Методический проект "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"
методическая разработка (старшая группа)
Представляю Вашему вниманию мой авторский методический проект по теме: "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"
Изучая опыт своих коллег, отбираю лучшее и использую в своей деятельности. Накапливаю методический материал для реализации в коррекционной работе.
Всем желающим презентую мою работу по системе коррекции звукопроизношения. Мой проект - это руководство к действию других педагогов.
Этот методический проект показывает мою систему работы в действии. Только комплексно работая по устранению дефекта звукопроизношения можно добиться хорошего результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskij_proekt.docx | 63.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мунициальное дошкольное образовательное учреждение
Тисульский детский сад №1 «Колосок»
Методический проект
«Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения»
Автор-составитель:
Н.В. Пушина,
учитель-логопед
Тисуль
2023
Методический проект
«Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения»
Обоснование темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник дошкольной образовательной организации должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания, использовать ее в качестве средства общения, познания, творчества. Ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.
Анализируя уровень развития речи воспитанников за последние три года, пришла к выводу о том, что у дошкольников отмечается тенденция к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Детей с речевыми нарушениями рассматриваю как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затруднят успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В процессе анализа своей работы выявила следующее:
- традиционные методики не дают ожидаемого результата или он слишком мал или не в нужной мере показателен,
- коррекционные задания часто дублируются, повторяются на протяжении всей коррекционно-развивающей работы, что вызывает снижение мотивации детей, их речевой активности в системе коррекционной работы,
- речевой и дидактический материал для проведения занятий нужно периодически обновлять, чтобы поддержать мотивацию/интерес детей к коррекционным занятиям.
Таким образом, анализ результатов деятельности натолкнул на мысль о поиске нетрадиционных приемов и методик коррекционной работы. Использованные мною в качестве эксперимента некоторые технологии арт – педагогики, нейропсихологические упражнения в комплексе с нетрадиционными дыхательными гимнастиками показали хорошие результаты. Поэтому приняла решение изучить данные методики и апробировать их в процессе коррекционной работы.
Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью комплекса интегрированных приемов и методик (нетрадиционная артикуляционная гимнастика (баранки, палочки и т.д.), технологии арт - педагогики (сказкотерапия, драматерапия, изотерапия, библиотерапия, кинезитерапия), нейропсихологические упражнения, нетрадиционная дыхательная гимнастика).
Задачи:
- расширить знания в области нетрадиционных приемов и методик коррекции произношения звуков у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР);
- повысить мотивацию воспитанников к коррекционным занятиям,
- изучить положительный опыт учителей – логопедов в области применения нетрадиционных артикуляционных гимнастик,
- апробировать упражнения нетрадиционных артикуляционных гимнастик в коррекционной деятельности,
- проанализировать результаты использования упражнений нетрадиционных артикуляционных гимнастик, отобрать те, которые показали высокую результативность,
- составить картотеку упражнений нетрадиционных артикуляционных гимнастик;
- изучить положительный опыт учителей – логопедов в области применения технологий арт – педагогики: сказкотерапии, драматерапия, библиотерапии, изотерапии, кинезитерапии;
- апробировать использование технологии арт – педагогики в процессе коррекционной работы;
- проанализировать результаты использования технологий арт – педагогики в процессе коррекционной работы, отобрать те, которые показали высокую результативность;
- составить картотеку логопедических сказок/рассказов/художественных произведений/сценариев для драматизаций,
- изучить положительный опыт учителей – логопедов в области применения нейропсихологических упражнений;
- апробировать применение нейропсихологических упражнений в процессе коррекционной работы,
- проанализировать результаты использования нейропсихологических упражнений в процессе коррекционной работы, отобрать те, которые показали высокую результативность;
- составить картотеку нейропсихологических игр/упражнений,
- изучить опыт учителей – логопедов в области применения нетрадиционных дыхательных гимнастик,
- апробировать упражнения нетрадиционных дыхательных гимнастик в процессе коррекционной работы,
- проанализировать результативность использования нетрадиционных дыхательных гимнастик в процессе коррекционной работы, отобрать те, которые показали высокую результативность,
- составить картотеку упражнений нетрадиционной дыхательной гимнастики,
- изучить опыт коллег в области создания воспитательной среды, формирующей навыки позитивной коммуникации, социализации детей с речевыми нарушениями (ФНР, ОНР): духовно – нравственные ценности, культуру здорового образа жизни, готовность к выполнению социальных ролей (члена коллектива, члена семьи, гражданина) и способность владения навыками социального взаимодействия и толерантного общения,
- апробировать изученный опыт в процессе коррекционной работы, проанализировать его результативность,
- определить модель среды коррекционной работы по звукопроизношению с помощь использования комплекса интегрированных приемов и методик (нетрадиционная артикуляционная гимнастика (баранки, палочки и т.д.), технологии арт - педагогики (сказкотерапия, драматерапия, изотерапия, библиотерапия, кинезитерапия), нейропсихологические упражнения, нетрадиционная дыхательная гимнастика).
