Коррекционные виды гимнастики, используемых в ДОУ для детей с РАС.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Коррекционные виды гимнастики, используемых в ДОУ для детей с РАС.
Учитель-дефектолог: Кунденок Н.В.
Гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, которые положительно воздействуют в целом на организм занимающихся и оказывают локальное воздействие на отдельные группы мышц, а также регулируют физиологическую нагрузку.
Исходя из этого определяется оздоровительная, лечебная и корригирующая направленность гимнастики как одной из форм организации физического воспитания детей с нарушениями зрения.
Специфика видов гимнастики, используемых в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений.
Характер движений, упражнений в гимнастике, их ориентация на лечебно-восстановительный процесс, взаимосвязь с коррекционно-педагогической работой позволяют классифицировать следующие виды гимнастики:
Коррекционное значение разных видов гимнастики заключается в исправлении или ослаблении недостатков психофизического развития детей с патологией зрения, формировании жизненно необходимых движений, применении двигательного опыта в практической деятельности.
Место различных видов гимнастики в режиме дня дошкольников определяется целями и задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Основная гимнастика (утренняя гимнастика)
Направлена на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств. Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.) является обязательным условием реализации коррекционных задач.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных дошкольных учреждениях. При этом учитываются зрительные возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и перестроения, которые не противопоказаны детям с нарушениями зрения и не противоречат восстановительному лечению. Темп выполнения упражнений определяется также зрительно-двигательными возможностями детей.
Гимнастика для глаз
Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения.
Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Восприятие ребенка становится неполным, его интерес к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, а работоспособность падает, поэтому через каждые 7—10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется 2—3-минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, гимнастикой для глаз и другими видами упражнений.
Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз оказывает общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, осуществляет профилактическую, тренирующую и восстановительную функции для глаз.
Упражнения для глаз, разработанные специалистами, эффективно используются в работе с детьми при монокулярном характере зрения, кроме упражнений, связанных с надавливанием пальцами на глаза, массажированием их руками.
Из известной системы упражнений для глаз могут быть отобраны упражнения, которые можно применять с детьми при косоглазии и амблиопии. Трудные упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать применительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения — сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Вот некоторые из таких подсказок:
Глаза вправо отведу,
На соседа посмотрю.
Повернусь теперь я
прямо
И закрою их руками.
Если взгляд отведу — Шарик слева я найду.
Теперь вправо посмотрю — Глазами шарик поищу.
Подниму глаза я кверху,
Отыщу цветную ленту,
Потом снова опущу
И на метку посмотрю.
Колпачки на пальчики
Надевают мальчики.
Колпачки играют — Глаза их догоняют
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.
При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики и др.), которые дети могут надеть на палец руки. Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрения.
В упражнениях для глаз, которые используются в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, даются описание исходного положения, выполнения и дозировка упражнений.
В работе используются разные способы применения упражнений для глаз. Наиболее часто упражнения включаются в общую структуру физкультминуток и состоят из одного-двух заданий для глаз. Как правило, они проводятся первыми, а затем уже выполняются упражнения для снятия мышечного напряжения.
Гимнастика для глаз может быть использована и как самостоятельная форма организации детей. Весь курс гимнастики состоит из 4—5 комплексов, каждый комплекс включает 4—5 упражнений. Первыми планируются упражнения, подготавливающие детей к прослеживанию взглядом, сосредоточению на определенных объектах (повороты головы, шеи в разных направлениях).
В комплексы входят упражнения непосредственно для глаз: на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций. Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 10—11-й мин в течение 2—3 мин; на 14-17-й мин занятия — физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 мин. Когда первая половина занятия не связана со зрительной работой, например, в занятиях по позновательного характера (чтение, рассказывание), то на 11 — 13-й мин проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17—18-й мин занятия — упражнения для глаз.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения при косоглазии и амблиопии.
Дыхательная гимнастика
В основе действия физических упражнений на организм лежит постоянная дозированная тренировка, осуществляемая при использовании произвольной регуляции дыхания через вторую сигнальную систему.
