Применение знаний в профессиональной деятельности
материал

Галуза Ирина Сергеевна

Материалы к пункту 1.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_kniga.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Волшебный мир книги»

Возраст детей: группа старшего дошкольного возраста, с 5 до 6 лет

Вид проекта: Познавательно-творческий

Цель проекта: формирование увлеченности к художественной литературе, чтению, формирование у родителей вывода о значении чтения книг детям, их совместного обсуждения для всестороннего развития дошкольников.

Задачи: развивать познавательный интерес, прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге, расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;

Ресурсы,оборудование: интерактивная доска, костюмы для театрализации, фонотека, видеотека, книжный уголок в групповой комнате.

Аннотация проекта:

В настоящее время дошкольники увлечены современными мультиками, играми в  телефонах и различными гаджетами. В беседах с педагогами  ребята часто не могут  рассказать о любимых сказках , их героях, наблюдается отсутствие интереса детей к книгам. На вопрос  «Какие сказки, родители читают  вам дома?», дети зачастую затрудняются ответить. Все перечисленное негативно влияет на развитие речи, мышления детей, так как сказки несут в себе кроме развлекательного  сюжета, но и познавательный элемент.

Выдающий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «...без сказки невозможно представить интеллектуальных взаимоотношений между детьми, без увлечения сказкой - коллективного переживания, без создания сказки - радости, одухотворенной мыслью». Сочинение сказки он считал «счастливейшей минутой своего духовного общения с детьми», а для детей - «несравненной радостью мышления».

Сказка как нам известно - играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного  обучения. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Предполагаемые продукты проекта: развитие интереса и навыков чтения литературы у детей, расширение кругозора у дошкольников, а также воспитание бережного отношения к книге.

Сроки реализации проекта: краткосрочный проект (04.10 – 12.11)

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Индивидуальный опрос детей, - какие книги ты любишь слушать, твоя любимая сказка, твои любимые книжные герои, кто тебе читает книги.
  • Подготовка выставки книг.
  • Подготовка методических рекомендаций для проведения консультаций для родителей
  1. Основной этап.
  • Беседа с детьми на тему «Как обращаться с книгой».
  • Развивающее занятие с детьми «Расскажи любимую сказку».
  • Рисование «Мой любимый сказочный герой».
  • Лепка по мотивам сказки «Сказка про щенка и старую тапочку».
  • Консультации для родителей «Как организовать семейное чтение», «Если вы решили купить ребенку новую книгу».
  • Сюжетно – ролевая игра «Магазин книг», «Полечи книгу».
  • Драматизация сказки «Заюшкина избушка», «Теремок».
  • Домашнее задание для родителей «Волшебная книга своими руками».
  • Конкурс чтецов (уровень - группа).
  • Заключительное занятие для воспитанников «В мире волшебной книги»

3. Заключительный этап

  • Беседа с детьми группы о пользе  книги и домашнего чтения

План мероприятий:

1. Сценарий мероприятия для воспитанников «В мире волшебной книги»

В группе, на интерактивной доске, – изображение развернутой книги, на страницах которой размещены информационные листы с определенными заданиями. Дети сидят напротив экрана. Воспитатели приветствуют воспитанников и зачитывают стихотворение:

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что- нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

А. Лесных

Ребята по очереди показывают и рассказывают о своей любимой книге.

Как книга называется? Автор книги. Чем книга интересна? Чему книга учит?

Воспитатели благодарят детей.

Воспитатели обращают внимание на книгу, расположенную на интерактивной доске.

Первая страница сообщает о роли книги в воспитании детей.

Вторая страница предлагает загадки о литературных героях:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор …………

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал

А лисица на зубок

Все ж попался………..

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Название этой сказки ………….

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите, как звали ее?

Раз зимою баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Жаль, друзья, что сказка эта

Продолжалась лишь до лета.

Третья страница.

Воспитатели просят детей вспомнить и назвать детских писателей.

Четвертая страница. «Узнайте сказку».

Воспитатели предлагают послушать сказку в грамзаписи.

Пятая страница. «Собери сказку». Воспитатели предложили детям

Игру «Цепочки»( сказочные герои)

Шестая страница. Доскажи слово:

Ковер - …………… Скатерть - …………..

Меч -……………… Снежная - ……………

Сапоги -…………… Красная -……………..

Шапка -…………… Кот - ………………….

Лягушка - ………… Волшебная - ………….

Кощей -…………… Гуси - …………………

Спящая - …………. Зайчишка - ……………

Седьмая страница.

Музыкальная пауза. Воспитатели провели игру «Лавата».

Восьмая страница.

Воспитатели предложили игру « ДА – НЕТ» в которой были заданы вопросы о правилах обращения с книгой:

Книгу можно кидать-

Книгу смотрят чистыми руками-

Книгу можно хранить на кухне-

Книгу посмотрели тут и оставили-

Книгу можно рассматривать под столом-

Книгу перелистывать аккуратно-

Если книга не в порядке ее нужно починить-

Девятая страница.

Сюрприз. Воспитатели предлагают найти приз, используя нить волшебного клубка. 

Воспитатели благодарят детей за интересный поучительный вечер.

2. Консультация для родителей «Книга и ее роль в развитии детей».

«Всем хорошим я обязан книге…» М. Горький

21 век характеризуется великими достижениями науки, техники, замечательными открытиями. Писатель М. Горький считал, что книга – самое сложное и великое чудо, созданное человеческими руками.

