Психологические трудности детей раннего возраста в процессе адаптации.
статья (младшая группа)

Чистоева Анна Анатольевна

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические трудности детей раннего возраста в процессе адаптации.

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Как отмечают исследования в области возрастной психологии, до двух, а порой и до трех лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, так-как социальная ситуация развития на этом возрастном периоде предполагает взаимодействие со взрослыми, с целью удовлетворения потребности познания окружающего мира. Кроме того, существуют эмоционально чувственные, впечатлительные и привязанные к близким дети, которые аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. Таким образом, мы можем сделать вывод, что данные факторы способствует более длительной адаптации к новым незнакомым условиям.  

Т.А. Куликова рассматривает особенности условий ДОУ и виды трудностей с которыми сталкивается ребенок при поступлении в сад. Основным фактором влияющим на появление сложностей, является неумение в раннем детстве в кроткосрочный период разрушать сложившиеся ранее связи и быстро образовать новые. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате: разговоры большого коллектива взрослых, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми .

На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания.

В поведении отдельных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки. Случаются психосоматические нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи. У одних ухудшается сон, у других – снижается аппетит.

А.И. Баркан описывает показатели психоэмоционального уровня, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу.

В первое время пребывания в дошкольном образовательном учреждении ребенок испытывает и проявляет отрицательные эмоции. В случае адаптации, это считается нормой, если не переходит на уровень депрессии. Как правило, этот компонент встречается у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым условиям. Ребенок подавлен и безучастен ко всему: не ест, не отвечает на вопросы, не спит. Затем его поведение резко меняется: мечется, со всеми конфликтует, вновь замыкается. Эта реакция повторяется несколько раз в день.

Часто дети выражают свои негативные эмоции плачем: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что хоть на время, у ребенка все негативные эмоции внезапно отступают в связи с тем, что их оттесняют положительные. Детям, которые почти адаптированы к саду, характерен «плач за компанию», которым ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка сохраняется так называемое хныканье, которым он стремится вызвать протест при расставании с родителями.

Кроме того, у детей может возникать страх, в дополнении к негативным эмоциям. Ребенок боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми людьми, новых воспитателей, а главное, потерять родителей. Страх – источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковой механизм стрессовых реакций. Проявление гнева является побочным эффектом стресса. В период адаптации ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Гнев рождает агрессию.

Положительные эмоции служат индикатором для определения степени адаптированности. Чем легче адаптация, тем раньше проявляются положительные эмоции: радость, улыбка, веселый смех.

Стрессовое состояние, негативные эмоции накладывают отпечаток на коммуникабельность ребенка. По мнению Н.Д. Ватутиной общение ребенка со взрослыми и детьми является корнем всего процесса привыкания к дошкольному учреждению. Исходя из этого предположения, ей были определены 3 группы по степени коммуникативности:

Первая группа характеризуется проблемами в адаптации, у детей преобладают отрицательные эмоции. Их коммуникация с воспитателем строится на ежеминутном вспоминание близких, просьбе уйти из детского сада. В таком эмоциональном состоянии дети отказываются от контактов как со взрослыми, так и с детьми, могут проявлять агрессию.

Следующая группа с неустойчивым эмоциональным состоянием. Такой ребенок держится за юбку кончиками пальцев, боится потерять взрослого и постоянно ведет за ним наблюдение, могут быть ответные действия на предложения взрослого, но контакт со сверстниками отсутствует. Ребенок постоянно испытывает потребность в общении с взрослыми и как только педагог перестает его поддерживать, переходит в первую группу с тяжелой адаптацией;

К третьей группе относятся дети, поддерживающие активное взаимодействие с взрослым. Дети активно перемещаются по группе, действуют с игрушками, происходит временный контакт со сверстниками, инициативная речь. Когда внимание взрослого ослаблено, то ребенок через 2-3 дня переходит к первой группе. Такому ребенку необходима помощь от любых взрослых, чтобы овладеть навыками общения. Как только ребенок сумеет наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – это важный шаг к завершению всего процесса адаптации ребенка.

Еще одним фактором, при помощи которого можно определить степень адаптированности ребенка по мнению Л.В. Мокшанцевой это познавательная активность. Как правило, познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому ребенок, впервые придя в первый сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими, не хочет знакомиться со сверстниками. Как только активность стресса станет минимальной, в скором времени возобновится познавательная деятельность .

В предыдущем параграфе мы уже упоминали о том, что стресс связанный с переходам в дошкольное образовательное учреждение в раннем возрасте может сопровождаться потерей социальных навыков.  Ребенок как-будто разучивается самостоятельно есть, одеваться-раздеваться, пользоваться носовым платком. По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» забытые им навыки и легко усваивает новые.

Так же у некоторых детей на фоне стресса меняется речь в сторону регресса. Словарный запас скудеет, при разговоре употребляются лишь младенческие облегченные слова. В речи нет существительных и прилагательных, встречаются одни глаголы. Предложения односложные. Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она не изменяется или меняется совсем немного. Однако в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

В период адаптации угасает двигательная активность, в некоторых случаях ребенок наоборот становится гиперактивен Однако надо не путать его активность, измененную в процессе адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка. То же самое касается сна. Попадая в незнакомую обстановку, к незнакомым людям ребенок может отказываться спать так как боится, что с ним в этот момент может что-то произойти. По мере привыкания к детскому саду, ребенок начинает засыпать, но сон беспокойный, все время прерывается внезапным пробуждением. И только, когда ребенок адаптируется к саду, он может спать спокойно.

Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, иногда он отсутствует совсем. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, и в скором времени и все другие показатели эмоционального «портрета» ребенка придут в норму. На фоне стресса ребенок может похудеть, но адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность – защитные силы организма. Ребенок начинает часто болеть острыми респираторными заболеваниями, бронхитами, инфекциями. К тому же период адаптации к дошкольному учреждению может совпадать с кризисом трех лет, что невольно взваливает на плечи ребенка еще один тяжелый груз, надрывая его психику.

Таким образом, период адаптации сопровождается некоторыми психологическими изменениями в поведении ребенка, которые отражаются в психоэмоциональной сфере. Данные изменения отражаются на коммуникативной сфере ребенка, общем эмоциональном фоне, речевом развитии. Кроме того, в период адаптации возможен сбой в режиме ребенка, который проявляется в появлении трудностей со сном, а также потере аппетита. В целом, дети становятся менее активны и любознательны, могут появиться страхи и понизиться иммунитет. Именно поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание периоду адаптации к дошкольному учреждению в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ.

В проекте приведены формы работы с родителями и детьми раннего возраста для успешной адаптации детей к условиям ДОУ....

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс.  Длительное пребывание  в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и д...

Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации.

Адаптация - это приспособление организма к новым социально значимым условиям жизни. Здоровый и хорошо развитый ребенок обладает функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы ...

Роль визуального восприятия как метода физического воспитания детей раннего возраста в процессе адаптации в ДОУ.

Роль визуального восприятия как метода физического воспитания детей раннего возраста в процессе адаптации в ДОУ....

Консультация для родителей «Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста на процесс адаптации к условиям детского сада»

Адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс для маленького воспитанника. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуаль...

Психологические аспекты детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ.

Вот и настало время когда ребенок пришел в детский сад, новые игрушки, новая группа, знакомство с воспитателем. А впереди вас ждет еще и адаптации, разберем поподробнее....