Учебно-методическая разработка "От куколки до бабочки"
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_babochki_-_kopiya.docx | 445.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального образования
Учебно-методическая разработка
На тему:
«Интеграция эколого-художественного образования детей старшего дошкольного возраста».
Блок «Литературный пейзаж».
Выполнила:
воспитатель МДОУ «Василёк»
п. Октябрьский Чердаклинский район
Миронова Елена Борисовна.
Ульяновск 2015
Содержание:
- Введение 3
1.1 Цель, задачи, сроки реализации, участники 5
1.2 Актуальность 7
1.3 Ожидаемые результаты 11
- Теоретическое обоснование
2.1 Анализ современных общеобразовательных программ 13
2.2 Реализация инновационного процесса в ДОУ 17
2.3 Интеграция эколого – художественного образования детей старшего дошкольного возраста 21
- Реализация работы по интеграции эколого – художественного образования старшей группы
3.1 Входная диагностика 22
3.2 Описание работы 26
3.3 Промежуточная диагностика 38
3.4. Результаты, отчёт 39
3.5 Взаимосвязь с социумом 41
3.6 Сотрудничество с семьёй 46
3.7 Дальнейшая перспектива 53
Литература 54
Приложение 57
- Введение
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г. авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский) в содержании дошкольного образования большое внимание уделяется на образование, направленное на художественно – эстетическое развитие ребёнка. Для развития художественно-творческих способностей следует использовать ресурсы литературный, музыкальный, изобразительный, танцевальный, театральный деятельности. Художественно-образная природа искусства делает художественную деятельность единственным в своём роде средствам формирования творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, лежащих в основе любого вида творчества. Творчество, как отмечается в «Концепции дошкольного воспитания», носит личностный характер, оно индивидуально и неповторимо. В творчестве дети на основе полученных знаний и умений, пользуясь «усвоенным языком» создают новое в игре и разных видах художественной деятельности (рисовании, музицировании, сочинении сказок). В качестве доступных по возрастным возможностям детей дошкольного возраста средств искусства указываются художественная литература, музыка, изобразительная деятельность, произведения декоративно-прикладного искусства, дизайн, монументальное искусство, архитектура.
Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Основные идеи концепции – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства.
В «Концепции непрерывного содержания дошкольного и начального образования» (2003г.) раскрываются вопросы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Основная цель художественно-эстетического развития – воспитание у ребёнка эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к искусству, развитие художественных способностей.
В Концепции выделены приоритетные направления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, красоту природы и рукотворного мира;
- приобщение ребёнка к эстетическим ценностям и развитие у него художественного вкуса;
- поощрение у детей фантазии и воображения, развитие способности к импровизации.
1.1 Целепологание.
Цель: Интеграция экологического и эстетического образования детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественных произведений о бабочках и их многообразии в природе. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, определить значение существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека.
Задачи проекта:
В области профессиональной деятельности:
- Изучить методическую литературу по интеграции экологического и художественного образования детей старшего дошкольного возраста.
- Адаптировать диагностику для определения уровня сформированности базиса эколого-художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать планирование работы с детьми по восприятию произведений художественной литературы о бабочках, отобрать содержание и методику работы с детьми по ознакомлению детей с бабочками для старшего дошкольного возраст
В области образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
ОО «Познавательное развитие»: формировать у детей структурированные экологические представления, используя различные средства художественных произведений о бабочках.
ОО «Художественно-эстетическое»: развивать у дошкольников ощущения и восприятие средствами художественного слова.
ОО «Социально-коммуникативное» Воспитывать интеллектуальные и личностные качества, осведомлённость.
В области сотрудничества с семьей:
- Повышать уровень педагогической культуры родителей в процессе эколого-художественного воспитания дошкольников.
- Постоянно демонстрировать родителям динамику уровня эколого-художественной культуры дошкольников посредством ознакомления с произведениями художественной литературы о бабочках.
Участники: дети, педагоги, родители, сотрудники УГСХА.
Срок реализации: май – октябрь 2015 г.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Закон «Об образовании РФ» (2012г.) [15] особое внимание уделяет формированию у детей дошкольного возраста основ общей культуры, развитию у них интеллектуальных, личностных и эстетических качеств. Решение проблемы развития у малышей заботливого и бережного отношения к природе, основ экологической культуры и в тоже время развитие у дошкольников творческих проявлений относятся к важному направлению и являются приоритетной задачей дошкольной ступени образования.
Природа - источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на Земле.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Данный работа является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, создав своими руками маленький уголок – сад для привлечения разных видов бабочек, наблюдают за разнообразием появившихся видов бабочек. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В соответствии с ФГОС [1] к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включают в себя 5 направлений:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Ребёнок способен к эмоциональному восприятию красоты окружающего мира. Он проявляет интерес к природе, эмоционально откликается на её красоту, с удовольствием наблюдает за разнообразными природными явлениями, заботливо ухаживает за растениями и животными и бережно относится к ним в живом уголке и на участке. Богатство и разнообразие чувственных впечатлений получаемых из общения с окружающей действительностью (любование и восхищение красотой природы) являются необходимым условием эмоционального состояния и развития ребёнка-дошкольника. Недостаток впечатлений, их бедность понижают тонус, обуславливают появление отрицательного эмоционального состояния ребёнка, а их однообразие вызывает у него утомление.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.
В дошкольном возрасте ребёнок способен к эмоциональному восприятию красоты окружающего мира. Он проявляет интерес к природе, эмоционально откликается на её красоту, с удовольствием наблюдает за разнообразными природными явлениями, заботливо ухаживает за растениями и животными и бережно относится к ним в живом уголке и на участке. Богатство и разнообразие чувственных впечатлений получаемых из общения с окружающей действительностью (любование и восхищение красотой природы) являются необходимым условием эмоционального состояния и развития ребёнка-дошкольника. Недостаток впечатлений, их бедность понижают тонус, обуславливают появление отрицательного эмоционального состояния ребёнка, а их однообразие вызывает у него утомление.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
В педагогике «художественное воспитание» трактуется как воспитание средствами искусства. Проблемами художественного воспитания в отечественной дошкольной педагогике занимались Н.А. Ветлугина, И.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие. Процесс художественного воспитания направлен на развитие у ребёнка эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирования вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определённом виде искусства. Художественное воспитание осуществляется в активной продуктивной деятельности, результатом которой является создание продуктов детской субкультуры. Художественная деятельность может носить исполнительскую и творческую направленность. Исполнительская деятельность характеризуется воспроизведением усвоенной системы действий в определённых условиях. Творческая деятельность характеризуется созданием нового оригинального продукта, непохожего на ранее существующие. В процессе художественно-творческой деятельности ребёнок испытывает эстетические переживания, эмоции, связанные с появлением нового продукта, с формированием практических навыков и умений.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать, что формирование экологической культуры — это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
1.3 Ожидаемые результаты и риски.
В области профессиональной деятельности:
- Изучена методическая литературу по интеграции экологического и художественного образования детей дошкольного возраста.