Планируемый результат
- владение комплексом интегрированных приемов и методик (нетрадиционная артикуляционная гимнастика (баранки, палочки и т.д.), технологиями арт - педагогики (сказкотерапия, драматерапия, изотерапия, библиотерапия, кинезитерапия), нейропсихологические упражнения, нетрадиционная дыхательная гимнастика;
- повышение мотивации воспитанников к коррекционным занятиям;
- картотека нетрадиционных артикуляционных гимнастик, нейропсихологических упражнений, комплексов нетрадиционных дыхательных гимнастик,
- разработка рабочей программы учителя – логопеда для детей 5 – 7 лет с нарушениями звукопроизношения с указанием используемых нетрадиционных артикуляционных гимнастик, технологий арт – педагогики, нейропсихологических и кинезиологических игр/ упражнений, комплексов нетрадиционных дыхательных гимнастик;
- определение модели среды коррекционной работы, формирующей правильное произношение звуков речи, позитивной коммуникации, социализации детей с речевыми нарушениями (ФНР, ОНР): духовно – нравственные ценности, культуру здорового образа жизни, готовность к выполнению социальных ролей (члена коллектива, члена семьи, гражданина) и способность владения навыками социального взаимодействия и толерантного общения.
- формирование системы коррекционной работы звукопроизношения с учетом технологий создания условий для ее успешности и собственно коррекционной работы на основе обеспечения взаимодействия с воспитателями и инструктором по физической культуре,
-формирование модели коррекционной работы по звукопроизношению на основе использования коррекционных занятий, НОД, самостоятельной деятельности детей, праздников и воспитательных мероприятий.
Срок работы над темой методического проекта - 3 года.
Первый год
2022 - 2023 учебный год
Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью технологий арт - педагогики (сказкотерапия, драматизация, библиотерапия, изотерапия, кинезиотерапия).
