Проект по формированию научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде для детей 4-5 лет "Вместе сделаем мир лучше!"
проект (средняя группа)

Алёшина Наталия Александровна

Вряд ли на нашей планете найдется человек, который не восхищался бы нашей природой и ее красотой. Но, к сожалению, современные реалии таковы, что в век развития технологий дети редко общаются с природой, большинство родителей предпочитают прогулкам просмотр мультфильмов или компьютерные игры, ссылаясь на занятость.  Целью проекта стало формирование научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения детей к окружающей среде. В ходе проекта мы достигли поставленной цели, дети полностью были погружены в сказочный мир природы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmeste_sdelam_mir_luchshe.docx325.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Чуварлейский детский сад «Колокольчик»

Алатырского района Чувашской Республики

Проект

по формированию научно-позновательного и эмоционально-нравственного отношения к окружащей среде

 детей 4-5 лет

на тему:

«ВМЕСТЕ СДЕЛАЕМ МИР ЛУЧШЕ!»

https://agalibr.ru/wp-content/uploads/2022/03/1bc8539719eea27532a8262384caf2b4.jpeg

                                                                             

                                                       

 Разработала:

                                                   Воспитатель 1 квалификационной категории  Алёшина Н.А.

Чуварлеи, 2022

Проект по формированию научно-позновательного и эмоционально-нравственного отношения к окружащей среде детей 4-5 лет на тему:

«Вместе сделаем мир лучше!»

Тип проекта: научно - познавательный, групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный, сентябрь 2022 г. -  октябрь 2022 г. (8 недель)

Возраст детей: 4-5 лет

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проекта:        

«Как прекрасен этот мир, посмотри»

(В. Харитонов)

Вряд ли на нашей планете найдется человек, который не восхищался бы нашей природой и ее красотой. Но, к сожалению, современные реалии таковы, что в век развития технологий дети редко общаются с природой, большинство родителей предпочитают прогулкам просмотр мультфильмов или компьютерные игры, ссылаясь на занятость.

На летней прогулке мы с детьми наблюдали за цветами, за жизнью насекомых и я не заметила их интереса к природе, им были не интересны растения, они не знали правил культурного поведения на улице, бросали бумажки, ломали кустики. Тогда я задала детям вопрос, хотели бы вы больше узнать о нашей природе? Ответ детей был положительным. Так и назрела необходимость нашего проекта.

Экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Везде можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта: Формирование научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения детей к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

- обогатить представления детей о жизни диких и домашних животных весной;

- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними.

Развивающие:

- развивать  любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;

- развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности; укреплять здоровье детей, проводить закаливающие процедуры.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

У детей сформируются научно-познавательные и эмоционально-нравственные отношения к окружающей среде; бережное отношение к природе.

Методы и формы работы по реализации проекта:

- словесный

- метод обследования, наглядности

- проблемно-мотивационный

- практический

Продукт проекта:

- Альбом «Юный эколог»;

- Выставка поделок из овощей и фруктов;

- Акция с фото отчетом «Вместе сделаем мир лучше!»;

- Выставка-дефиле Эко-костюмов из переработанного материала «За чистую планету!»;

- Экологическая акция «Сделаем лес чище!»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный: 

- Выявление первоначальных знаний детей о природе.

- Определение проблемы.

- Постановка цели, задач.

- Подобрать всю необходимую информацию, литературу.

- Составление перспективного плана работы (Приложение № 1).

- Подготовка информации для родителей: родительское собрание «Вместе сделаем мир лучше!», оформление папки-передвижки «Экологическое воспитание дошкольников», «Как привить любовь к природе»; консультаций «Берегите природу», «Экологическое воспитание».

II этап – основной:

1. Беседы с детьми об экологии.

2.  Просмотр презентаций: «Юные экологи», «Виды погоды», «Животные – наши друзья».

3. Знакомство с экологическими играми.

4. Проведение цикла познавательных занятий.

5.Трудовая деятельность и наблюдение за природой.

6. Чтение рассказов и отгадывание загадок о природе.

7. Проведение выставок и акций на экологическую тематику.

III этап - заключительный

  1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  2.      Выставка-дефиле эко костюмов из переработанного материала «За чистую планету!».
  3. Отчет – презентация о проделанной работе.

Список методических пособий:

1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158

2. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.

3. Курашова, В. Методика экологического воспитания средствами фольклора / Курашова В.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 108-111.

Приложение 1.

Недели

Формы и методы работы

Задачи

Участники

1.

Беседа «Что такое экология?»

Игра-беседа:«Мой любимый цветок»

Чтение сказки К. Паустовского «Заботливый цветок»

Подвижная игра «На лесной полянке».

Познавательная деятельность: «Цветы».

 Продуктивная деятельность: «Цветы на даче» (аппликация)

Дать первоначальные знания об экологии, ее значении для человека

Познакомить детей с некоторыми видами цветов.

 Учить видеть смысл в прочитанном произведении.

Формировать заботливое отношение к природе через игру.

Дать представление о строении цветка.

Учить детей создавать цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величне.

Воспитатель, дети, родители.

2.

Беседа: «Времена года»

Чтение сказки В.Даль «Старик-годовик»,

Ю. Крутогорова «Четыре времени года, четыре цвета земли».

Трудовая деятельность

Дидактическая игра «Когда это бывает?». «Старик-годовик».

