкование его природы, ограничение его бытия социально-биологическими рамками и отрицание его главной "метафизической" составляющей - души - привело к односторонности в понимании человека, ущербности его "образа" и не могло не сказаться отрицательно как на педагогической практике, так и на результатах научных исследований. Зачастую они с трудом подгонялись под чисто материалистическое понимание душевной жизни при игнорировании явно выраженных фактов взаимодействия и взаимовлияния между психическими, парапсихическими и телесными явлениями. Желание подчинить решение специальных научных вопросов интересам пролетарско- классовой идеологии не могло не привести к ошибкам. Проблема нравственного развития является одной из самых важных, сложных и вечно актуальных в жизни общества. Эта проблема находится на стыке философии, этики, педагогики и, конечно же, психологии. Как подчеркивает Б.С. Братусь, единой пересекающейся территорией для этики и психологии является отношение к другому человеку В то же время в подавляющем большинстве психологических исследований проблема нравственного развития рассматривается в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Такой подход был заложен Ж. Пиаже и получил широкое распространение в русле когнитивной психологии. В рамках этого направления были получены многочисленные данные о развитии моральных суждений, представлений, оценок и т.д. Благодаря Ж. Пиаже моральное сознание стало, пожалуй, наиболее распространенной сферой исследований морального развития в целом.

Эта же тенденция доминирует и в педагогике. Нравственное (или социально-эмоциональное) воспитание является важной составной частью в большинстве существующих программ образования дошкольников. Известно, что дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств, поэтому нравственное воспитание в этот период приобретает особую значимость. Анализ методов морального воспитания, практикуемых в современных детских садах, показал, что в подавляющем большинстве случаев они направлены на формирование моральных суждений, представлений и оценок. Данный подход основан на допущении, что морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом и источником его морального поведения. Ценности различаются разной степенью обобщенности. Для человека имеют значения и базовые (глобальные) ценности, имеющие высокую степень обобщенности (Истина, Добро, Красота), и так называемые оперативные (ситуативные) ценности (например, интересная статья, первые слова ребенка), которые имеют, как правило, более низкую степень обобщенности.

Очевидно, что предусмотреть все ценности, которыми личность будет руководствоваться в своей жизнедеятельности, и определенным образом "включить" их в ценностную систему личности в процессе ее обучения в детском саду, невозможно, да и вряд ли целесообразно. Здесь необходимо вести речь о некоторой совокупности непреходящих, базовых ценностей, которые должны войти в структуру личности, стать центром ее ценностной системы. Поэтому при отборе образовательного материала, который может стать основой содержания духовно-нравственного воспитания, мы ориентировались на ценности, отличающиеся гуманистической направленностью, общечеловеческим значением, наибольшей степенью обобщенности, т.е. на ценности, потенциально равно значимые и для педагогов, и для детей. При организации их в определенную систему, при их дидактической переработке нам, безусловно, приходилось учитывать особенности возраста. Для духовно-нравственного развития в этом возрасте характерно формирование убеждений на основе нравственных идеалов, причем подростков привлекают яркие, сильные, волевые личности героического типа.

Сама по себе потребность, с психологической точки зрения, является внутренним побудителем активности, осознанные потребности выступают в качестве интересов. Потребности свидетельствуют об особом состоянии психики, ощущаемом или осознаваемом им "напряжении", неудовлетворенности как отражении несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями, они обнаруживаются во влечениях и мотивах. Духовные потребности личности являются выражением ее стремления к ощущению,

познанию и общению с духовным миром - миром сверхличностной, идеальной реальности.

Одной из отмеченных нами ранее важнейших функций эмоций является регуляция ими целенаправленной деятельности, ведущей к удовлетворению потребностей. Потребность - это особое сложное нравственное переживание, в основе которого лежит осознанное стремление личности к какой-либо деятельности, являющейся целью в системе ценностных ориентаций.

Перед дошкольным учреждением ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности дошкольника.

Значение и функция дошкольного учреждения в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей дошкольника к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром.. Решение главных задач должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение ч...

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"

   Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

"Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...