Дополнительная общеразвивающая программа соц-педагогической направленности "Занимательная математика"
рабочая программа (старшая группа)
Программа "Занимательная математика" предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по занимательной математике для детей 5-6лет | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Айгуль» города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ Детский сад №1 «Айгуль» г. Бирска _______ Хабибрахманова Р.Х. Приказ № ____ « » августа 2022 г.
|
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета МАДОУ Детский сад №1
«Айгуль» г. Бирска
Протокол № 1
от « » августа 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социальной педагогической направленности
«Занимательная математика» (Л.Г. Петерсон)
воспитателя Ахмадиевой Эльзы Юрьевны
для детей 5-6 лет
Срок реализации программы – 1 учебный год
Автор-составитель: Ахмадиева Эльза Юрьевна
Бирск 2022 г
Содержание
№ | Наименование разделов | Стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи Программы | 3 |
1.3 | Планируемые результаты | 4 |
1.4 | Итоги детской деятельности | 4 |
2 | Содержательный раздел | 5 |
2.1 | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | 5 |
2.2 | Формы, способы, методы и средства реализации Программы | 6 |
2.3 | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников | 7 |
3 | Организационный раздел | 8 |
3.1 | Организационно-педагогические условия реализации программы | 8 |
3.2 | Планирование образовательной деятельности | 9 |
3.3 | Перечень литературных источников | 11 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Занимательная математика" предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
Актуальность программы. Созданием данной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительные особенности
Программа «Занимательная математика» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной программы.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями-"домиками". Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается - ведь расстояние одно и то же? В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год
Предполагается проведение 1 занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25 мин.
Форма проведения занятий: групповые.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главная цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.
Основные задачи программы:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3.Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6.Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7.Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Умение находить части целого и целое по известным частям.
- Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Умение соотносить цифру с количеством предметов.
- Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
- Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.
- Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
1.4. ИТОГИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В детском саду проводятся «открытые» занятия с детьми для родителей, тематические праздники, например: «Праздник числа», «Загадочные знаки»; викторины, конкурсы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее в русле математического развития.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу «делай как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида «сделай такой же». Четвертый этап заданий такого рода - творческий: «построй высокий дом», «построй гараж для этой машины», «сложи петуха». Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение их подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти - большие, эти - маленькие; эти - красные, эти - синие; эти - летают, эти - бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе «Занимательная математика»
2.2. ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационного,
раздаточного материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях
Технологии: - Личностно – ориентирован-ные техноло-гии. - Технология развивающего обучения. - Игровая технология. | Различные виды деятельности: познавательная; коммуникативная; продуктивная; трудовая; двигательная. | Методы: - Словесный; - наглядный; - игровой. | Приемы: - рассказ; - беседа; - описание; - указание и объяснение; - вопросы детям; - ответы детей, образец; -показ реальных предметов, картин; -действия с числовыми карт-ми и цифр.; - модели и схемы; - дидактические игры и упражнения; - логические задачи; - игры-эксперименты; - развивающие и подвижные игры и др. |
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Учебные тетради являются дополнительным пособием к программе математического развития. Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Формы и методы реализации программы:
- деятельностный метод;
- исследовательский метод;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- самопроверка
2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка. Поэтому педагоги ДОУ учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
∙единый подход к процессу воспитания ребёнка;
∙открытость дошкольного учреждения для родителей;
∙взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
∙уважение и доброжелательность друг к другу;
∙дифференцированный подход к каждой семье;
∙равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
∙формирование психолого- педагогических знаний родителей;
∙оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении
детей;
∙изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
∙ознакомление родителей с результатами работы дополнительного образовательного
курса
∙Ознакомление родителей с содержанием дополнительной общеразвивающей программы
∙ознакомление родителей с результатами реализации
Принципы работы с родителями:
∙целенаправленность, систематичность, плановость;
∙Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
∙сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и образовании детей;
∙дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной
специфики каждой семьи;
∙создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
∙диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
∙доброжелательность.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо
знать родителей своих воспитанников. Поэтому нами начинается работа с анализа настроя и ожиданий от посещения ребенка кружка в детском саду. Проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на
воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше
вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят
интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее
по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание посещать кружок. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы
Необходимыми условиями успешной реализации программы являются организация особой предметно-развивающей среды в группе, на участке детского сада для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. В нашей группе имеется:
Дидактический материал:
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Наборы разрезных картинок.