- Адаптирована диагностика для определения уровня сформированности базиса эколого-художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.
- Разработано планирование работы с детьми по восприятию художественных произведений о бабочках, детьми старшего дошкольного возраста.
- Разработаны методические рекомендации для детских дошкольных учреждений по блоку «Литературный пейзаж».
В области образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
1. Дети старшего дошкольного возраста имеют полное представление об объектах и явлениях природно-предметного мира.
2. Поднят эмоциональный интерес; сформирована реакция на «непорядки» в природе, оценочные суждения о них.
3. Активно проявляется мыслительная деятельность.
4. Проявляется желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира;
5. Дети уверенно отличают узнают и называют насекомых и определяют среди них бабочек.
6. Имеют простейшие представления о насекомых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, тело и крылья покрыты чешуйками), способах передвижения, питания, где и как зимуют насекомые. Знают цикл развития бабочки; находить сходства и различия между некоторыми разновидностями бабочек. Знают какую пользу и вред приносят гусеницы, бабочки
7. Умеют вести наблюдения за объектами живой природы, объясняют связи и цепочки в природе.
8. Развиты такие чувства как: сопереживание, радость, волнение, доброта.
В области сотрудничества с семьёй:
- В процессе работы повышен уровень педагогической культуры
родителей эколого-художественного воспитания дошкольников.
- Родителям продемонстрирована динамика уровня эколого-художественной культуры дошкольников посредством ознакомления с произведениями художественной литературы.
Риски:
- Низкая посещаемость детей в дошкольное учреждение.
- Низкая готовность родителей к организации работы с детьми по эколого-художественному направлению.
- Теоретическое основы.
2.1 Анализ современных образовательных программ.
Анализ ряда программ для сферы дошкольного образования показал, что существующие образовательные программы экологической и художественной направленности отмечая необходимость интеграции разных предметных областей, не обеспечивают её в полной мере.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года № 1155 утверждён федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Программа «От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования (авторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) [2], относится к наиболее современным методикам, которые актуальны и эффективны при реализации в дошкольных образовательных учреждениях. В ней применён, систематизирован и представлен опыт российских и иностранных педагогов, а также скомбинированы традиционные и современные подходы к воспитанию и развитию данной возрастной категории. В программе учтен федеральный государственный образовательный стандарт (от 17 октября 2013 года №1155). Программа «От рождения до школы» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Программа, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Каждый раздел по той или иной образовательной области завершается итогами освоения содержания образовательной области, раскрывает достижения ребенка и проблемы, требующие совместных усилий педагогов и родителей по их преодолению.
В конце раздела представлена краткая характеристика развития интегративных качеств ребенка.
В целом, содержание перечисленных выше разделов соответствует девизу программы: «Чувствовать — Познавать — Творить» и способствует постепенному становлению основ субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании.
«Детство» [3] - программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребёнку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам, предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных и их сообществ. На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщённых представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе…)
«Мир открытий» Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. [4] – документ нового поколения, разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам современного общества и семьи к воспитанию ребёнка от младенчества, до поступления в школу.
Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта
деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с
окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем
(в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании
целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию,
саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
«Василинка». Цель программы: интеграция экологического и эстетического образования дошкольников.
Программа строится на следующих принципах:
- Интеграция двух предметных областей знания. На основе накопления и обогащения сенсорного опыта детей, объединение в единую образовательную область, содержание художественного и экологического образования,
отражающего две стороны духовного и материального мира – искусства и природы, имеет важное значение для осознания детьми целостной картины мира.
- Сочетание экологического и художественного видов детской деятельности. Становление личности осуществляется в процессе активной преобразующей деятельности.
- Приоритет общечеловеческий культурных ценностей в содержании образования дошкольников.
- Региональная направленность содержания образования. В систему работы по художественно-экологическому образованию должна включаться разнообразная деятельность на базе сельскохозяйственного предприятия (УГСХА).
- Принцип гуманизма, ориентирующий воспитателя на личность ребенка, уважительное и заботливое отношение к нему, учет его интересов, задатков и способностей, принятие его таким, каков он есть.
- Взаимообогащение нравственных, художественных и эстетических чувств. Развитие социальных чувств (горе, радость, страх, плохое, хорошее настроение и др.), психических процессов (восприятии, воображении, мышлении, речь, память), эстетических чувств (эмоциональной отзывчивости, удивления красоте, восхищение и др.) происходит в тесном взаимодействии.
2.2 Реализация инновационного процесса в ДОУ
В 2008 году наш детский сад вошёл в областную программу РИП. Под руководством научных руководителей М.А.Ковардаковой и Н.Ю. Майданкиной была определена тема инновационной работы: «Интеграция экологического и художественного образования детей в условиях социального партнёрства детского сада с сельскохозяйственным предприятием»
Эта программа рассчитана на четыре года.
- 2008-2009г.г. – изучение литературы, имеющегося опыта работы по исследуемой проблеме, разработка концептуальных положений о формировании базиса эколого-художественной культуры детей в сельском детском саду, разработка программы развития дошкольного образовательного учреждения.
- 2009-2010г.г.- разработка и апробация интегрированной программы и технологии эколого-художественного образования детей младшего дошкольного возраста, разработка диагностических материалов по выявлению уровня сформированности базиса эколого-художественной культуры младших дошкольников.
- 2010-2011г.г. - разработка и апробация интегрированной программы и технологии эколого-художественного образования детей младшего дошкольного возраста, разработка диагностических материалов по выявлению уровня сформированности базиса эколого-художественной культуры средних дошкольников.
- 2011-2012г.г. - разработка и апробация интегрированной программы и технологии эколого-художественного образования детей младшего дошкольного возраста, разработка диагностических материалов по выявлению уровня сформированности базиса эколого-художественной культуры старших дошкольников.
- 2012-2013г.г. – анализ эффективности процесса интеграции эколого-художественного образования детей в условиях социального партнёрства сельского детского сада с сельскохозяйственным предприятием.
Цель программы «Василинка» - интеграция экологического и эстетического образования дошкольников.
Программа строится на принципах:
- интеграция двух предметных областей знания.
- сочетание экологического и художественного видов детской деятельности.
- приоритет общечеловеческих культурных ценностей в содержании образования дошкольников.
- региональная направленность содержания образования.
- принцип гуманизма.
- взаимообогащение нравственных, художественных и эстетических чувств.
Средства формирования эколого-художественной культуры детей дошкольного возраста:
- окружающая действительность.
- искусство.
- деятельность детей в эколого-художественном центре.
- создание музея природы.
- организация эколого-художественной тропы.
Методы формирования эколого-художественной культуры детей дошкольного возраста:
1 группа, направленная на формирование у детей эколого-художественных представлений: чтение художественных произведений о природе, беседы, в которых подчёркнуты эколого-художественные аспекты, экскурсии, целевые прогулки к природным объектам, посещение заповедников и природных заказников, создание проблемных ситуаций на экологическую проблематику.
2 группа, направленная на развитие у детей эмоционально-положительного заботливого отношения к природе, окружающей действительности: поручения и дежурства, связанные с выполнением заданий в групповых уголках природы, игровая деятельность.
3 группа, направленная на воспитание у детей моделей адекватного поведения в обществе, организацию природоохранной деятельности детей: экологический десант, организация музея природы, создание эколого-художественной тропы, реализация природоохранных проектов, выставки детских работ.
Содержание программного материала структурируется в пяти разделах: «Литературный пейзаж» (интеграция содержания разделов «Художественная литература» и ознакомления с природой), «Музыкальный пейзаж» (интеграция содержания музыкального воспитания и экологического образования), «Прикладное искусство как зеркало природы» (интеграция раздела «Народное декоративно-прикладное искусство» и ознакомление с природой), «Живописный пейзаж » (интеграция содержания обучения детей изобразительной деятельности и ознакомление с природой), «Человек-творец и часть природы» (роль человека в сохранении природы, её отражении в произведениях искусства).
В мае 2012 года на экспертном совете в УИПК ПРО были приняты методические разработки по интеграции эколого-художественного образования детей старшего дошкольного возраста под редакцией к.п.н. доцента М.А.Ковардаковой, доцента кафедры дошкольного образования, к.п.н. Н.Ю.Майданкиной. Раскрыта сущность эколого-художественного образования старших дошкольников. Обозначены основные методологические, общепедагогические и методические подходы к эколого-художественному образованию детей в ДОУ. Раскрыты принципы, средства, формы и методы формирования основ эколого-художественной культуры детей дошкольного возраста в сельском детском саду. Пособие содержит пакет диагностических материалов по выявлению уровня сформированности базиса эколого-художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Интеграция эколого-художественного образования детей старшего дошкольного возраста.
Блок «Литературный пейзаж» включает знакомство детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями о природном окружении – растениях и животных. В процессе чтения, рассказывании о жизни, повадках, особенностях поведения животных у детей развивают бережное и заботливое отношение к природе, сочувствие ко всему живому.
Передо мной встала задача сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы эколого-художественного образования, т.е. обеспечить взаимосвязь художественных произведений с окружающей природной действительностью. Для поддержания постоянного интереса детей к миру природы необходимо составить тематический план работы.
Я использовала в своей работе такие методы: наглядные практически, словесные.
1. Наглядные методы:
- рассматривание иллюстраций, картинок
- просмотр мультфильмов
- наблюдение;
2. Практические методы:
- дидактические игры;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- труд в природе.
3. Словесные методы:
- беседа;
- рассказывание;
- чтение стихотворений, загадок о природе;
- чтение рассказов о природе, животных, насекомых.
- Реализация работы по интеграции эколого – художественного образованиядетей старшей группы.
В процессе инновационной деятельности мною было разработано содержание образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к художественной литературе.
3.1 Входная диагностика
Для того, чтобы определить уровень сформированности у детей восприятия художественного произведения в процессе рассматривания иллюстраций к сказкам и рассказам о природе, я предложила детям прослушать сказку «Жихарка», и рассмотреть картину оформленную художником-иллюстратором И. Карнауховой к этой сказке. После прочтения сказки и просмотра иллюстраций, задала детям вопросы:
- Что изображено на иллюстрациях?
- Что делают персонажи сказки? Что можно сказать об этих героях?
- Что показалось вам наиболее интересным на этих иллюстрациях? Почему?
На просмотр иллюстраций откликнулись многие дети, правда, не все смогли ответить на заданные мною вопросы. Активными участниками обсуждения оказались Ангелин Б, Фадей Л., Лиза Я.. они подробно рассказывали о персонажах иллюстраций, о характере каждого героя. Аня К. высказалась о заинтересовавшей её иллюстрации: «где Жихарка раскладывает ложки». Она сослалась на то, что эту сказку ей читала дома мама.
Для выявления умения детей запомнить и прочитать наизусть небольшое стихотворение, использовала стихотворение Е. Жданова «Удивительный цветок».. Перед чтением произведения побеседовала с детьми о бабочках, рассмотрела иллюстрации с изображением разнообразных красивых бабочек. И задала вопросы:
- Что вы увидели на иллюстрациях?
- Как вы поняли, что это именно бабочки? Какие они?
- Чем именно заинтересовали вас эти иллюстрации? Что здесь вам кажется наиболее привлекательным?
Прочитала детям стихотворение :
Удивительный цветок:
Жёлтый, красный лоскуток!
А по краю – кружева.
Ой! С усами голова!
Вот так чудо – чудеса:
Это бабочка краса!
Летняя красавица
Очень всем нам нравится!
После прочтения задала детям вопросы:
- О ком это стихотворение?
- Как вы это поняли?
- О каком времени года упоминает автор?
- С каким растением автор сравнивает бабочку и почему?
- Почему именно летом, цветут цветы, появляется множество насекомых?
- Как вы думаете, каким голосом нужно прочитывать это стихотворение?
- Почему с удивлением и с радостью?
Перед повторным прочтением дала установку на запоминание, предложила заметить, каким голосом я буду читать стихотворение.
Ангелина М., Даша А, Лиза Я., Петя Р. очень внимательно слушали стихотворение и поэтому без особых трудностей рассказали его наизусть. Миша А. поделился секретом, сказав, что запомнить стих ему помогли иллюстрации.
В процессе наблюдения за детьми во время образовательной и совместной деятельности в утренние и вечерние моменты, отметила для себя, что дети в основном имеют относительно полные представления о том, что в художественных произведениях, произведениях искусства отражены природные явления и объекты. Выделяют из окружающей действительности произведения искусства о природе с небольшой помощью взрослого. Но эмоциональный отклик при встрече с художественными произведениями о природе и ее окружении возникает только при активном побуждении взрослого.
Критерии сформированности базиса эколого-художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Блок «Литературный пейзаж»
1. Знает о том, что в художественных произведениях часто повествуется о природе, её объектах и явлениях.
2. Заинтересованно слушает рассказы и стихи о природе.
3. Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии художественных произведений о явлениях природы.
4. Испытывает желание поделиться своими впечатлениями от услышанного.
5. Умеет пересказать содержание произведения с опорой на рисунок в книге, на вопросы воспитателя.
6.Умеет достаточно полно, пересказать небольшое литературное произведение, читает наизусть небольшое стихотворение без помощи взрослого.
