Развитие внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
проект (старшая группа)
Развитию внимания у детей с ЗПР способствует целенаправленная работа по развитию у них наблюдательности, способности замечать предметы и явления и обращать на них внимание.Нужно проводить работу по поддержанию внимания в любой деятельности, по развитию устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.Нужно заинтересовать ребенка выполняемой деятельностью, что поможет ему сконцентрироваться и дольше удерживать внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение внимания Внимание – «это сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других» (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова). Внимание «выступает как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте» (П.Я. Гальперин). Оно постепенно совершенствуется по своим свойствам (повышается устойчивость, концентрация, переключаемость, расширяется объем), переходит от простых видов к сложным, от врожденных к приобретенным. Выделяется две точки зрения на внимание: внимание как самостоятельное психическое явление; внимание как психический процесс, который не имеет собственного содержания и присутствует в любом другом психическом процессе.
Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идет уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Поведение детей с ЗПР соответствует более младшему возрасту, отмечается разница в 2-3 года. Они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, отстают по сформированности регуляции и саморегуляции поведения. Не могут надолго сосредоточиться на одном занятии.
Причины задержки психического развития тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности; токсикозы беременности; хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности; травмы во время беременности и при родах; генетические факторы; асфиксия; нейроинфекции ; недостатки питания и хронические соматические заболевания; травмы мозга в ранний период жизни ребенка; исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка; тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.
Внимание старших дошкольников с нормальным развитием Изначально возникает непроизвольное внимание. Потом на его основе начинает формироваться и развиваться произвольное внимание. К старшему дошкольному возрасту улучшается устойчивость и концентрация внимания. В старшем дошкольном возрасте внимание становится произвольным и опосредованным. Регулируется с помощью внутренней речи, которая уже хорошо развита. Оно развивается благодаря тому, что оттачиваются механизмы его избирательности. Дети уже способны удерживать внимание на интеллектуально значимых для себя действиях (например, играх), способны дольше заниматься малоинтересной работой по заданию взрослого. Наименее развиты в этом возрасте переключение и распределение внимания. Слабость их развития связана с низкой пластичностью нейрональных механизмов лобных отделов головного мозга ребенка.
Внимание детей с задержкой психического развития Внимание детей данной группы, как правило, характеризуется низким уровнем развития в сравнении с их сверстниками с нормальным развитием. У них наблюдаются частые перепады состояния активности, уход к полной пассивности, перемена рабочих и нерабочих настроений, они легко отвлекаются и с трудом обратно включаются в деятельность. С трудом сосредотачиваются на деталях, редко выполняют деятельность до конца. Недостаточно развиты устойчивость, концентрация и переключение внимания, но если деятельность детям интересна, они могут проявлять сосредоточенность на ней. Нередко ослаблено внимание к вербальной (словесной) информации. Недостатки внимания связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, проявляются в слабой сосредоточенности на одном объекте и деятельности, отвлекаемости.
Мероприятия по развитию внимания детей с задержкой психического развития Развитию внимания у детей с ЗПР способствует целенаправленная работа по развитию у них наблюдательности, способности замечать предметы и явления и обращать на них внимание. Нужно проводить работу по поддержанию внимания в любой деятельности, по развитию устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания. Нужно заинтересовать ребенка выполняемой деятельностью, что поможет ему сконцентрироваться и дольше удерживать внимание.
Мероприятия по развитию внимания детей с задержкой психического развития Развивать концентрацию внимания можно, предлагая детям рассматривать определенные предметы на протяжении 1-2 минут (ручки, камешки), после чего их закрывать и попросить подробно описать каждый. Развивать распределение внимания можно, предлагая детям выполнять одновременного два разнонаправленных задания (например, выполнение корректурного задания и прослушивание аудиозаписи сказки и т. п.). Можно использовать игры, которые содержат правила, эмоционально окрашены, содействуют воспитанию волевых черт характера, активности, любознательности и целеустремленности.
Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания детей с задержкой психического развития Цель программы: развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Задачи программы: 1. Повышение уровня развития концентрации внимания. 2. Повышение степени устойчивости внимания. 3. Повышение уровня развития переключения внимания. 4. Повышение уровня развития распределения внимания. 5. Увеличение объема внимания. Участники: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Кол-во участников: не более 6 человек.
Содержание коррекционно-развивающих мероприятий Программа включает 12 занятий. На каждое занятие отводится 30 минут. Общее кол-во часов работы по программе – 6 часов. Программа рассчитана на 6 недель. Периодичность проведения занятий – 2 занятия в неделю. Форма проведения занятий: групповая. Методы коррекционно-развивающей работы: игра, дидактическая игра, физкультминутка. Предполагаемый результат освоения детьми программы: повышение у детей уровня развития основных характеристик внимания, улучшение умения поддерживать внимание в любой деятельности, развитие наблюдательности, мелкой моторики.
Пример методики изучения внимания у детей с ЗПР «Методика Т.Е. Рыбакова» Цель: исследование уровня распределения внимания. Инструкция: «Посмотри на листок бумаги, который лежит перед тобой. На нем нарисованы кружки и кресты. Когда я скажу тебе «Старт», посчитай вслух число кружков по горизонтали». Затем таким же образом просят посчитать число крестов. Ребенку предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. Интерпретация результатов: экспериментатор отмечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы по развитию сотрудничества у детей с ЗПР...
Особенности произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
В последние годы число детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как ЗПР это одно из наиболее ...
Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели
Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического развития...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.
Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.
Игры и упражнения на развитие внимания и памяти...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...