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Форма предоставления результатов |
Подготовительный | Анализ затруднений. Изучение результатов диагностики звукопроизношения воспитанников 5 -7 лет. | Первая половина сентября | Отчет с указанием проблем и их причин. |
Постановка проблемы, выработка путей решения проблемы с помощью технологий арт –педагогики. | 15 – 20 сентября | Формулирование проблемы, её обоснование. | |
Изучение научной и педагогической литературы по арт – педагогике с целью ее использования в процессе коррекции звукопроизношения. Изучение опыта коллег по использованию технологий арт- педагогики. | 20 сентября – 1 ноября | Картотека изученных материалов с аннотацией содержания. Тезисы изученных источников. | |
Прогностический | Определение цели и задач работы по использованию технологий арт – педагогики. | 1 – 15 ноября | План работы по реализации технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения |
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы коррекции звукопроизношения с помощью технологий арт- педагогики. | 1 – 15 ноября | План работы по реализации технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения | |
Прогнозирование результатов. | 1 – 15 ноября | План работы по реализации технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения | |
Практический | Апробация педагогических технологий арт – педагогики в проведении мероприятий, направленных на решение следующих проблем: - нарушение ритмической организации речи, - малый лексический запас, проблемы в грамматическом строении речи, - трудности речевой коммуникации | Ноябрь - апрель | Конспекты/ технологические карты мероприятий/занятий с использованием технологий арт – педагогики. |
Апробация следующих технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения: -изотерапия, -драматерапия, -библиотерапия, - сказкотерапия. | Ноябрь - апрель | Методическое сопровождение мероприятий с использованием технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения | |
Формирование методического сопровождения использования технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения. | Декабрь – май | Методические рекомендации по использованию технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения | |
Отслеживание системы проведения коррекции звукопроизношения, текущих и промежуточных результатов. | Ноябрь – апрель. май | Результаты мониторинга. Результаты диагностики. | |
Корректировка работы. | Май | Откорректированный план коррекционной работы, РП учителя – логопеда с учетом технологии арт - педагогики | |
Обобщающий | 1. Подведение итогов. | 1 – 2 неделя мая | Отчет о проделанной работе. |
2. Оформление результатов работы по теме. | 3 неделя мая | ||
3. Представление материалов. | 4 неделя мая |
Система мероприятий по использованию технологий арт –педагогики с в процессе коррекции звукопроизношения
- рассказывание и обсуждение сказок/рассказов/художественных и фольклорных произведений, способствующих закреплению правильного звукопроизношения, освоению грамматического строя речи, формированию связной речи;
- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- драматизации сказок/рассказов/художественных и фольклорных произведений, способствующих закреплению правильного звукопроизношения, освоению грамматического строя речи, формированию связной речи;
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- изотерапия (лепка, рисование)
- направленное чтение художественного произведения с целью решения личностных проблем воспитанников (библиотерапия),
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
Проблема | Мероприятия | Сроки |
- Проблемы ритмической организации речи (ОНР) | Иллюстрирование «Послушный ветерок» | Ноябрь |
Выставка рисунков «Разноцветная фантазия/ как выглядят буквы/веселая азбука» | Декабрь | |
Конкурс творческих работ (лепка) «Спешите видеть красоту» | Ноябрь | |
Сказка «Репка», беседа по сказке, дошкольники | Ноябрь | |
Сказка «Теремок», беседа по сказке, дошкольники | Декабрь | |
Занятие - викторина «Путешествие по сказкам» | Январь | |
Занятие «Коллективная сказка» с ее инсценировкой для дошкольников 5-7 лет | Апрель | |
Инсценировка «А кто сидит в мешке?» 5 - 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями | Ноябрь | |
Инсценировка «Приключения кота Кузи» 5-7 лет с танцевальными/ритмическими движениями | Декабрь | |
Игровые занятия: «Замок героя», «Кто лучше всех?», «Поговорим?!» с танцевальными/ритмическими движениями | Январь | |
Инсценировка с использованием настольного тетра «Волк и козлята» /«Заюшкина избушка» для дошкольников 5-7 лет | Январь | |
Занятие с элементами сказкотерапии «Волшебный камень» 5 – 7 лет с ритмическими движениями | Март | |
Инсценировка «Пряник для волка» для 5 – 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями | Февраль | |
Инсценировка «Хвост для хвастунишки» для 5- 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями | Апрель | |
Инсценировка «Золотые стрелы» для 5 – 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями | Апрель | |
Малый лексический запас речи, неправильная грамматическая организация речи | Выставка рисунков «Какого цвета счастье?» Выставка рисунков «А я и не знал, что могу…» Конкурс творческих работ «Руки творят чудеса» Конкурс «Расскажи сказку» 5 – 7 лет Занятие - викторина «Путешествие по сказкам» Сказкотерапия сказки: «Как цыпленок Цып учился считать», «Помощники доброго волшебника», Инсценировка с помощью настольного театра «» (вставьте сами названия те, что у Вас имеются для дошкольников, чтобы они для малышей разыграли) Инсценировка «Лекарство от страха» с танцевальными/ритмическими движениями Инсценировка сказки «Как Андрюша гостей встречал» для дошкольников с танцевальными/ритмическими движениями Инсценировка «О страхе запечном» с танцевальными/ритмическими движениями Участие в районном конкурсе инсценировок «Театр всегда со мной/ Театр - моя любовь» Занятие с элементами сказкотерапии «Спасение волшебного цветка» для 5 – 7лет Занятие с элементами сказкотерапии «Верю в себя» Тренинг с элементами сказкотерапии «Зеркальный оракул» Тренинг с элементами сказкотерапии «Волшебный мир гармонии» | |
-Трудности речевой коммуникации | Выставка рисунков «Взрыв эмоций» Выставка рисунков «Отзовись, доброта» Выставка рисунков «Мир моими глазами» Конкурс творческих работ «Вместе мы многое можем» 5- 7 лет Инсценировка «Маленькие человечки» для 5 – 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями Инсценировка «Сказка про веселого эльфа и злую колдунью» для 5 – 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями Конкурс творческих работ «Скажи мне слово» Тренинг с элементами сказкотерапии «Волшебное слово» для 5 – 7 лет | |
-Нарушения звукопроизношения | Выставка рисунков «Берега моей мечты» Выставка творческих работ «Волшебство своими руками» Выставка рисунков «Дарите людям красоту» Инсценировка театра - экспромта «Кто ты? Кто я?» Инсценировка «Здравствуй, Принцесса» 7 – 17 лет с танцевальными/ритмическими движениями Конкурс творческих работ «Что я могу?» Сказкотерапия «Загадочная разговор» Сказкотерапия «Волшебные правила» Логопедические сказки на отработку различных звуков Тренинг с элементами сказкотерапии «Пароль для входа и выхода» Тренинг с элементамии сказкотерапии «Волшебные зеркала» Тренинг с элементами сказкотерапии «Ослиная шкура» |
Второй год
2023 – 2024 учебный год
Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью использования нетрадиционных дыхательных и артикуляционных гимнастик, технологий арт- педагогики ( драматерапии, кинезиотерапии, изотерапии).
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Форма предоставления результатов |
Подготовительный | Анализ затруднений. Изучение результатов диагностики постановки правильного дыхания, проблем артикуляции звуков. | Сентябрь | Отчет с указанием проблем и их причин. |
2. Постановка проблемы. | Октябрь | Формулирование проблем постановки правильного дыхания и использования артикуляционных гимнастики для устранения проблем артикуляции звуков с помощью создания условий для позитивной коррекции звукопроизношения. | |
3. Изучение научной и педагогической литературы по технологиям постановки правильного дыхания и использования нетрадиционных артикуляционных гимнастик. Используемые современные педагогические технологии: - арт – педагогика (изотерапия, драматерапия, кинезиотерапия). | Ноябрь – декабрь | Картотека изученных материалов с аннотацией содержания. Тезисы изученных источников. | |
Прогностический | Определение цели и задач работы по созданию условий для коррекции звукопроизношения (развитие полушарий головного мозга, мелкой моторики, постановка правильного дыхания, самомассаж и т.д.) | 1 – 15 ноября | План работы по реализации технологий успешной коррекции звукопроизношения ( пальчиковые гимнастики, комплекс кинезиологических гимнастик, нетрадиционные артикуляционные гимнастики, нетрадиционные дыхательные гимнастики, самомассаж и т.д.) |
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем коррекции звукопроизношения с помощью системы кинезиологических упражнений, комплексов нетрадиционных артикуляционных и дыхательных гимнастик, пальчиковых игр и т.д. | 1 – 15 ноября | План работы по реализации взаимодействия со специалистами ДОУ ( инструктор по физической культуре, воспитатели) в целях обеспечения успешной коррекции звукопроизношения | |