Результаты диагностики:
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Дата рождения | Результаты диагностики (начало года) |
1 | Азима Дарья | 16.08.11 | в |
2 | Плечова Мария | 12.07.10 | н/с |
3 | Константинова Алина | 22.08.10 | н/с |
4 | Батырев Вадим | 21.05.10 | н/с |
5 | Ивлев Илья | 28.07.10 | с |
6 | Медведева Дарья | 17.08.10 | с |
7 | Ефимова Настя | 08.03.10 | с |
8 | Гриннер Виктор | 28.08.10 | с |
9 | Андриянов Михаил | 25.07.10 | в |
10 | Шокина Татьяна | 15.07.10 | н/c |
11 | Роон Пётр | 05.06.10 | с |
12 | Максимова Ангелина | 11.02.10 | в |
13 | Лазарев Фадей | 18.08.10 | с |
14 | Наумётова Эльза | 02.05.10 | с |
15 | Яковлева Лиза | 09.03.10 | в |
16 | Аксёнова Дарья | 20.05.10 | с |
17 | Чугунов Максим | 06.09.10 | н/с |
18 | Орехова Виктория | 02.06.10 | с |
19 | Калмыкова Ярослава | 02.04.10 | с |
20 | Иванов Захар | 27.07.10 | с |
Ниже среднего | 5ч.-25 % |
Средний уровень | 11ч.-55% |
Высокий уровень | 4ч.- 20 % |
Подборка литературного ряд произведений.
(сказок, рассказов, стихов, загадок, иллюстрации, картин, для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе организации образовательной деятельности: р.н. сказка «Жихарка»; Е. Жданов «Удивительный цветок»; загадки о бабочках; сборник стихов Е.Г. Каргановой «Разноцветные бабочки»; И. Грунина «Как появляется бабочка»; Атлас «Бабочки» В. Мурзина, А. Братцева; Красная книга России Н. Ткаченко «Рассказ о гусенице и бабочке»; К. Ушинский «Капустная белянка»; Басня «Гусеница и бабочка» С. Михалков; «Из тени в светперелетая…» А. Тарковский; сказка «Волшебная иголочка»
Стихи, песни : Сибирцевой В.; С. Белвой; Л. Лысковой В. Набокова; С. Шешукова; З. Крепс; С. Богдан.; Ю. Энтин, А. Павлова; В. Гусева «Шелковица»;
2.2 Описание работы
В ходе работы по интеграции эколого-художественного образования дошкольников старалась, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и во время прогулок, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг.
Создание проблемной ситуации.
Цель: Вовлечение детей в состояние умственного затруднения, вызванного недостаточностью ранее усвоенными ими знаниями. Для решения которой, необходимо обладать необходимым объёмом знаний.
Внесла в группу конверт с письмом от Буратино:
Дорогие ребята!! Срочно!!!
Мальвина отправляет меня на всемирный съезд учёных, посвящёный какой-то этмологиии. Там мне нужно рассказать о жизни бабочек, и каких-то их превращениях. О чём речь, я понять не могу.
Дорогие ребята, помогите мне пожалуйста, уж никак я не хочу подвести Мальвину, ведь о бабочках я ничевошеньки не знаю, а помочь мне сможете только вы – самые умные и талантливые.
С уважением ваш Буратино.
После прочтения письма, дети заметно оживились, Мише А. хотелось скорее помочь Буратино, на что Ангелина М., спросила: «Как же мы поможем Буратино если сами, мало, что знаем о бабочках».
На, что я предложила стать исследователями Энтомологами –учёными занимающимися наукой о насекомых.
Просмотр фотографий, знакомство с разнообразными видами бабочек.
В первую очередь хотелось заинтересовать детей, дать возможность понять красоту природы. Показать детям хрупкое телосложение бабочек, разнообразные формы и пёстрая окраска крыльев, которые так привлекают внимание детей.
В процессе знакомства с изображениями бабочек, детям хотелось поделиться своими впечатлениями. Во время беседы, показала детям изображение самой большой бабочки Совке-Агриппины дети узнали, что это тропическая бабочка. Даша отметила среди представленных иллюстраций бабочку капустницу, сказав, что видела её с бабушкой на даче.
Чтение стихов с просмотром иллюстраций из серии «Разноцветные бабочки» Каргановой Е.Г.
Акцентировала внимание на правильном, чётком произношении слов. Дети внимательно, заинтересованно слушали стихи:
Весной и летом в цветущем саду
Я бабочек разных по всюду найду.
Давно я не видел такой красоты-
Как будто по саду летают цветы.
Встречаются бабочки разных цветов:
Похожи на радугу – спорить готов!
Вот жёлтый, вот красный, оранжевый цвет!
На каждой нарядное платье, жилет!
Сияет под солнцем их яркий наряд.
Живые цветы – так о них говорят.
Нелёгкий проделает бабочка путь,
Но может всегда на цветке отдохнуть.
Совсем одинаковых бабочек нет:
Несхожи размеры, узоры и цвет.
У этой два ярких огромных крыла,
Другая, как мошка, скромна и мала.
На крыльях узоры. Каких не найдёшь!
И этот красивый, и этот хорош.
А кто тот художник, что их рисовал?
Давно я такой красоты не видал.
Прочтение стихов сопровождалось небольшими заданиями, к иллюстрациям (на определение количества, цвета, форму узоров.) Несколько детей изъявили желание выучить стихи про цветы наизусть. Я обратилась к родителям с просьбой, дома вместе с детьми подобрать понравившееся стихотворение и выучить его.
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
Детям представилась возможность увидеть гусеницу, бабочек в их естественной среде обитания.
В процессе наблюдения за бабочкой, было рассмотрено её строение, определили части тела бабочки: голова, туловище, крылья покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Лиза Я. поведала нам, что бабочек трогать за крылышки и ловить нельзя – можно испортить рисунок.
Во время наблюдения зачитала стихотворение М. Блинниковой:
Над травой порхает…бантик?
Нет, наверно это фантик
Разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела,
Отдохнула и взлетела,
Так с цветочка на цветок
Я похаю весь денёк.
После наблюдения прочитала рассказ И. Гуриной «Как появляется бабочка»
В книге рассказывается о том, как появляется бабочка, в доступной для детского восприятия форме: «Бабочка-мама откладывает яйца, в каждом из которых находится гусеница. Вылупившись, гусеницы начинают поедать листочки и расти. Гусеницы бывают разные. Их тело состоит из множества частей. Через некоторое время гусеница становится очень большой. Внутри кокона растет бабочка. Через некоторое время она вылупляется из него. И вскоре эта бабочка тоже отложит яйца, из которых появятся прекрасные бабочки».
Дети с огромным интересом слушали рассказ, Даша А. спросила: - чем же питаются бабочки? Я рассказала о том, что питаются они нектаром цветов, пьют сок пораненных деревьев, едят гниющие фрукты. Дети узнали о неповторимости каждой бабочки в природе, о необходимости оберегать их и их места обитания.
После беседы с детьми, для закрепления полученных знаний предложила детям рассказать, о своих впечатлениях, что больше запомнилось, понравилось. В обсуждение активно включилась большая половина детей, но самыми активными оказались Миша А., Даша А. т.к. в своих рассказах они делились своим опытом, наблюдения за бабочками. А Илюша назвал несколько разновидностей бабочек – капустница, махаон, адмирал.
Заем, предложила детям пересказать содержание произведения и рассказать полный путь превращения от яйца до бабочки. Пересказывая, дети опирались на иллюстрации
Чтение истории о гусенице и бабочке, написанной Н. Ткаченко
"Неужели ты никогда не скучала по синему небу, солнцу, пению птиц, белым облакам?", - неожиданно обратилась ласточка, пролетающая мимо малинника, к большой зеленой гусенице: "Бедняжка, ты, наверное, несчастна, потому что не имеешь крыльев".