3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
4. Полоски, ленты разной длины и ширины.
5. Цифры от 1 до 10.
6. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка др.
7. Магнитная доска, мольберт.
8. Чудесный мешочек.
9. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
10. Геометрическая мозаика.
11. Счётные палочки.
12. Счётный материал.
13. Предметные картинки.
14. Знаки – символы.
15. Игры на составление плоскостных изображений предметов.
16. Обучающие настольно-печатные игры по математике.
17. Геометрические мозаики и головоломки.
18. Занимательные книги по математике. Кроссворды и ребусы
19. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
20. Простой карандаш; набор цветных карандашей.
21. Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
22. Счетный материал, счетные палочки.
23. Набор цифр.
24. Головоломки: «Кубик-рубик», « Лабиринт», «Сложи узор», « Кубики для всех».
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема | Цель | Кол.зан. | Время пров-я |
1 | Диагностика | Выявление уровня подготовки детей на начало учебного года. | 1 | октябрь |
2 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов (цвет, форма, размер и т.д.) | 1 | октябрь |
3 | Свойства предметов. | Закрепить представления детей о свойствах предметов. Уточнить представления о формах геометрических фигур. | 1 | октябрь |
4 | Свойства предметов. | Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. | 1 | октябрь |
5 | Свойства предметов. | Закреплять знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия. | 1 | ноябрь |
6 | Свойства предметов. | Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера. | 1 | ноябрь |
7 | Сравнение групп предметов | Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. | 1 | ноябрь |
8 | Обозначение равенства и неравенства | Закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «=». | 1 | ноябрь |
9 | Сравнение групп предметов. | Закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться втаблице. | 1 | декабрь |
10 | Представление о действии сложения. | Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». | 1 | декабрь |
11 | Пространственные отношения: на, над, под. | Уточнить пространственные отношения: на, над, под. | 1 | декабрь |
12 | Пространственные отношения: слева, справа. | Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева. | 1 | декабрь |
13 | Представление о действии вычитания. | Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-». | 1 | январь |
14 | Пространственные отношения: между, посередине | Уточнить пространственные отношения: между, посередине. | 1 | январь |
15 | Представление: один - много | Сформировать представления о понятиях: один – много. | 1 | январь |
16 | Число 1. Цифра 1. | Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. | 1 | январь |
17 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | февраль |
18 | Число 2. Цифра 2. Пара | Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. | 1 | февраль |
19 | Представление о точке и линии. | Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях. | 1 | февраль |
20 | Представления об отрезке и луче. | Сформировать представления об отрезке, луче. | 1 | февраль |
21 | Числа 3 и цифра 3 | Познакомить с образованием и составом числа 3. | 1 | март |
22 | Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. | Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. | 1 | март |
23 | Представления о ломаной линии и многоугольнике. | Познакомить с понятиями ломаная линия, многоугольник. | 1 | март |
24 | Число 4. Цифра 4. | Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. | 1 | март |
25 | Угол. | Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом. | 1 | апрель |
26 | Числовой отрезок. | Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. | 1 | апрель |
27 | Число 5. Цифра 5. | Познакомить с образованием и составом числа5, с цифрой 5. | 1 | апрель |
28 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 | апрель |
29 | «Столько же» | Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. | 1 | май |
30 | Больше. Меньше. Знаки > и <. | Познакомить со знаками > и <. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, счетные умения. | 1 | май |
31 | Раньше, позже. | Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше - позже. | 1 | май |
32 | Итоговая диагностика по выявлению уровня сформированности у детей математических представлений. Итоговое занятие. | Выявление уровня подготовки детей на конец учебного года. | 1 | май |
3.3. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вагурина Л.Я. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып.1.-М.,2016.
2.Волина В.В. Занимательная азбуковедение.-М.,2017.
3. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.- М.,2007.
4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд.2-е-М.,2015.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,2018.
8. ПетерсонЛ.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Из-во Ювента М.,2018.
9. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька…Рабочая тетрадь
Заведующий_ _Хабибрахманова Р.Х.
Согласовано: старший воспитатель Ахметгалиева Г.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная математика»
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечени...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Занимательная математика"
Программа кружка для работы с детьми старшей группы...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...