Презентация: «Юные экологи»

Познавательная деятельность «Времена года»

Формировать знания детей о временах года и их признаках.

Учить внимательно слушать произведение, понимать его характер.

Учить детей уходу за растениями, наблюдать за изменениями в природе.

Учить детей различать признаки времен года.

Формировать знания детей об экологии, воспитывать бережное отношение к природе.

Закрепить знания о временах года и их признаках.

Воспитатель,

дети, родители.

3.

Беседа «Какая бывает погода?»

Чтение рассказа «Как небо собиралось в гости к Земле»

 Пальчиковая игра «Дождик».

Отгадывание загадок о погоде.

Трудовая деятельность

Презентация: Виды погоды.

Изобразительная деятельность «Солнышко и тучка»

Формировать знания детей о погоде, учить определять погоду на улице.

Учить соотносить услышанное произведение с собственным опытом и делиться впечатлениями.

Познакомить с пальчиковой игрой, развивать мелкую моторику рук.

Упражнять в отгадывании загадок о погодных явлениях.

Уборка пожелтевших листьев на закрепленной территории.

Формировать знания о погодных явлениях.

Учить детей рисовать природу, видеть отличия хорошей погоды от плохой.

Воспитатель, музыкальный работник, дети, родители.

4.

Беседа: «Деревья – хранители природы».

Чтение сказки М.Пришвина «Разговор деревьев»

Подвижная игра «Дерево, кустик, травка».

Дидактическая игра «Деревья»

Акция с фото отчетом «Вместе сделаем мир лучше!

Трудовая деятельность

Продуктивная деятельность

«Березка»

(коллективная аппликация)

Дать представление о важности деревьев на нашей планете.

Развивать внимательность при чтении, пополнять словарный запас детей.

Учить действовать по сигналу воспитателя.

Формировать знания детей о деревьях, познакомить с некоторыми видами деревьев и их листьями.

Приобщить родителей к экологическому воспитанию детей. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Научить детей сажать деревья, воспитывать уважительное отношение к природе.

Показать приемы оформления деревьев. Вызвать интерес  оформлению  коллективной композиции.

Воспитатель, музыкальный работник, дети, родители.

5.

Беседа «Овощи и фрукты»

Чтение сказок об овощах и фруктах.

Выставка поделок из овощей и фруктов.

Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

Продуктивная деятельность «Огород и сад» (лепка)

Формировать знания детей о фруктах и овощах. Учить видеть между ними разницу.

Формировать умение слушать и понимать прочитанное.

Развивать эстетический вкус детей.

Упражнять в отгадывании загадок об овощах и фруктах.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Воспитатель, музыкальный работник,  дети, родители.

6.

Беседа: «Животные, птицы, рыбы»

 Чтение сказки Е.Чарушина «Воробей», Лисята», «Медвежата»

 Пальчиковая игра «Сорока-белобока».

Подвижная игра «Звери вышли на зарядку»

Трудовая деятельность

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Презентация: «Животные – наши друзья»

Продуктивная деятельность «Разноцветная рыбка»

(Коллективная аппликация)

Воспитывать в детях любовь к животным, желание им помогать.

Учить внимательно слушать произведение.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать силу, ловкость, выносливость.

Приведение в порядок клумб на закрепленной территории, уборка растений.

Формировать знания детей о животных и их домах.

Познакомить детей с животными и их видами.

Учить детей пользоваться ножницами, вырезать круги и сгибать их пополам

Воспитатель, дети, родители.

7.

Беседа: «О бережном отношении к природе»

Чтение рассказа А. Бабаджан «Муравьи»

Подвижная игра «Собери мусор».

Экологическая акция «Сделаем лес чище!»

Продуктивная деятельность «Наша природа» (аппликация)

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Учить внимательно слушать произведение. Понимать смысл прочитанного.

Учить действовать по сигналу. Познакомить детей с экологическим способом раздельного сбора мусора.

Воспитывать у детей желание помогать природе. Учить раздельному сбору мусора.

Формировать у детей представление о планете Земля. Развивать творческие способности детей.

Воспитатель, дети, родители.

8.

Беседа: «Я – юный эколог»

Чтение рассказа Б. Заходер «Про всё-всё на свете»

Викторина «Что я знаю об экологии»

Выставка-дефиле эко костюмов из переработанного материала «За чистую планету!»

Познавательная деятельность «Моя планета Земля»

Закрепить знания детей о способах защиты экологии.

Учить внимательно слушать произведение. Понимать смысл прочитанного.

Учить действовать по сигналу. Познакомить детей с экологическим способом раздельного сбора мусора.

Воспитывать у детей желание помогать природе. Учить рационально использовать переработанные материалы.

Закрепить знания детей о нашей планете, о необходимости ее защищать.

Воспитатель, дети, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни"

Статья на Бакушенские пед. чтения "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру"...

«Формирование бережного и разумного отношения к окружающей среде, воспитание у детей ответственности за сохранение ее чистоты»

Основы мировоззрения человека закладываются в дошкольном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о раз...

Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....

Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)

В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...

Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде

Дерево, трава, цветок и птицаНе  всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни! В. Берестов Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одн...

Проект по самообразованию на тему "Приучение детей старшего дошкольного возраста к бережному отношению к окружающей среде по средствам дидактических игр"

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению детьми «азбуки природы». Именно в этот период р...