Физическая основа упражнений — правильно поставленное дыхание порождает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осанки и др.); физиологическое дыхание (во время выполнения упражнений, а также при статическом положении) состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха.
В зависимости от того, какими преимущественно мышцами осуществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберное, диафрагмальное. Последний тип дыхания наиболее пригоден для выполнения физических упражнений. Часто у детей с нарушениями зрения, в силу общей ослабленности организма, диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений, которые в последние годы получили название дыхательной гимнастики.
Интересна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, корни которой уходят в хатха-йогу. Йога — система физической, умственной и духовной тренировки, возникшая в Индии много тысяч лет назад. Это метод самопознания, который начинается с совершенствования тела и заканчивается формированием духа. Йоги веками проводили опыты с различными способами расслабления, сосредоточения и размышления, искали типы дыхания. Слово «йога» означает прилагать усилия, стараться, упражняться («хатха-йога» — сильная йога).
Известно, что поверхностное дыхание является прямой или косвенной причиной многих физических заболеваний и душевных расстройств. Плохая память, мозговое переутомление — все это результат плохого дыхания. Для правильной работы мозга требуется втрое больше кислорода, чем остальным органам. Если мозгу не хватает питания, он «забирает» его у других органов. Глубокое дыхание не только питает организм, но и очищает его.
Йоги выработали подробнейшую систему дыхания, лучшую из всех когда-либо существовавших. Они считают, что глубокое ритмичное дыхание включает человека в общий «ритм вселенной». В этой восточной фразеологии заключен глубокий смысл. Все живое и движущееся имеет ритм — планеты, земля, любое насекомое, зверь и человек. Жить и функционировать гармонично можно до тех пор, пока мы сохраним свой индивидуальный ритм. Выйдя из него, человек теряет равновесие, легко подвергается раздражению, напряжению и неврозу, что может привести к нервному срыву.
С помощью ритмического дыхания йоги научились управлять собственным ритмом и противостоять влияниям, которые могут его нарушать.
А.Н.Стрельникова разработала систему «одностороннего дыхания» и комплекс упражнений, лечебный эффект которых заключается в том, что организм не перегружается даже при интенсивных упражнениях. Комплекс упражнений повышает объем вдоха и выдоха в 5-6 раз.
Дыхательная гимнастика, применяемая в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет свою специфику в подборе упражнении, их комплектовании и методике проведения. Сначала с детьми разучиваются отдельные упражнения игрового характера, которые относятся к «классической» дыхательной гимнастике.
Упражнение «Упрямая свеча»
Упражнение «Погасить 3, 4, 5, 6…10 свечей»
Упражнение «Насос»
Упражнение «Цветочный магазин»
Упражнение «В море»
После того как дети усвоят образные дыхательные упражнения, следует разучить подготовительные упражнения, которые обеспечивают плавную подготовку органов дыхания к выполнению физических упражнений и способствуют переходу от поверхностного дыхания к глубокому.
Подготовительные упражнения
Лежа на спине, положить одну руку под поясницу, другую — на живот. Спокойно вдохнуть через нос, а затем на максимальном выдохе медленно произнести ооохх или ааахх. После двухсекундной паузы сделать глубокий вдох через нос. Во время вдоха живот выпячивается, на выдохе медленно втягивается. Вдох на счет 2, выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5; постепенно удлинять выдох до счета 7-8.
Встать прямо, лучше перед зеркалом, плечи назад и слегка опущены, подтянуть живот, держаться без напряжения. Правую руку для контроля положить на живот. Вдох через нос (живот выпячивается), а затем медленно и плавно выдохнуть через рот, как бы произнося звук а. Почувствуйте ладонью левой руки тепло выдыхаемого воздуха. Выдох, втягивая живот, на счет 5—7; постепенно удлинить выдох до счета 9—11. Вдох через левую ноздрю, правая — закрыта пальцем. Выдыхать через нос, порывисто, за счет интенсивного постукивания пальцами по крыльям носа. Выдох на счете 8—10. То же через другую ноздрю.
Ступенчатый вдох, т.е. полный вдох в три приема. На счет — короткий вдох через нос, руки в стороны; 2 — продолжить вдох, руки вперед; 3 — продолжить вдох, руки вверх; 4 — плавный выдох через рот, одновременно опустить руки, расслабиться.
На счет 1 — короткий вдох через нос, голову повернуть к левому плечу, на счет 2, 3, 4, медленно выдыхая через рот, повернуть голову вправо. То же в другую сторону.
Руки за голову, на счет 1 — вдох через нос, прогнуться назад. Выдох через рот в три приема, при этом наклониться вперед.
Короткий вдох через нос, голову с напряжением поднять вверх. На выдохе уронить голову вниз.
Круговые движения головой, оборот на четыре счета — вдох, такое же по длительности вращение в другую сторону — выдох. Выполнять упражнение 7, 8 раз, стараться расслабить мышцы шеи.
Вдох, на выдохе медленно и плавно произнести звук с. Губы растянуты в улыбке, между зубами щель в 1—1,5 мм.
Следить, чтобы воздушная струя на выходе выходила по желобку. Если упражнение выполняется правильно, ребенок почувствует движение выдыхаемого воздуха тыльной стороной поднесенной ко рту ладони. Во время выдоха медленно считать до 7. Затем постепенно удлиняйте выдох до 12. Аналогично выполнять упражнение, произнося звуки «ш» и «ф».
Когда дети научатся выполнять эти упражнения, можно переходить к более динамичным комплексным упражнениям, помогающим стабилизации правильного дыхания. Это приведет к расслаблению мышц, отчего в значительной степени возрастают выносливость и работоспособность организма.
Кроме релаксации, необходимо делать ряд упражнений на расслабление мышц различных органов тела: рук, ног, головы, лица, лба, языка и т.д. Так как мышечный тонус и эмоциональное состояние человека тесно взаимосвязаны, то чем сильнее напряжены мышцы, тем интенсивнее нервные импульсы, которые посылаются в головной мозг. Уменьшение тонуса мышц будет снижать излишнее возбуждение.
Первые 8—10 дней дыхательную гимнастику проводят не дольше 1—1,5 мин, затем по 3-4 мин, постепенно удлиняя до 10 мин.
Обязательным условием для проведения дыхательной гимнастики является хорошо проветренное помещение.
Дыхательная гимнастика может проводиться как самостоятельный вид коррекционной гимнастики.
Отдельные упражнения используются в других видах гимнастики как с группой детей, так и индивидуально.
Пальчиковая гимнастика
Необходимость развития тонких движений пальцев рук давно признана педагогами. Практически в любом детском саду есть уголок для развития мелкой моторики. Занятия такого профиля все чаще включаются в тематический план, особенно в ДОУ, где есть специализированные группы. Однако, как отмечают практики, эффективность тренировки тонкой моторики недостаточно велика.
При выполнении этих видов деятельности детьми используются в основном движения первых трех пальцев, которые постоянно активны и в быту, и в общении. Они составляют «социальную зону руки». Два последних пальца — безымянный и мизинец — находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.
В занятиях по развитию тонкой моторики в основном используются движения сжатия, лишь изредка — растяжения и почти никогда — расслабления. Это может привести к излишнему повышению тонуса пальцев ребенка.
Для разностороннего, гармоничного развития двигательной функции кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих: сжатия, растяжения и расслабления, по медицинской терминологии — сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-разгибателей.
Для получения максимального результата упражнения должны быть построены таким образом, чтобы в них сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.
В специальной литературе нет единого понятия, определяющего деятельность пальцев руки. В эволюции этого термина прослеживаются: гимнастика для рук, пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика. Последняя наиболее значима для организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.
У детей с нарушениями зрения особенно затруднительны дифференцированные движения рук и пальцев, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны.
Основной формой организации занятий с детьми по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика — система специальных упражнений и игр, объединенных в комплексы.
К использованию специальных игр и упражнений существуют разные подходы.
Согласно международной классификации, игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый — собственно пальчиковые игры сидячие, второй — игры, которые, помимо тонких моторных действий, включают движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество различных версий. Текстам могут сопутствовать разные движения и наоборот.
Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.
Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений состоит в том, что они решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом, а также оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок, способствуют усвоению детьми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей.
Специальные упражнения по развитию тонких движений пальцев рук улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, что приводит к укреплению общего состояния здоровья детей. Кроме того, занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, в сложных моторных актах перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.
Для детей дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начинается с его показа и подробного объяснения. При показе дается правильный образец выполнения упражнения (в целом и последовательно каждого элемента). Одновременные действия рук педагога и ребенка стимулируют качественное выполнение заданий.
Следует отметить основные принципы работы по развитию физических и физиологических свойств тонких движений пальцев рук: никакого насилия, импровизация, заинтересованность, видение и воображение; ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух; произвольное внимание, память, конкретность задач и целей; неожиданность и новизна приемов. Игровые приемы и упражнения не могут надоедать, поэтому они всегда интересны и желанны для детей. В работе с детьми следует учитывать цель такой работы — это не механическая тренировка каких-то движений и двигательных действий, а планомерное и систематическое обучение новым двигательным действиям.
Народные пальчиковые игры составляют основу коррекции нарушений тонкой моторики, что очень важно в использовании изолированных движений каждого пальца.
Игры и упражнения с пальчиками под музыку, как один из приемов арттерапии, широко применяются в гимнастике. Такой вид самовыражения позволяет эксцентрировать внутреннюю напряженность тонких движений пальцев рук, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление. Специально подобранная музыка может изменять характер движения пальчиков и придавать им уверенность. Для качественного выполнения движений используется иллюстративный материал
Характер рисунков (пальчиками, ладошкой) под музыку представляет собой сложное переплетение цветовых пятен, заполняющих пространство, отдельные абстрактные элементы рисунка руками взаимосвязаны друг с другом, плавно переходят один в другой, как будто подчиняясь какому-то закону.
Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно по 5 мин. Воспитатель, тифлопедагог, инструктор по физической культуре проводят гимнастику с детьми индивидуально или по подгруппам с учетом уровня развития мелкой моторики и состояния зрительного восприятия.
Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнение включается в индивидуальные занятия, где он вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцами совершаются самостоятельно, и дети выполняют их активно.
Для формирования тонких движений пальцев рук успешно используются игры с пальчиками сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивающий хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи. При первом знакомстве с игрой вначале читается текст стихотворения, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами. Если в тексте встречаются непонятные слова и выражения, то они разъясняются в доступной ребенку форме. При повторном проведении игры ребенок вместе с педагогом произносит стихи, выполняя движения. Далее ребенок произносит текст частично, заканчивает фразу, начатую педагогом, выполняя движения пальцами. На последнем этапе заучивания ребенок произносит текст наизусть, целиком, соотнося слова с движениями пальцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Виды упражнений используемых на логопедических занятиях" задачи 1 периода обучения совместное занятие родителей с детьми
Интересное совместное занятие-практикум в игровой форме для родителей детей логопедической группе...
Виды гимнастик в коррекционной работе
Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики...
Виды гимнастик, используемых мною в детском саду.
Презентация: Виды гимнастик, используемых мною в детском саду....
Картотека различных видов гимнастики и коррекционных упражнений
Материал, который представлен в виде различных упражнений: дыхательных, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения для развития речевого и физиологического дыхания....
су-джок терапия и разные виды гимнастики для развития речи у детей
В календарно-тематическом планировании использованы следующие формы работы:артикуляционная гимнастика;дыхательная гимнастика;пальчиковая гимнастика;самомассаж пальцев кистей рук;пальчиковые игры;игры ...
Консультация для педагогов: "Арт - терапия, как совокупность видов искусства, используемых в коррекции детей с ОВЗ"
Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ...
«Коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Подготовила: Ахтямова О.А.
laquo;Коррекционно-развивающая работа,используемая в воспитательном процессе для детейс умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.Подготовила: Ахтямо...