Мысли, сам «дух» человечества и его культуры заключен в литературе, книгах.

Родители нового поколения стремятся к тому, чтобы ребенок читал много и усердно, но сами уделяют данному виду деятельности мало времени, соответственно, не давая возможности чаду открыть мир художественных произведений и их героев. Предпочитая вечерами посмотреть телевизор или поиграть в телефон, мало кто задумывается о том, что в этот самый момент мозг не получает должной информативной нагрузки, информация для него легкая и преподнесенная на блюдце, в то время как разум человека похож на набор мускулов, которые нуждаются в нагрузке. Ее можно получить с помощью книг, так как задействована нервная система, которая отвечает за воображение, интеллектуальное развитие, творчество. Благодаря чтению человек становится более грамотным в родном языке, ведь головной мозг имеет свойство запоминать информацию до той степени, что приводит написание в последующем писем, отчетов и т.д. до автоматизма, поэтому все прочтенные ранее знаки препинания, причатсные обороты и обращения будут легко воспроизведены вами. Для ребенка же чтение так же важно, как свежий воздух, с помощью него он сможет научиться фантазировать, думать, анализировать и находить творческий подход в повседневной жизни.

«Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.» (Л.Н. Зеленцова).

Огромные возможности для формирования личности таятся в детской книге. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, отношений, поступков. Книга учит воспитывать человечность в самом себе, в конце концов объединяет людей. Что еще раз наводит на мысль о том, что совместные вечера с книгой в руках поможет вам установить более тесный контакт с ребенком, особенно, если есть зажатость в отношениях.

«Детская книга пишется для воспитания, а воспитание - велико дело: им решается участь человека.» - так говорил В. Г. Белинский. Книга богата познавательным материалом: способствует расширению представлений детей о мире вокруг них, других странах, животных и многому другому, доступному их пониманию. В рассказах Л. Н. Толстого всегда есть идея, язык этих рассказов прост и ясен. Слушая его рассказы о животных, дети узнают о их жизни, повадках, местах обитания. Книги В. Маяковского «Кем быть?» С. Маршака «Откуда стол пришел» убеждают ребенка в пользе труда. Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений.

При ознакомлении с произведениями устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: потешки, считалки, поговорки, пословицы, загадки выступает связь речевого и эстетического развития, так ребенок запоминает национальные особенности своего языка, воспитывается любовь к совей Родине.

Почему детям необходимо читать? Во время чтения развивается речь ребенка, умение выражать свои мысли; развиваются мышление, познавательные интересы и кругозор, книга помогает увидеть связь одного явления с другим, познать самого себя. Совместное чтение способствует общению родителей и детей на языке эмоций и чувств, установлению взаимопонимания, доверия со стороны детей. Они размышляют о добре и зле, развивается способность к сопереживанию.

Уважаемые родители! При выборе книги для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества, которые будут весьма полезны:

- Книга должна привлекать внимание. Её внешний вид и содержимое должно быть красочным, понятным. Ребенок в первую очередь воспринимает глазами, а потом воспринимает содержание книги на слух;

- Жанр произведений. Лучше найти книги, которые понравятся ребенку, можно это сделать через иллюстрации, настроение произведения, давать ребенку выбрать самому.

- Возрастные особенности. Стоит учитывать не только возраст как таковой, а выбирать истории достаточной сложности, для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, но не забывать о линии сюжетной, чтобы маленький читатель смог следить за развитием событий;

- Учебная ценность. Любая история, которая ребенку нравится будет в этом смысле ценной, не обязательно покупать ребенку с ранних лет одни учебники и словари, так можно развить нежелание к чтению, так как будет преподноситься через навязывание;

- Эмоциональный критерий. Детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально, подходят по настроению, образу мышления;

- Стиль написания произведения. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению, сказ должен подходить по возрастному восприятию;

- Личное мнение о произведении. Если вам приятна мысль автора, стиль текста, итоги книги, есть вероятность ожидать, что эти же качества симпатизируют и ребенку.

Итоги реализации проекта:

Заинтересовали родителей в совместном чтении книг, дали объяснение, почему так важно развитие ребенка через литературные произведения. С открытием литературы, у детей появилось желание рассматривать книги, задавать вопросы по иллюстрациям. Так же запомнились всем выполнение правил пользования книгами. В результате нашей работы ребята стали много знать сказок, появился интерес к ним; дети могут пересказать некоторые произведения по памяти, перелистывая книги с иллюстрациями. Нам удалось заинтересовать ребят книгой, привить бережное отношение к ней.

Родители стали опытнее в подборе литературы для чтения детям и в воспитании любви к книге, надеемся, что в семье большее внимание теперь уделяется литературным произведениям и чтению вслух по вечерам.

Используемая литература:

  1. Жукова Г.Д. Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  2. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  3. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  4. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  5. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  6. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека.-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  7. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

Консультация для специалистов и педагогов ДОУ «Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктором по физической культуре»

Консультация для специалистов и педагогов ДОУ«Применение  современных образовательных технологий в профессиональной деятельностиинструктором по физической культуре»...

Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

Результаты дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности применяются:...

«Поиск инновационных методов и приемов речевого развития дошкольников, применение их в профессиональной деятельности воспитателя».

Задачи: 1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО 2. Стимуляция познавательног...