"Нет, нет! Я довольна всем и не нуждаюсь в крыльях", - поспешила заверить гусеница ласточку.
Вдруг кто-то зашевелился над ее головой. Она посмотрела и увидела бабочку. Гусеница еще не видела такого изящества и красоты. Она впервые в жизни пожалела о своем теле. "Ты откуда прилетела? Я таких красавиц, как ты, не видела здесь"
"Да и ты здесь чужая», - засмеялась бабочка. Ты родилась для света, взмахов крыльев, воздуха и синего неба. Я прилетела рассказать тебе об этом. Ты будешь похожа на меня. Ты рождена летать, а не ползать! Не забудь об этом", - сказала бабочка и улетела.
Гусеница осталась в одиночестве и принялась мечтать о крыльях. Она была окутана тонкой паутинкой, прочно удерживающей ее тело в плену. "Наверное, я никогда не смогу вырваться из этих нитей. Но если я не отвечу на далекий зов - я умру".
И она стала сражаться с паутиной из последних сил. И вдруг ее оковы распались. Гусеница устремилась к свету, к солнцу и теплу. Ей стало так хорошо, и она запела от счастья: "Я бабочка! Значит, я рождена, чтобы летать!"
После прочтения сказки, дети очень активизировались, живо обсуждали содержание истории, не только со мной, но и между собой, возник вопрос, проблема, как гусеница смогла выбраться из кокона, какие трудности она испытала, прежде, чем стать прекрасной бабочкой.
Игровая ситуация «Чудесное превращение»
Цель. Дать возможность детям, прочувствовать на себе, трудности, которые испытывает гусеница, прежде, чем стать прекрасной бабочкой.
Совместно с детьми взяли несколько одеял, и обмотали ими желающих – получился кокон. Детям нужно было выпутаться из кокона, чтобы стать прекрасной бабочкой, по сигналу бабочка должна была полететь к цветам.
Просмотр мультфильма Лунтик «Подарок для бабочки», «Бабочки бывают разными».
Для поддержания интереса детей, хотелось дать возможность увидеть красоту природы. На примере мультяшного персонажа, показать детям пример доброжелательности, вежливости, скромности. После просмотра мультфильма, беседовали с детьми по его содержанию.
Познавательная деятельность «Бабочки – какие они»
Цель: Познакомить детей с некоторыми представителями бабочек, обитающими в Ульяновской области. Закрепить знания детей о развитии насекомого.
Задачи:
ОО Познавательное развитие.
1.Расширять представления детей о многообразии бабочек нашей области. Познакомить детей с новыми видами бабочек (адмирал, павлиний глаз, голубянка).
2. Формировать представления детей о дневных и ночных бабочках. О том какую пользу и вред наносят растениям эти насекомые.
3. Закреплять знания о строении бабочки, чем служат хоботок, ножки бабочки. Способе их развития.
ОО Физическое развитие: Уметь двигаться в соответствии с заданным текстом, реагировать на речевые установки.
ОО Речевое развитие. Обогащать активный словарь: Голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал, бабочка Капустница, Крапивница, Репейница, Лимонница, Траурница, Углокрыльница. Шашечница.
ОО Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к обитателям природного мира.
После образовательной деятельности у детей расширились представления о бабочках, они узнали какие виды обитают в нашей области. У детей появилось желание наблюдать за бабочками в повседневной жизни, читать стихи, у детей стало формироваться природоохранное отношение к обитателям мира природы.
Алина даже принесла книгу с загадками о насекомых.
Художественно эстетическая деятельность экологической направленности – «Волшебная бабочка»
Цель: Развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую индивидуальность. Желание рисовать в нетрадиционной технике кляксогафии. Развивать умение самостоятельно дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен, законченный образ. Воспитывать умение сравнивать, анализировать, восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Предложила детям на время стать волшебниками, чтобы легким движением руки создать необычный образ. Детям было дано задание по образцу воспитателя, на одной половине листа капнуть две капли краски. Затем дети закрыли кляксы второй половиной листа и аккуратно прижимали её.
Дети с помощью загадки, смогли понять какой силуэт изображён на рисунке:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
После загадки, выяснили с детьми каких деталей не хватает на рисунках, после дети самостоятельно дорисовали голову, усики, туловище, узор и т.п.
Динамическая пауза
Спал цветок и вдруг проснулся, Дети приседают, опустив голову
Больше спать не захотел. встают
Шевельнулся, потянулся, потягиваются
Взвился вверх и полетел. машут руками
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. Кружатся
Дети с большим интересом участвовали в творческой деятельности, научились работать в нетрадиционной технике. Маша рассуждая сказала, что она теперь как настоящая волшебница, простым движением руки может создавать красивый рисунок.
Просмотр мультфильма «Белая бабочка» 1981г.
Цель: Знакомство с бабочкой- вредителем Моль. Воспитывать умения детей оценивать окружающих не по их внешнему виду, разговорам, а по реальным поступкам.
В процессе просмотра мультфильма, у детей появилось желание побольше узнать о такой бабочке как моль, в результате чего, хотелось расширить и уточнить представления детей об этом насекомом-вредителе. Мною было принято решение организовать поисково-исследовательскую деятельность «В поисках моли». В процессе предварительной работы заучили с детьми шуточные стихи и песню про моль: Л. Лысковой «Если кто-то в шкаф повесил…»; С. Белова «Завелась на печке моль…»; Сибирцева «Заглянул в одежный шкаф…»; песня М. Вега «Моль, моль, моль….»
Поисково –исследовательская деятельность.
«В поисках моли»
С целью вовлечения детей в познавательно – исследовательскую деятельность создала проблемную ситуацию.
По телефону звонит Буратино и сообщает :
Уважаемые дети помогите!!! Вчера с Мальвиной разбирали сундук с вещами из кукольного театра Карабаса – Барабаса, все куклы поедены молью! Если Синьор Барабас узнает об этом, сильно растроится, и ещё не дай бог рассердиться на нас. Срочно нужна ваша помощь!! Видел её Пьеро, он показал направление куда она полетела, я надеюсь эта карта поможет вам! Помогите пожалуйста дорогие мои, изловите эту вредную моль!
В д.с. «Василёк » от Буратино.
После полученного сообщения дети заметно активизировались, прежде чем отправляться на поиски Моли выяснили, что моль это тоже представитель класса насекомых – вредителей. Просмотрели с детьми картинки с её изображением. Вспоминая этапы развития бабочки сказала детям, что бабочки моли сами по себе – безобиднейшие существа. Опасность представляют яйца, которые они откладывают и гусеницы, которые в последствии появляются из них. Бабочки моли не любят солнечный свет и предпочитают жить в темных и укромных местах, например, в шкафу с одеждой.
После беседы вместе с детьми, отправилсь на поиски Моли.
Первым объектом исследования на карте был стиллаж с книгами, здесь дети обнаружили кусочки шерсти. После вопрса : «Почему Моль оставила шерсть» Даша сказала, что моль питается шерстяными вещами, вот и оставила здесь кусочек этой ткани. Другие дети предпологали, что она сильно торопилась вот и не успела всё съесть.
Затем дети заглянули под ковёр и обнаружили записку с просбой рассказать стихи о моле:
Если кто-то в шкаф повесил,
Вещи грязные из шерсти.
Моль на запах прилетит -
Ох и зверский аппетит! Л. Лыскова
Завелась на печке моль.
Но ни ест ни хлеб, ни соль.
Съела варежку, носок,
Мамин шерстяной платок. С. Белов
Заглянул в одежный шкаф:
Моль на шубе ест рукав!
Подмигнула мне она:
«Летом шуба не нужна!» В. Сибирцев
После прочтения стихотворений, дети обратили своё внимание на изображение скрипичного ключика. Я задала детям вопрос: «Что обычно изображается этим знаком?» Совместно с детьми выяснили, что необходимо спеть песню о Моли. Дети с желанием откликнулись на предложение:
Моль, моль, моль - ядовитая букашка.
Моль, моль, моль - это маленький жучок.
Моль, моль, моль - это злобный таракашка,
Который всё съедает вдоль и поперёк.
Моль, моль, моль съела папины штанишки.
Моль, моль, моль съела мамино пальто.
Моль, моль, моль съела плюшевого мишку
А потом отправилась, отправилась в кино!
После песни в группу залетает Моль и тоже поёт песню:
На завтрак шубу съела я,
И в животе у меня —боль.
Казалось, шуба так вкусна!
И съела я ее одна,
Тайком от всех, в шкафу, —и вот
У моли вспучило живот.
Наверно, шуба та пока
Для меня слишком велика.
После того как Моль пропела песню, дети единогласно решили её отпустить, с условием, что она больше никогда не будет портить одежду.
Эколого – Литературный досуг «Путешествие в солнечную страну Китай. Знакомство с Тутовым Шелкопрядом»
Цель: Познакомить детей с бабочкой из семейства Тутового шелкопряда.
Задачи образовательных областей:
ОО Познавательное развитие.
1. Закреплять знания детей о разнообразии бабочек. Их внешнем виде, и индивидуальных особенностях каждой из них.
2. С помощью литературного произведения формировать у детей элементарные представления о Китае.
3. Познакомить детей с новым представителем насекомых – тутовым шелкопрядом, историей его одомашивания, внешним видом, развитием, питанием, условиями жизни, значением в жизни человека.
3. Формировать элементарные представления детей об использовании человеком Тутового Шелкопряда в различных отраслях (в медицине, в питании). В изготовлении шелковых нитей – ткани.
ОО Речевое развитие. Умение рассказывать стихи о бабочках, отгадывать загадки. Расширять словарь детей: Тутовый шелкопряд, тутовое дерево, кокон, медицина.
ОО Художественно – эстетическое развитие: Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка от восприятия литературных произведений.
ОО Физическое развитие. Закреплять умение детей двигаться в соответствии с музыкой, выполнять танцевальные движения.
Во время организованной образовательной деятельности, дети с удовольствием отправились в импровизированное путешествие, превратившись в волшебных бабочек исполнили танец, затем читали стихи, о уже знакомых бабочках (Капустница, Траурница, Крапивница, Махаон, Павлиний глаз, Лимонница),затем дети познакомились с новым видом бабочки Тутовым Шелкопрядом с неумолимым интересом слушали рассказ «Шелкопрядки» о её развитии и использовании человеком в производстве шёлка.
После проведения образовательной деятельности, дети активно обсуждали содержание досуговой деятельности, я отметила для себя, что необходимо дать возможность детям отобразить полученные знания в творческой деятельности.
Эколого-художественная деятельность.
Аппликация «Чудесные бабочки»
Цель: Развивать продуктивную деятельность, творческое воображение детей на основе имеющихся знаний о бабочках, в процессе художественно-декоративной деятельности.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» - приучать детей следовать правилам поведения в ходе изобразительной деятельности; развивать способности к фантазии, воображению, творчеству.
ОО «Познавательное развитие» - развивать интерес к богатству и разнообразию материалов изобразительной деятельности, их своеобразию.
ОО «Художественно Эстетическое Развитие» - развивать творческое воображение, поддерживать у детей стремление выражать свои чувства и впечатления в художественно-декоративной деятельности; развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать технику владения нетрадиционными способами художественной деятельности: умение рисовать верёвочкой, украшать крылья бабочек пайетками.
ОО «Речевое Развитие» –развивать связанную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, её звуковую и интонационную культуру, фонематический слух.
ОО «Физическое Развитие» - учить детей контролировать правильность своей осанки при выполнении работы за столом, развивать мелкую моторику.
В процессе подготовки к занятию дети самостоятельно решали, какую бабочку они будут изготавливать, выбирали цвет шерстяных нитей, пайеток. Знакомились со способами склеивания материала с бумагой, пришли к выводу, что наиболее удобный способ, это с помощью пластилина.
В образовательной деятельности по эколого-художественному направлению дети рисовали шерстяной нитью, изображая контур бабочки. Пайетками украшали крылья бабочек
3.3 Промежуточная диагностика.
В октябре провела сравнительный анализ уровня сформированности базиса эколого – художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал, что количество детей с низким уровнем 4 человека и составляет 20% , это часто болеющие дети. Маша П. повысила свой уровень, подняв его с низкого на средний. Таким образом, дети со средним уровнем составили 9 человек- 45%, с высоким уровнем увеличилось до 7 человек и составило 35%.
Низкий уровень | 4ч. – 20 % |
Средний уровень | 9ч. – 45% |
Высокий уровень | 7ч. –35% |
Благодаря систематической и целенаправленной работе по эколого –художественному образованию у дошкольников продолжает развиваться познавательный интерес и желание отображать в своих работах по художественному творчеству окружающий мир природы. Дошкольники, видя всю красоту природы становятся доброжелательными к окружающему их миру, взрослым и друг другу. Создавая рисунки и другие работы у детей развивается память, воображение, совершенствуется творческое мышление.
3.4 Результаты.
- Создана система работы;
- Обогатились знания детей о родной природе;
- Активно проявляется мыслительная деятельность детей;
- Ответы детей стали полными, развернутыми. Происходит обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, положительное восприятие художественной литературы, фольклора;
- У детей происходит развитие любознательности, познавательной мотивации, формируются познавательные действия;
- У детей развивается эмоционально – положительное заботливое отношение к природе, к окружающей действительности;
- У детей формируются эколого- художественные представления об окружающем мире.
Отчёт.
Воспитанники, не проявляющие особого познавательного интереса к окружающему требуют особого внимания педагога. У них необходимо постепенно формировать интерес: помогать увидеть отдельные признаки предметов, обращать их внимание на окружающую действительность, используя художественные произведения.
Через знакомство с художественными произведениями, дети старшего дошкольного возраста начинают видеть многообразие окружающего мира природы, у них расширяются представления о явлениях природы, проявляется интерес и любовь к природоведческой книге. У детей начинает появляться желание делиться своими впечатлениями от услышанного, дети учатся пересказывать содержание произведения отвечая на вопросы педагога.
В групповой комнате оформлена книжная зона, с различной тематикой книг. Дети всегда приносят самые любимые книги из дома. После же проведенной мною работы я отметила, что теперь приносят книги именно с природоведческим характером. Например, Таня Х. принесла книгу «родная природа» словарь в картинках. Дети с большим интересом рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями.
Также в группе создан календарь природы, где ведётся систематическая работа. Здесь мы вместе с детьми ежедневно отмечаем состояние погоды, определяем месяцы. К этой зоне мы относим игры с экологическим содержанием. В процессе своей работы эта зона была дополнена иллюстрациями, атласами, литературой связанной с многообразием бабочек .
В результате своей исследовательской работы дети стали проявлять интерес к природе, эмоционально откликаться на ее красоту, с удовольствием наблюдать за разнообразными природными явлениями, заботливо ухаживать и бережно относиться к живым объектам на участке детского сада, а так-же в процессе прогулок, наблюдений с родителями. Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из общения с окружающей действительностью, являются необходимым условием эмоционального состояния и развития ребёнка-дошкольника.
Мир природы обладает уникальным влиянием на ребёнка. Ребёнок созерцая растения, наблюдая за животными и общаясь с ними, участвуя в сельскохозяйственном труде, развивает и обогащает эмоционально – чувственное восприятие окружающего мира. Общение с природой становится мощным средством воспитания детей дошкольного возраста.
- Взаимодействие с социумом.
Свою работу по интеграции эколого-художественного образования дошкольников вела под руководством воспитателя – эколога ДОУ Насибуллиной Алсу Фаязэтдиновны.
Алсу Фаязетдиновна показала детям фотографии, как они ходили с детьми подготовительной к группы, в агрономический факультет, на выставку – коллекцию насекомых опытных полей нашего посёлка.
После увиденного дети были в восторге им тоже хотелось скорее поближе познакомиться с насекомыми, увидеть всё собственными глазами.
Таким образом, под руководством Алсу Фаязетдиновны, нами была организованна встреча с Деканом факультета Агро технологии, земельных ресурсов и пищевых производств Тойгильдиным Александром Леонидовичем (папой воспитанницы подготовительной группы).
Александр Леонидович дал общие понятия о насекомых, сказав ,что главный их отличительный признак это 3 пары лапок. Загадал детям загадки о насекомых:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)
Свой рассказ Александр Леонидович, сопровождал показом слайдов презентации, рассказав детям о строении бабочки (голова, грудь, брюшко, 3 пары лапок, 2 пары крыльев), также напомнил детям о 4-х стадиях развития насекомого.
На заданный вопрос: «Как вы думаете, может ли бабочка наносить вред растениям?», дети затруднились ответить, но с помощью А.Л. выяснили, что бабочки сами по себе вреда растениям не приносят. Главным вредителями растительных культур являются гусеницы – поедающие листву растений.
Дети также познакомились с коллекцией бабочек, имеющихся на Агрономическом факультете при УГСХА
Показали образец развития бабочки (от личинки – до бабочки)
Дети с интересом рассматривали тело и крылья насекомого через микроскоп, узнали что чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле бабочки.
А. Л. познакомил детей с редкими бабочками занесёнными в Красную книгу Ульяновской области
В процессе экскурсии дети получили массу положительных эмоций, впечатлений, знаний.
3.6 Сотрудничество с семьёй.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
План сотрудничества с семьёй
- Анкетирование родителей.
- Рекомендация «Организация прогулок в разное время года с использованием художественного слова».
- Рекомендация «Книги о природе».
- Консультация «Экологические сказки».
- Родительское собрание (круглый стол) на тему: «Сбережом родную природу».
- Рекомендации по ознакомлению с бабочками родного края, рассказать о их пользе, о природоохранном отношении к ним. «Пусть порхают бабочки»
- Фотовыставка «Выходной день с ребенком».
- Посещение сельской библиотеки
- Выставка художественной литературы для родителей.
- Организация конкурса книга своими руками.
- Папка – ширма «Наши друзья насекомые».
- Организация экологических десантов.
- Организация конкурсов поделок из природного материала.
- Показ эколого – литературного досуга на тему «Путешествие в солнечную страну Китай. Знакомство с Тутовым Шелкопрядом».
Мною были даны рекомендации для родителей : «Организация прогулок в разное время года с использованием художественного слова»; «Книги о природе»; консультация «Экологические сказки».
Проведение анкетирования. В списке любимых книг своих детей, родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси-лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка". Сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных, были и такие родители, которые не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.
Почти все родители без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с детьми книги. 80% опрошенных отметили, что после прочтения книг обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.
Проведение круглого стола. С целью повышения уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей, было принято решение о проведении круглого стола с родителями по теме: «Сбережём родную природу». За несколько дней до собрания записали на видео ответы детей на вопросы, задаваемые мною о природе.
Родители с большим восторгом слушали ответы детей. Аня К. на вопрос «Назови правила поведения в природе.» ответила: «нельзя рвать цветы, ломать деревья, бросать фантики..». Многие дети рассказывали о бабочках и гусеницах за которыми они вместе с родителями наблюдают, рассказывали стихи о бабочках сказали какие книги о природе читают им родители, к сожалению не все дети смогли объяснить значение слова «Люби, но не навреди».
Далее с родителями обсуждали следующие вопросы:
1. Нужно ли вести работу с детьми по формированию основ экологического культуры дошкольников?
ВЫВОД: Уже с самого раннего возраста каждый живущий на земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде, он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, гибели растений и животных, исчерпания запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за её состояние.
2. Существует ли необходимость использовать художественное слово во время наблюдения за природными объектами? Для чего?
ВЫВОД: Очень важно чтение художественной литературы, которая воспитывает у ребёнка осознанно правильное отношение к природе.
Разбор ситуации:
Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
ОБСУЖДЕНИЕ: Родители согласились С Андреяновым Е.М., что мама поступила правильно, оставив бабочку в естественных условиях, тем самым воспитывая в ребёнке желание не навредить живым объектам природы. Азима М.В. рассказала о чувствах которые воспитываются в ребёнке во время организации наблюдения за насекомыми : «В ребёнке вызываются эстетические переживания т.к. живое прекрасно, дети сопереживают живым существам, ведь мы не имеем права уничтожать, то что создала природа».
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
(К. Станиславский)
Посещение сельской библиотеки. Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в библиотеке. Именно поэтому хотелось, организовать поход родителей в сельскую библиотеку. Не все родители смогли придти в библиотеку (в основном по причине большой занятости на работе) но были и те кто, с радостью откликнулся на моё предложение. Родители увидели многообразие детской природоведческой литературы.
Конкурс «Книжка своими руками». Особый интерес представлял вопрос о конкурсе, организованный мною в нашей группе. Детям и родителям давалось домашнее задание: - Смастерить книжки своими руками о заинтересовавшем их литературном произведении, о природе. Все ее экспонаты – семейные работы. Часть из них родители оформляли вместе с ребенком, некоторые – воспитанники делали сами.