3. Прогнозирование результатов | 1 – 15 ноября | План работы, РП с учетом системы работы учителя – логопеда по созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения. | |
Практический | Апробация системы работы по созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения: - коррекционные занятия, - НОД, - самостоятельная деятельность детей под руководством логопеда, - утренники, праздники, воспитательные мероприятия под руководством логопеда
|
Ноябрь – апрель | Конспекты/ технологические карты: - коррекционных занятий, -НОД с использованием: кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики, нетрадиционных дыхательных упражнений, -мероприятий с использованием кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики, нетрадиционных дыхательных упражнений, |
Формирование методического сопровождения использования системы упражнений для создания условий для успешной коррекции звукопроизношения | Декабрь – май | Методические рекомендации по использованию системы упражнений для создания условий для успешной коррекции звукопроизношения. | |
Отслеживание системы работы по созданию условий успешной коррекции звукопроизношения. | Ноябрь – май | Результаты мониторинга. Результаты диагностики. | |
Корректировка работы. | Май | Откорректированный план коррекционной работы с учетом использования комлпекса кинезиологическх упражнений, нетрадиционных дыхательных и артикуляционных гимнастик, изотерапии, пальчиковых игр и т.д. | |
Обобщающий | Подведение итогов. | 1 – 2 неделя мая | Отчет о проделанной работе. |
Оформление результатов работы по теме. | 3 неделя мая | ||
Представление материалов. | 4 неделя мая |
Система мероприятий по созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения
Используемые приемы, методы и педагогические технологии:
- артикуляционные гимнастики (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- нетрадиционные дыхательные гимнастики,
- массаж и самомассаж,
- игровые технологии, пальчиковая гимнастика,
- нетрадиционные дыхательные гимнастики – сочетание игровой технологии, сказкотерапии, кинезиотерапии, драматерапии,
- артикуляционно – пальчиковая гимнастика
- дыхательные движения – игровые дыхательные гимнастики.
- нетрадиционные артикуляционные гимнастики.
- дыхательные гимнастики + самомассаж
- игровой самомассаж
- пальчиковые игры со стихотворным, музыкальным сопровождением, народные потешки и песенки, игры – манипуляции - то есть пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей рук
- пальчиковые кинезиологические игры (растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж).
Система работы учителя – логопеда:
- упражнения на постановку правильного дыхания (нетрадиционные дыхательные гимнастики)+ самомассаж с использованием игровых технологий;
- нетрадиционые артикуляционные гимнастики («вкусные»),
- пальчиковые игры со стихотворным, музыкальным сопровождением, народные потешки и песенки, игры – манипуляции - то есть пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей рук (технология арт- педагогики: драматизация, кинезиотерапия; игровые технологии),
- эмоционально – стимулирующие гимнастики: образная гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек.
- пальчиковая гимнастика со стихотворным сопровождением,
- точечный массаж
- пальчиковые игры + самомассаж «Новый год», «Рыбки», «Магазин одежды», «Урожай», «Осень», «Зима», «Грибы да ягоды» , «Умные пальчики».
Реализуется создание условий для успешной коррекции в процессе коррекционных занятий по плану работы учителя - логопеда, в процессе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, во время проведения праздников и воспитательных мероприятий.
1.Взаимодействие с инструктором по физкультуре ДОУ . Включить во время НОД следующие упражнения и их вариации:
- упражнения – растяжки - – рекомендовать использовать данные упражнения в процессе НОД «Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоко» и т.д.
- дыхательные упражнения - «Долгое дыхание», «Дыхание с остановками», « Дольше всех!» и т.д. ,.
- телесные упражнения - «Перекрестное марширование», «Мельница» , «Паровозик»,
«Робот», «Маршировка» и т.д.
2.Взаимодействие с воспитателями. Включить во время НОД и/или в самостоятельную деятельность детей следующие упражнения:
- Дыхательные упражнения - как игра во время самостоятельной деятельности детей, игры – соревнования «Кто дольше продержится под водой?», «Лучший ныряльщик», «Кто задует больше свечей?» и т.д.
- упражнения на релаксацию – это вариации детской игры «Море волнуется раз...» как игра во время самостоятельной деятельности детей, «Дирижер», «Волшебная музыка», упражнение - игра «Кто танцует лучше всех?» и т.д.
- упражнения эмоционально – стимулирующей гимнастики, то есть образная гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек «Вот какие люди», «Наши знакомцы», «Я как ты», «Что увидели в лесу?» и т.д. - в ходе мероприятий - праздников, развлечений, спортивных соревнований, гуляния и т.д.
- упражнения – игры на развитие мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», игровое название «Самый быстрый, внимательный, ловкий», групповое или парное игра – соревнование; «Колечки», игровое название - «Волшебная цепочка»; «Лезгинка», игровое название «Кто так сможет?». Нацелить детей на 6 – 8 раз повторения.
- упражнения на глазодвигательные движения: рисование в воздухе, игровое название «Угадай, что я рисую»; движение глаз по заданной траектории, игровое название «Путешествуем ...только глазами»;
- зеркальное рисование, развитие мелкой моторики: игры – рисование «Точно так», «Найди отличия», «Что на что похоже» и т.д.
Проблема | Мероприятия | Сроки |
Активизация межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельность, стрессоустойчивости, улучшение памяти в внимания; развитие мелкой моторики. | Выставка рисунков «Дела как я» (зеркальное рисование) | Ноябрь |
Пальчиковая игра «Весёлые гномики» | Декабрь | |
Пальчиковый театр « Кто к кому ходил в гости» | Апрель | |
Пальчиковая с кинезиологическая игра «Угадай – ка» | Январь | |
Драматизация сказок с кинезиологическими упражнениями «Божья коровка Мила», «Дождевой червяк», «Волшебная рыбка» | Апрель Май | |
Пальчиковая игра со стихотворным, сопровождением и кинезиологическими упражнениями «Как хорошо, что дождь пошел» | Декабрь Февраль | |
Пальчиковая игра со стихотворным сопровождением - народные потешки и песенки- с элементами самомассажа кистей рук «Кто к нам пришел» | Ноябрь | |
Пальчиковая кинезиологическия игра (глазодвигательные упражнения) «Все вижу!» | Октябрь | |
Пальчиковая кинезиологическия игра (упражнения для развития мелкой моторики) «У кого сегодня празник?» «Воздушное рисование» | Декабрь Январь | |
Пальчиковая кинезиологическия игра (упражнения на релаксацию и массаж) «Угадай, кто я?», «Кто пришел», «Веселая прогулка» | Ноябрь Март | |
Упражнения на релаксацию:«Дирижер», «Волшебная музыка», упражнение - игра «Кто танцует лучше всех?» | Октябрь Февраль
| |
Упражнения – игры на развитие мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», игровое название «Самый быстрый, внимательный, ловкий», групповое или парное игра – соревнование; «Колечки», игровое название - «Волшебная цепочка»; «Лезгинка», игровое название «Кто так сможет?». | Январь Февраль | |
Постановка правильного дыхания с помощью нетрадиционных дыхательных гимнастик, обучение речевому дыханию. | Упражнения – растяжки «Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоко» и т.д. | |
Нетрадиционные дыхательные упражнени я - «Долгое дыхание», «Дыхание с остановками», « Дольше всех!» - Игры – соревнования «Кто дольше продержится под водой?», «Лучший ныряльщик», «Кто задует больше свечей?» «Кто летит/жужжит/звенит?» | ||
Телесные упражнения - «Перекрестное марширование», «Мельница» , «Паровозик», «Робот», «Парад» | ||
Кинезиологические упражнения на релаксацию « Танцуй- замри- отомри», «Давай все делать одинаково», «Как в зеркале», «Узнай меня» | ||
Упражнения на постановку правильного дыхания (нетрадиционные дыхательные гимнастики) «Делай как я!», «Повторяйка», «Умею сам!» + самомассаж с использованием игровых технологий. | ||
Игры - самомассаж: «Посмотрите на меня», «Умелые ручки», «Этот пальчик лучше всех, он умеет...», «Зарядка – просыпайка» | ||
Игры -упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик», «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики», Бревнышки». | ||
Постановка и закрепление правильной артикуляции звукопроизношения | Комплексы упражнений нетрадиционных артикуляционных гимнастик: - «вкусные» гимнастики, | |
Нетрадиционная артикуляционна гимнастика с использованием пластиковых и деревянных палочек, трубочек, сосок: «Палочки – помогалочки», «Что умею я», «Что можно сделать» | ||
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с шариком, ложкой, водой, бинтом «Не пролей!», «Умелый язычок», «Лопаточка», «Ложечка – выручалочка», «Блинчик» и т.д. | ||
Нетрадиционные артикуляционные упражнения биоэнергоплатики: «Птенчики», «Качели», «Улыбка», «Хоботок», « Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Парус» и т.д. | ||
Артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов: забавные смешарики, веселая Маша, фиксики и т.д. | ||
Артикуляционная гимнастика во время игр с песком «Лошадка», «Качели» и др. с одновременными движениями по песку |
Третий год
2024 – 2025 учебный год
Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью нейропсихологических упражнений и кинезиологических сказок
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Форма предоставления результатов |
Подготовительный | Анализ затруднений. Изучение результатов диагностики звукопроизношения. | Сентябрь | Отчет с указанием проблем и их причин. |
2. Постановка проблемы. | Октябрь | Формулирование проблемы созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения с помощью нейропсихологических игр и кинезиологических сказок | |
3. Изучение научной и педагогической литературы по использованию нейпропсихологических игр и кинезиологических сказок в процессе коррекционной работы по звукопроизношению. | Ноябрь – декабрь | Картотека изученных материалов с аннотацией содержания. Тезисы изученных источников. | |
Прогностический | Определение цели и задач работы по созданию условий для успешной коррекционной работы по звукопроизношению с помощью нейропсихологических игр и кинезиологических сказок | 1 – 15 ноября | План работы по созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения с помощью нейропсихологических игр и кинезиологических сказок |
2. Разработка системы использования нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий успешной коррекции звукопроизношения. | 1 – 15 ноября | План работы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий успешной коррекции звукопроизношения. | |
3. Прогнозирование результатов | 1 – 15 ноября | План работы, внесение изменений в РП по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий успешной коррекции звукопроизношения. | |
Практический | Апробация системы нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий успешной коррекции звукопроизношения. |
Ноябрь – апрель | Конспекты/ технологические карты мероприятий с использованием системы нейропсихологических игр и кинезиологических сказок |
Формирование методического сопровождения использования системы нейропсихологических игр и кинезиологических сказок | Декабрь – май | Методические рекомендации по использованию системы нейропсихологических игр и кинезиологических сказок | |
Отслеживание системы проведения коррекционных и др. занятий с помощью системы нейропсихологических игр и кинезиологических сказок | Ноябрь – май | Результаты мониторинга. Результаты диагностики. | |
Корректировка работы. | Май | Откорректированный план воспитательной работы с учетом системы нейропсихологических игр и кинезиологических сказок | |
Обобщающий | Подведение итогов. | 1 – 2 неделя мая | Отчет о проделанной работе. |
Оформление результатов работы по теме. | 3 неделя мая | ||
Представление материалов. | 4 неделя мая |
Система мероприятий по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических сказок:
-стимуляция умственной и речевой активности перед началом образовательной деятельности;
-развитие мелкой моторики рук;
- формирование зрительного контроля;
-развитие пространственной ориентации;
- активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие,
- снятие возбудимости, рассеянности, утомления.
