"Умные деревяшки"
материал
Предварительный просмотр:
«Умные деревяшки»
В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
—применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Для осуществления данной формы взаимодействия ребенка и педагога необходимо создать соответствующую среду. Поэтому возникла идея- изготовить уникальное дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. В процессе игр, из серии «умные деревяшки», дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, сравнения, классификации, обобщения. В разработанных играх у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. С помощью представленных игр дети тренируют внимание, память, восприятие. Этот дидактический материал помогает осваивать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно-осязательные анализаторы. Способствует максимальному развитию мелкой моторике рук, речи. Пособие «умные деревяшки» состоит из серии игр, направленных на развитие познавательной деятельности дошкольника и является частью предметно-пространственной среды группы в соответствии с возрастными ограничениями. Пособие является материальной основой мыслительной деятельности ребенка. Основной акцент сделан на создание игр-головоломок. Игры разделены на 3 степени сложности (низкий, средний и высокой). Каждая игра проста в использовании, но она многофункциональна, так как решает множество задач: это получение, закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе развитие памяти, внимания, мышления. Мышление является высшим познавательным процессом, функцией головного мозга. А познавательное развитие дошкольника— это результат взаимодействия различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенная — возникает в процессе практических действий детей. Такие действия ребенка становятся средством познания действительности.
Цель пособия - это развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. Собирая даже самую простую, пусть всего из 2 деталей, игру, малыш тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить. Кроме того, с помощью представленных игр, процесс обучения идет намного быстрее, гораздо лучше запоминаются формы, цвета, усваивается новая информация. Еще среди достоинств этого занимательного пособия можно назвать- тренировку усидчивости, концентрации внимания, координации движений.
Формы работы:
- обучение детей в организованной образовательной деятельности;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей в течение дня;
- коррекционная работа;
- кружковая работа.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3-4 лет познавательное развитие с помощью «УД» возможно через совершенствование конструктивных умений. Познавательная серия игр из дерева создает условия для развития и наглядно-действенного, и наглядно-образного и логического мышления. Играя в такие игры, ребенок производит и практические действия, преобразующие предмет.
Тематика игр:
- экология, природа;
- транспорт (спецтехника, пассажирский);
- география;
- интеллектуальные игры.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно окажет помощь педагогу не только в обучении детей от 3 до 7 лет по всем темам образовательной программы, но и возможностью интегрироваться с другими образовательными областями.
При создании пособия были соблюдены следующие критерии:
- доступность;
- мобильность;
- многофункциональность;
- возможность пополнения демонстрационного материала;
- использование в качестве образовательной и игровой мотивации.
- насыщенность, яркость;
Пособия«Умные деревяшки» имеют ряд особенностей: полностью безопасны для детей, так как изготовлены из экологически чистого материала, приятны на ощупь, развивают тактильные ощущения малышей. Изготовлены игрушки из сертифицированной фанеры. И только береза, эта порода имеет наиболее плотную структуру устойчивую к растрескиванию, проста в обработке. В связи с этим игрушки безопасны и имеют долгий срок службы. При изготовлении игр-головоломок используются компоненты не содержащие вредных паров даже при нагревании. Заготовки тщательно шлифуются. Покрываются только акриловыми красками на водной основе, предназначенных для детского творчества.
Развивающие пазлы из серии «Природа. Экология. » (4+)
Цель: обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы; развитие у детей умения сопоставлять детали так, чтобы они составили общий объект. Формирование интереса ребенка к окружающему миру, любви к родной природе.
Предназначено: для детей 4-7 лет. способствует формированию социально- личностного и познавательно- речевого развития ребенка.
Исходя из целей были сформулированы следующие задачи:
- формирование у детей ценностных ориентаций, представлений об окружающей природе; уточнять и обогащать знания о природных объектах, расширение кругозора, знаний об окружающих мире, развитие воображения, фантазии, учить устанавливать взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, внимание.
- научить правильно собирать целое изображение из отдельных фрагментов;
- развивать внимания и воображения;
- тренировать наглядно-образное мышление.
Серия игр-головоломок «Любимые сказки» (3+)
Цель: приобщение детей к литературе, развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому главная задача – научиться развивать у дошкольников творческое мышление.
И эту задачу помогут решить игры-головоломки «любимые сказки». На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка.
Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов. Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И это возможности необходимо использовать.
Игра-головоломка: «Геопазлы» (5+)
Цель: формирование у детей умения соотносить изображение животного с его местом обитания, правильно называть животного, развивать словесно - логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, активизировать познавательную деятельность, познакомить детей с понятием «материк».
Так как дети по своей природе очень любознательные, то география – для них – это просто кладезь интересных и необычных тем, благодаря которым они значительно могут расширить свой кругозор. Ведь география – это не только изучение стран, материков, морей и океанов, но и изучение растительного и животного мира, климата, стран и народностей, их культур и обычаев и т.д. А также география очень тесно связана с экологией.
Цель дидактической игры «Кто? Где живет?» – развитие способностей у детей соотносить животное с местом обитаниея, формирование представления о жизни животных в природе.
Задачи:
- расширение представления детей о диких животных;
- ознакомление детей с названиями, внешностью, местами обитания объектов живой природы;
- развитие умения детей узнавать животное и место его обитания ;
- развитие речевых навыков дошольниов, увеличение словарного запаса;
- формирование у дошольниов способности к сравнительному и обобщающему анализу, к выведению вывода;
- развитие у детей памяти, логического мышления, воображения;
- стимуляция любознательности, стремления к коллективной работе, эмоциональной отзывчивости;
- формирование заботливого отношения к объектам природы.
Пазл: «Моя губерния»(6+)
Цель: формирование у воспитанников целостных представлений о социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармонического проявления патриотических чувств и культуры общения; развитие у детей умения складывать целое из частей; познакомить дошкольников с понятием «район».
Задачи: воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»; привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; любовь к родному краю. Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
Пазлы «Семья» (4+)
Цель:
-развитие и восприятие целого;
-развитие мелкой моторики и координации движений;
- развитие воображения, наглядно – образного и логического мышления;
- воспитание любви и уважения к родным людям;
- формирование представления о себе;
- закрепление у детей умения называть членов своей семьи.
Задача:
сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы все детали вместе составили общую картину.
Набор для конструирования «Городок» (3+)
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
- создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по конструированию;
- развивать конструктивное мышление, фантазию;
- развивать воображение и любознательность детей;
- учить детей называть детали конструктора (Кирпичик (параллелепипед), кубик (куб); пластина, крыша (треугольная призма), шапочка или шляпка (полусфера), столбик(цилиндр);
- формировать у детей мелкую моторику пальцев рук.
Игрушка - балансир «Мазай и зайцы» (3+)
Балансир - это головоломка из одинаковых или однотипных элементов, которые необходимо сложить в ограниченом пространстве так чтоб все элементы поместились. Выстраивание балансиров - не просто веселое упражнение, при этом тренируется мелкая моторика, сенсорика, в зависимости от материалов, из которых изготовлен балансир, а еще ребенок постигает законы математики и физики! Это физика на кончиках пальцев!
Цель: развитие у детей логики, фантазии; формирование ЭМП; пространственного мышления, терпения, усидчивости, стремления к достижению цели, умения размышлять, «чувствовать вес».
Задачи: познакомить детей с законом устойчивого равновесия; формировать интерес к физике, как науке; учить анализировать, контролировать свои действия; способствовать развитию образного, пространственного и логического мышления, наблюдательности, мелкой моторики рук; умение действовать сообща (при коллективном варианте игры)
Игра «Тетрис на столе» (6+)
Цель: развитие умений детей решать логические задачи.
Задача:
- продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- закреплять умение детей ориентироваться на плоскости;
- продолжать закреплять представление детей о цвете
- развить умение детей собрать блоки на доске без пробелов;
- учить правильному пониманию различных геометрических форм и цветов, пропорций;
- помочь развить мелкую моторику, координацию рук и глаз, навыки измерения без линейки; -формировать у детей усидчивость, концентрацию внимания.
Пособие по познавательному развитию «Птицы» (5+)
Цель: обеспечение успешного усвоения детьми знаний о птицах, расширение кругозора ребенка; создание условий для проектной деятельности в ДОУ
Задачи: уточнить и расширить знания детей о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательный интерес; умение размышлять; развивать память, мышление и воображение.воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. формировать экологическую культуру у детей.
В результате работы по развитию познавательных способностей посредством «УД» дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, сформирована самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Такие игры вызывают особый интерес к решению умственных задач, используя данное пособие для формирования познавательных способностей, педагог решает важнейшую задачу современного развития ребенка. «УД» помогают решить все поставленные задачи познавательного развития. Игры-головоломки позволяют активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает педагогу донести до обучающихся трудный материал в доступной форме. Также следует отметить, что игры-головоломки эффективная технология коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умные игры-умные дети
"Игра может быть просто развлечением. И это хорошо... Но игра может быть и средством развития креативности детей. Развлекаясь -развиваться! " С.Меньшиков...
консультация для родителей «Умные книжки – умным детишкам»
ВОПРОСЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Презентация к педсовету "Умные книжки для умных малышек"
Название презентации "Умные книжки для умных малышек" Презентация рассказывает о книжках, которые целесообразно использовать для работы с детьми в экологическом воспитании....
Конспект ННОД по ПИ в старшей логопедической группе. « Путешествие Стекляшки и Деревяшки».
Занятие предназначено для детей старшей логопедической группы. Дети отправляются в путешествие по лесу в сопровождении игровых персонажей Стекляшки и Деревяшки, где встречают необычные пре...
Планирование кружка Деревяшки.
Содержание кружка Деревяшки...
Деревяшки
Содержание кружка Деревяшки...
Презентация РППС кружка Деревяшки
Развивающая предметно-пространственная среда кружка Деревяшки...