"Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности"
материал

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_teatr.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля…»

                        Т. Григорьева

Театр – это всегда праздник для детей. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления.

Задачи театрализованной деятельности для детей младшего возраста:

  • Пробуждать интерес детей к драматизации, создавать условия для её проведения;
  • Вовлекать дошкольников в игровое взаимодействие с воспитателем и с другими детьми;
  • Развивать умение имитировать характерные действия персонажей;
  • Развивать и обогащать двигательный опыт детей;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Способствовать проявлению активности в игре с персонажами-игрушками;
  • Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок;

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

В процесс театрализованныхигр:

  • расширяются и углубляются знания об окружающем мире;
  • развиваются психические процессы;
  • развивается речь;
  • происходит развитие творческих способностей;
  • совершенствуется моторика;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • происходит коррекция поведения;
  • развивается чувство коллективизма.

Ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте – игра. Театрализованные игры  с участием детей – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой составляющей личности.

Театральная игра считается разновидностью сюжетно-ролевой игры. Различие между ними лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные ситуации, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

•        создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

•        приобщать детей к театральной культуре;

•        обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;

•        создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс.

Требования к играм:

  • Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
  • Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
  • Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
  • На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметныеигры и игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

Режиссёрские игры:

Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.

Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.

Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.

Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.

Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игры-драматизации

В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно — жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.

Список использованной литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.
  6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности"; Автор: Лебедева Г.А. 2016г. СПб. Воспитетель ГБДОУ № 100 Невского района СПб

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его мес...

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...

Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей/

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость....

Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость....