Проект по формированию научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде для детей 4-5 лет "Вместе сделаем мир лучше!"
проект (средняя группа)
Вряд ли на нашей планете найдется человек, который не восхищался бы нашей природой и ее красотой. Но, к сожалению, современные реалии таковы, что в век развития технологий дети редко общаются с природой, большинство родителей предпочитают прогулкам просмотр мультфильмов или компьютерные игры, ссылаясь на занятость. Целью проекта стало формирование научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения детей к окружающей среде. В ходе проекта мы достигли поставленной цели, дети полностью были погружены в сказочный мир природы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_sdelam_mir_luchshe.docx | 325.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Чуварлейский детский сад «Колокольчик»
Алатырского района Чувашской Республики
Проект
по формированию научно-позновательного и эмоционально-нравственного отношения к окружащей среде
детей 4-5 лет
на тему:
«ВМЕСТЕ СДЕЛАЕМ МИР ЛУЧШЕ!»
Разработала:
Воспитатель 1 квалификационной категории Алёшина Н.А.
Чуварлеи, 2022
Проект по формированию научно-позновательного и эмоционально-нравственного отношения к окружащей среде детей 4-5 лет на тему:
«Вместе сделаем мир лучше!»
Тип проекта: научно - познавательный, групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный, сентябрь 2022 г. - октябрь 2022 г. (8 недель)
Возраст детей: 4-5 лет
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность проекта:
«Как прекрасен этот мир, посмотри»
(В. Харитонов)
Вряд ли на нашей планете найдется человек, который не восхищался бы нашей природой и ее красотой. Но, к сожалению, современные реалии таковы, что в век развития технологий дети редко общаются с природой, большинство родителей предпочитают прогулкам просмотр мультфильмов или компьютерные игры, ссылаясь на занятость.
На летней прогулке мы с детьми наблюдали за цветами, за жизнью насекомых и я не заметила их интереса к природе, им были не интересны растения, они не знали правил культурного поведения на улице, бросали бумажки, ломали кустики. Тогда я задала детям вопрос, хотели бы вы больше узнать о нашей природе? Ответ детей был положительным. Так и назрела необходимость нашего проекта.
Экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Везде можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта: Формирование научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения детей к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
- обогатить представления детей о жизни диких и домашних животных весной;
- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними.
Развивающие:
- развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
- развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности; укреплять здоровье детей, проводить закаливающие процедуры.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
У детей сформируются научно-познавательные и эмоционально-нравственные отношения к окружающей среде; бережное отношение к природе.
Методы и формы работы по реализации проекта:
- словесный
- метод обследования, наглядности
- проблемно-мотивационный
- практический
Продукт проекта:
- Альбом «Юный эколог»;
- Выставка поделок из овощей и фруктов;
- Акция с фото отчетом «Вместе сделаем мир лучше!»;
- Выставка-дефиле Эко-костюмов из переработанного материала «За чистую планету!»;
- Экологическая акция «Сделаем лес чище!»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- Выявление первоначальных знаний детей о природе.
- Определение проблемы.
- Постановка цели, задач.
- Подобрать всю необходимую информацию, литературу.
- Составление перспективного плана работы (Приложение № 1).
- Подготовка информации для родителей: родительское собрание «Вместе сделаем мир лучше!», оформление папки-передвижки «Экологическое воспитание дошкольников», «Как привить любовь к природе»; консультаций «Берегите природу», «Экологическое воспитание».
II этап – основной:
1. Беседы с детьми об экологии.
2. Просмотр презентаций: «Юные экологи», «Виды погоды», «Животные – наши друзья».
3. Знакомство с экологическими играми.
4. Проведение цикла познавательных занятий.
5.Трудовая деятельность и наблюдение за природой.
6. Чтение рассказов и отгадывание загадок о природе.
7. Проведение выставок и акций на экологическую тематику.
III этап - заключительный
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Выставка-дефиле эко костюмов из переработанного материала «За чистую планету!».
- Отчет – презентация о проделанной работе.
Список методических пособий:
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158
2. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
3. Курашова, В. Методика экологического воспитания средствами фольклора / Курашова В.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 108-111.
Приложение 1.