Проблема | Мероприятия | Сроки |
проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием | Нейропсихологические игры: «Змейка», «Кулак – ладонь», «Слон» | |
Нейропсихологическая игра «Стукни, топни, хлопни», «Соедини точки» с речевым заданием | ||
Нейропсихологическая игра «Говори-показывай» | ||
Нейропсихологическая игра «Шарики на ложках» | ||
Нейропсихологическая игра «Поймай мышку» | ||
Нейропсихологическая игра « Делаем конфетки» | ||
Нейрописихологическая игра «Стаканчики –перевертыши» | ||
Нейропсихологическая игра «Песочный дождик» | ||
Нейропсихологическая игра «Кто оставил след» | ||
Нейропсихологическая игра «Волшебный мешочек» | ||
Кинезиологическая сказка «В лесу» | ||
Кинезиологическая сказка «Городской парк» | ||
Быстрая утомляемость, медленная работа мозга | Нейропсихологические игры с использованием балансира: «Удержись на доске», «Держись и повторяй», «Повтори за мной», «Держись и попади в мишень» и т.д. | |
Нейропсихологические игры с дыхательной гимнастикой «Воздушный футбол», «Мыльные пузыри», «Шторм на море» | ||
Нейропсихологические игры с мячом «Поймай и скажи», «Куда полетит мяч?», «Кидаю с остановками», «Ловлю с остановками», «Хлопок - поймал» и т.д. | ||
Нейропсихологические игры «Червячок в яблочке» с речевым (стихотворным) сопровождением | ||
Кинезиологическая сказка « Две обезьянки» | ||
Нейропсихологические игры «Печатная машинка», | ||
Кинезиологическая сказка «Лесные истории», «Приключения маленького щенка», «Теремок» | ||
асинхронизация межполушарного взаимодействия мозга | Нейропсихологические зарядки – комплексы упражнений: «Хлоп – класс двумя руками», «Кулак – ладонь», «Хлоп – нажимаем указательным пальцем на кнопку», «Кольцо – класс» и т.д. - с речевым сопровождением. | |
Нейропсихологические игры «Мельница», «Шарик», «Пчёлка», «Делай ногами», «Рисование знака бесконечности» | ||
Упражнения с нейроскакалкой «Делай одновременно», «Все могу и сразу», «Прыжки с хлопками», «Прыжки с подбрасыванием мяча» и т.д. | ||
Нейропсихологическая игра «Марш – марш» с руками и ногами. | ||
Комплексы нейрогимнастики - физкультминутки «Вставайка», «Потянушка», «Кто лучше?» с речевым сопровождением | ||
Рисование двумя руками «Точь – в- точь» или раскрашивание двумя руками | ||
Нейропсихологические игры «Пила – молоток», «Брито – стрижено» с речевым заданием | ||
Нейрописихологические игра «Классики для пальчиков» с речевым заданием. | ||
Кинезиологическая сказка «Два котенка» | ||
Кинезиологические сказки «Лесной домик», «Колобок», | ||
Возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянность | Нейроклассики | |
Нейропсихологическая игра с использованием кольцеброса с речевым сопровождением/заданием «Делай и проговори», «Движение с заданием», | ||
Нейропсихологическая игра + телесные упражнения с мячом (прыжки с заданием, прыжки с речевым сопровождением) | ||
Нейропсихологическая игра «Яблочко по блюдечку», «Прикосновения» | ||
Нейротаблицы на внимание «Справа и слева» | ||
Нейропсихологическая игра «Каратист» | ||
Нейропсихологическая игра «Крик в пустыне» | ||
Нейропсихологическая игра «Дутибоп», «Телесные фигуры, буквы и цифры». | ||
Нейропсихологические игры «Hoc — пол — потолок», "Речка-берег", «Ухо – нос – хлопок», «Поймай ладошки» | ||
Кинезиологическая сказка «Яблонька», «В гости к бабушке», «Веселая семейка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
обобщение практического опыта учителя-логопеда...
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Для того чтобы коррекционная работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих ...
План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...
Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, для отработки определенных положений г...