НОД «Путешествие на воздушном шаре»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Сарина Ольга Геннадьевна

     Использование опытно-экспериментальной работы по  ознакомлению дошкольников с природой в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Рябинушка» п. Селенгинск»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

Конспект открытой ООД

     Использование опытно-экспериментальной работы по  

ознакомлению дошкольников с природой в подготовительной группе

     

             Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Разработала и провела воспитатель: Сарина О.Г.

                                                          2019 г.

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить со свойствами воздуха. Уточнить и закрепить уже имеющиеся знания у детей. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, логическоемышление, фантазию. Подводить детей к суждению, умозаключению причинно-следственных связей. Воспитывать у детей желание беречьи охранять природу.

Предварительная работа: Провести занятия по ознакомлению с воздухом и некоторыми его свойствами «Воздух – как его обнаружить» (воздух есть в стакане, в кирпиче, в губке, в земле, в человеке, в воде и т.д.)

Коррекционная работа: Обогащение и активизация словаря, объяснить значение слов: гондола, кислород, углекислый газ, лесопосадка, лаборатория.

Литература: Виноградова «Ознакомление дошкольников с природой» А.М. Страунинг Программа по ТРИЗ-РТВ «Восток», Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» раздел: «Природа и человек».

                                                                 

                                                                   

                                                          Ход ООД:

В: Давайте пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

  1. Загадываю загадку: «Есть невидимка, в дом не просится, а вперёд людей бежит торопится?» (Воздух)

-А вы знаете, где живёт воздух? (ответы детей)

-Правильно, воздух повсюду, мы живём в воздушном пространстве.

-Представьте, что если бы в нашей группе не было воздуха, что бы мы случилось?  (ответы детей)

-Действительно без воздуха прожить не возможно, воздух нужен всем, без воздуха не было бы жизни  на Земле.

- Ребята, а вы хотели бы ещё больше узнать о воздухе и его свойствах, давайте отправимся в путешествие на волшебный остров  в царство  воздуха, а поможет нам воздушный шар. Вы будете путешественниками. Рассаживайтесь поудобнее. Что бы нам взлететь, я произнесу заклинание:

Крибли, крабле, бумс…

Ребёнок читает стихотворение:

Мой любимый тёплый воздух,

Со мной творишь ты чудеса.

И, как в прекрасной дивной сказке,

Я поднимаюсь в небеса.

Моя чудесная гондола

Весьма уютна и светла

И путешественникам  юным

В ней хватит места, как всегда.

- Вот мы и в воздухе, посмотрите, как красиво вокруг.Что вы видите? (Небо, облака, солнце)

- Вы знаете, что такое небо? (толстый слой воздуха, освещённый солнцем)

- К какой природе относится воздух? (неживая)

Предлагаем детям оживить воздух. Как это сделать?(нужно дать имя, придумать и описать характер)

     Дети придумывают имя, характер, спрашиваю, почему они так думают? (ответы детей)

    Вот и оживили воздух у него есть имя и такой разный характер.

-Как вы думайте, может ли воздух двигаться?

Опыт № 1: Возьмите в руки ленточки и подуйте на них, что происходит с лентами? (отклоняется)

Вывод: Значит, воздух может двигаться, перемещаться. Когда воздух перемещается он заставляет двигаться другие предметы?  (Колышутся ветви деревья, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, реках, озёрах). Показ иллюстраций

-Как это явление называется в природе? (Ветер)

Назовите профессию ветра (приводит в движение мельницу, может смолоть муку-мельник, может двигать парус-моряк, подмести улицу- дворник, быстро высушить бельё-помощник).

-Ребята, о чём нам может сообщить ветер?

- Какие вы знаете приметы? (на примере погоды).

  1. Сильный ветер во время дождя, обещает хорошую погоду
  2. Ветер резко меняет направлениеи к вечеру усиливается  к плохой погоде

Нежно-голубые облака при слабом ветре, к ясной погоде.

- Молодцы, ребята! А пока мы с вами беседовали,воздушный шар принёс нас на волшебный остров: На острове есть лаборатория, где мы можем проводить различные опыты. Давайте поищем на этом острове новые свойства воздуха... (Предлагаю детям одеть халаты)

-А как вы думаете, можно обнаружить воздух?

Опыт № 2. Посмотрите это – воронка, что в ней? (воздух)

-Мы его не видим, но можем проверить действительно ли он там.

На узкий конец горлышка одеваем резиновый шарик, а другой конец опустим в воду.

-Что происходит по мере опускания воронки в воду (шарик раздувается)

-Почему?

Вывод: Воздух вышел из воронки в шарик, значит, в воронке был воздух.

Предлагаю детям опустить кубик с флажком на воду. Можно ли сделать так, чтобы кубик опустился на дно, но при этом флажком не намок?

Опыт № 3. (делают дети) Нужно накрыть кубик с флажком стаканом и опустить его на дно тазика. А теперь, проверим, не намок ли флажок.  Почему?

Вывод: вода в стакан не идёт, там воздух, он занимает место в стакане. А раз вода не попала в стакан, она не может намочить флажок.

Физическая минутка: 

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось дерево.

Ветер, ветер тише, тише

Дерево всё выше, выше (2 раза)

Опыт №4: Волшебники этого острова предлагают вам порисовать они оставили вам бумагу и капельку краски. Что можно сделать? (Подуть на капельку, можно повернуть лист, дети рисуют, раздувая капли краски)

-Что получилось?

-Чем вы рисовали? (воздухом).

-Правильно воздухом, можно рисовать.

Обращаю внимание на воздушный шар у меня в руке, есть ли в нём воздух? (шарик пустой)

-А в другом (показываю надутый шарик)

-Как он туда попал? (надули)

Опыт № 5: Можем ли мы услышать воздух? Давайте узнаем.

Выпускаем воздух из шара, что мы слышим?(воздух с шумом выходит из шара)

Вывод: Воздух можно услышать.

Опыт № 6: Надуваем ещё раз шарик.

 А как вы думаете, почему воздух с шумом выходит из шара?

(потому что он сжат)

Вывод: Вот ещё одно свойство воздуха, его можно сжать.

-Где может находиться сжатый воздух? (в воздушном шаре, в мяче, в шинах велосипеда, автомобиля и т.д.)

-А что произойдёт с шаром если его заполнить большим количеством воздуха? (Лопнет)

Игра пальчиками «Шарик»:

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой (2 раза)

Обращаю внимание на весы. -Что это такое (Весы)

-Что делают при помощи весов? (можно сравнить что тяжелее, что легче)

-Как вы думайте, можно ли взвешать воздух?

Опыт № 7:

 Взвешиваю два пустых шара, смотрим весы уравненные.

- Что вы видите? (шары одного веса). Затем один шарик снимаем и взвешиваю шар с воздухом (обратите внимание, что в шарике? Что изменилось). Видно, что одна сторона опускается.

- Какой шарик тяжелее, какой легче? (в надутом больше воздуха он тяжелее).

Вывод: Воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.

-Посмотрите ребята, на этом острове есть чудесный лес. Предлагаю детям зайти и отдохнуть в этом лесу.

Дыхательная гимнастика:

 Почувствуйте какой здесь чистый воздух, как после грозы, легко дышится в таком лесу. Дождь прибил пыль, освежил кроны деревьев, наполнил воздух ароматом. Подышим этим кристально-чистым воздухом, И этот настоянный на травах и цветах воздух, вселяет в нас бодрость и прибавляет сил. Мы чувствуем себя бодро, у нас хорошее настроение. (под музыку).

Показываем детям иллюстрацию –загрязненный город

-Ребята вы хотели жить в таком городе?

- Почему?

-А как нужно охранять воздух от загрязнения? (ответы детей)

Ребята, мы обошли весь волшебный остров, узнали много новых свойств воздуха. Пора возвращаться в наш детский сад.  (дети садятся в гондолу.

 Поможем взлететь нашему воздушному шару: руки вверх и медленно опустили вниз.

Ребята, где мы с вами побывали? (на волшебном острове).

Какие свойства воздуха мы узнали?

(воздух может двигаться, воздух можно сжать, услышать, воздухом можно рисовать). (Похвалить детей, используя педагогическую поддержку). Вот ребята мы и вернулись в наш детский сад, понравилось вам путешествие? Волшебники этого острова решили сделать вам подарок, подарить эти воздушные шары наполненные… воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».

Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...

Театрализованная игра « Путешествие на воздушном шаре»

НОД по театральной деятельности, средняя группа...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Выпускной вечер "Путешествие на воздушном шаре"

Ребята отправляются в увлекательное путешествие на воздушном шаре.......