Недели | Формы и методы работы | Задачи | Участники |
1. | Беседа «Что такое экология?» Игра-беседа:«Мой любимый цветок» Чтение сказки К. Паустовского «Заботливый цветок» Подвижная игра «На лесной полянке». Познавательная деятельность: «Цветы». Продуктивная деятельность: «Цветы на даче» (аппликация) | Дать первоначальные знания об экологии, ее значении для человека Познакомить детей с некоторыми видами цветов. Учить видеть смысл в прочитанном произведении. Формировать заботливое отношение к природе через игру. Дать представление о строении цветка. Учить детей создавать цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величне. | Воспитатель, дети, родители. |
2. | Беседа: «Времена года» Чтение сказки В.Даль «Старик-годовик», Ю. Крутогорова «Четыре времени года, четыре цвета земли». Трудовая деятельность Дидактическая игра «Когда это бывает?». «Старик-годовик». Презентация: «Юные экологи» Познавательная деятельность «Времена года» | Формировать знания детей о временах года и их признаках. Учить внимательно слушать произведение, понимать его характер. Учить детей уходу за растениями, наблюдать за изменениями в природе. Учить детей различать признаки времен года. Формировать знания детей об экологии, воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить знания о временах года и их признаках. | Воспитатель, дети, родители. |
3. | Беседа «Какая бывает погода?» Чтение рассказа «Как небо собиралось в гости к Земле» Пальчиковая игра «Дождик». Отгадывание загадок о погоде. Трудовая деятельность Презентация: Виды погоды. Изобразительная деятельность «Солнышко и тучка» | Формировать знания детей о погоде, учить определять погоду на улице. Учить соотносить услышанное произведение с собственным опытом и делиться впечатлениями. Познакомить с пальчиковой игрой, развивать мелкую моторику рук. Упражнять в отгадывании загадок о погодных явлениях. Уборка пожелтевших листьев на закрепленной территории. Формировать знания о погодных явлениях. Учить детей рисовать природу, видеть отличия хорошей погоды от плохой. | Воспитатель, музыкальный работник, дети, родители. |
4. | Беседа: «Деревья – хранители природы». Чтение сказки М.Пришвина «Разговор деревьев» Подвижная игра «Дерево, кустик, травка». Дидактическая игра «Деревья» Акция с фото отчетом «Вместе сделаем мир лучше! Трудовая деятельность Продуктивная деятельность «Березка» (коллективная аппликация) | Дать представление о важности деревьев на нашей планете. Развивать внимательность при чтении, пополнять словарный запас детей. Учить действовать по сигналу воспитателя. Формировать знания детей о деревьях, познакомить с некоторыми видами деревьев и их листьями. Приобщить родителей к экологическому воспитанию детей. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Научить детей сажать деревья, воспитывать уважительное отношение к природе. Показать приемы оформления деревьев. Вызвать интерес оформлению коллективной композиции. | Воспитатель, музыкальный работник, дети, родители. |
5. | Беседа «Овощи и фрукты» Чтение сказок об овощах и фруктах. Выставка поделок из овощей и фруктов. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Продуктивная деятельность «Огород и сад» (лепка) | Формировать знания детей о фруктах и овощах. Учить видеть между ними разницу. Формировать умение слушать и понимать прочитанное. Развивать эстетический вкус детей. Упражнять в отгадывании загадок об овощах и фруктах. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. | Воспитатель, музыкальный работник, дети, родители. |
6. | Беседа: «Животные, птицы, рыбы» Чтение сказки Е.Чарушина «Воробей», Лисята», «Медвежата» Пальчиковая игра «Сорока-белобока». Подвижная игра «Звери вышли на зарядку» Трудовая деятельность Дидактическая игра «Кто где живет?» Презентация: «Животные – наши друзья» Продуктивная деятельность «Разноцветная рыбка» (Коллективная аппликация) | Воспитывать в детях любовь к животным, желание им помогать. Учить внимательно слушать произведение. Развивать мелкую моторику рук. Развивать силу, ловкость, выносливость. Приведение в порядок клумб на закрепленной территории, уборка растений. Формировать знания детей о животных и их домах. Познакомить детей с животными и их видами. Учить детей пользоваться ножницами, вырезать круги и сгибать их пополам | Воспитатель, дети, родители. |
7. | Беседа: «О бережном отношении к природе» Чтение рассказа А. Бабаджан «Муравьи» Подвижная игра «Собери мусор». Экологическая акция «Сделаем лес чище!» Продуктивная деятельность «Наша природа» (аппликация) | Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить внимательно слушать произведение. Понимать смысл прочитанного. Учить действовать по сигналу. Познакомить детей с экологическим способом раздельного сбора мусора. Воспитывать у детей желание помогать природе. Учить раздельному сбору мусора. Формировать у детей представление о планете Земля. Развивать творческие способности детей. | Воспитатель, дети, родители. |
8. | Беседа: «Я – юный эколог» Чтение рассказа Б. Заходер «Про всё-всё на свете» Викторина «Что я знаю об экологии» Выставка-дефиле эко костюмов из переработанного материала «За чистую планету!» Познавательная деятельность «Моя планета Земля» | Закрепить знания детей о способах защиты экологии. Учить внимательно слушать произведение. Понимать смысл прочитанного. Учить действовать по сигналу. Познакомить детей с экологическим способом раздельного сбора мусора. Воспитывать у детей желание помогать природе. Учить рационально использовать переработанные материалы. Закрепить знания детей о нашей планете, о необходимости ее защищать. | Воспитатель, дети, родители. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни"
Статья на Бакушенские пед. чтения "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру"...
«Формирование бережного и разумного отношения к окружающей среде, воспитание у детей ответственности за сохранение ее чистоты»
Основы мировоззрения человека закладываются в дошкольном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о раз...
Проект "В мире животных" Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и сво
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №93 г. Карталы» ПроектТема: "В мире животных"для детей средней группы...
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....
Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)
В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...
Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни! В. Берестов Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одн...
Проект по самообразованию на тему "Приучение детей старшего дошкольного возраста к бережному отношению к окружающей среде по средствам дидактических игр"
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению детьми «азбуки природы». Именно в этот период р...