Показ организованной образовательной деятельности с детьми. Я пригласила родителей на эколого-литературную викторину, на которой они были зрителями. Теперь родители могли видеть работу детей в процессе организованной мною образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию.
Родители с большим интересом отнеслись к тому, что их дети теперь больше знают о мире природы. Стали по-другому относиться к детям: спокойнее, терпимее, стараются отвечать на любые детские вопросы. Если родители что-то не знают, за ответом обращаются к нам - воспитателям. Также помогли благоустроить территорию ДОУ: убирали территорию от опавших листьев, , самым ценным в воспитании детей является пример самих родителей
Организовала выставку книг для родителей и дала им рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой экологической направленности.
Продолжаю работать под руководством воспитателя по экологическому воспитанию. Систематически веду работу с родителями по данной тематике, рекомендуя им методические пособия посезонно, художественную литературу; организую выставки книг для родителей.
Организовывала экологические десанты с привлечением родителей: «Наведение порядка на участке весной». «Уборка осенних листьев»,
В детском саду проходят праздники: «Здравствуй, весна», «Золотая осень», «Ой ты зимушка – зима!», «Масленица», «Лето красное».
3.7 ДАЛЬНЕЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Свою работу по интеграции эколого-художественного образования детей буду продолжать с детьми подготовительной группы, по причине того, что не у всех детей сформированы, осознано-правильные отношения к объектам природы. Также планирую работать под руководством воспитателя по экологическому воспитанию, использовать в своей работе проектную деятельность. Систематически вести работу с родителями, с социумом по данной тематике, рекомендовать методические пособия и литературу для детей и родителей.
Взаимодействие с родителями:
- Создание газеты с экологическим содержанием «Берегите природу».
- Организация трудового десанта «посадка саженцев на клумбах».
- Изготовить знак «Не сорите»
- Привлечь родителей к созданию экологической тропы своей семьи.
Взаимодействие с социумом:
- Организовать экскурсии на территорию УСХА, на опытные поля и клумбы всех факультетов
Образовательная работа с детьми:
- Продолжать организовывать образовательную деятельность с детьми подготовительной к школе группе по эколого-художественному воспитанию.
- Организовать показ слайдов с экологическим содержанием.
- Продолжать работу на экологической тропе.
- Организовать музыкальное мероприятие «День цветов».
Литература.
1.Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» пилотный вариант. [http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf] Москва, Мозаика-Синтез, 2014г.
3. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе О. В. Солнцева. «ДЕТСТВО» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf] Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014 г.
4. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. «МИР ОТКРЫТИЙ» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf] Москва 2014 г
5. Ковардакова М. А., Майданкина Н.Ю. «Концепция «Интеграция экологического и художественного образования детей в условиях социального партнёрства детского сада с сельскохозяйственным предприятием», Ульяновск, 2009г.
6. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Программа РИП «Интеграция экологического и художественного образования детей в условиях соуиального партнёрства детского сада с сельскохозяйственным предприятием», Ульяновск, 2008г.
7. . Ковардакова М.А.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ульяновск, 2009г.
8. . Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Шагарова Н.Г. Программа и технология эколого-художественного образования детей среднего дошкольного возраста «Василинка». Ульяновск, УИПК ПРО, 2011г.
9. . Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: Творческий центр, 2001.
10. . Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009г.
11. . Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5.
12. Баранникова, Э.Э. Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в ДОУ. Методические рекомендации: организация и содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях в 1997-1998 уч.году; часть 3 / Э.Э.Баранникова [Текст]. – Ульяновск, 1997
13. Белая, К. Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ / К. Белая, И. Павленко и др. [Текст] // Управление ДОУ. – 2003. - №4. – С. 78
14. Дыбина, О.В., Щетинина, В.В. Роль развивающей среды в организации поисковой деятельности [Текст] / О.В.Дыбина, В.В Щетинина // Современное детство: развитие, образование, культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной). – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2004.
15. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 ( в посл. ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, ст. 1797.
16.Комарова, Т.С. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М., 2003. – 146с.
17. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: Пособие. – М.: ВАКО, 2008г
18. Загадки, пословицы, поговорки. Москва 1989г.
19. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003г.
20. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду-№ 4-5 – 2005г.
21. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду, Москва, 2008г.
22. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Москва, 2010г.
23. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание-№ 4-5-17- 2002г.
24. Мурзин В., Братцев А., Атлас «Бабочки» Издательство «Тропа» 1993г.
25. Статьи, стихи, легенды. О бабочках. Интернет ресурс: http://myknot.narod.ru/stihi2.html
26. Детям о бабочках | Дети и внуки. Интернет ресурс: http://deti-i-vnuki.ru/rasskazyivaem-detyam-o-babochkah/
Приложения
Анкета для родителей
по теме «Ребенок и природоведческая книга»
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги о природе? Если да, то как часто:
а) ежедневно б ) несколько раз в неделю в) редко, когда есть время
2. Вы читаете детям книги:
а) по просьбе ребенка. б) по своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)
5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
а) сказки
б) стихи
в) литературу о природе
г) энциклопедии, книги познавательного содержания
д) нет определённых предпочтений
6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения ? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?
9. Как Вы считаете, приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? (Охарактеризуйте результат).
10. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок любил книги?
11. Ваши пожелания и замечания по поводу чтения книг.
Рекомендация для родителей
Книги о природе
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Уважаемые родители, где бы вы ни были : в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. К. Д. Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть ваш ребенок самостоятельно побродит, найдёт что - то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самих вас, взрослых, когда вы, уважаемые родители, знаете много стихов, песен, загадок, потешек о природе и используете их во время прогулок и наблюдений. Хорошо, когда вечером, после общения с природой, вы прочитаете своему ребенку книгу о растениях и животных, стихи о природе. Свои наблюдения на природе зарисовывайте. Совместно с ребенком в специальную тетрадь записывайте рассказы сына или дочери о природе, экологические сказки, песенки, незатейливые стихи. Рекомендую прочитать детям и обсудить с ними следующие произведения:
М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Первая охота», Л. Толстой «Хотела галка петь» , К. Ушинский «Бодливая корова», А. Введенский «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке»Сказки русские народные:«Война грибов с ягодами», «Зимовье», «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка сестричка и волк»Сказки народов мира: Братья Гримм «Заяц и еж», «Бременские музыканты». Песенки, потешки:
«Зайчишка – трусишка…», «Гуси, вы гуси…», «Кот на печку пошел…», «Барашеньки…», «Солнышко – ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…»
Стихи:
И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…», Я. Аким «Первый снег», С. Есенин» Поет зима - аукает…», Е. Баратынский «Весна, весна…», З. Александрова «Елочка», В. Орлов «Почему медведь зимой спит», Е. Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно - методическое пособие "Проектирование учебно - образовательной деятельности в ДОУ".
Учебно - методическое пособие, для детей в ДОУ....
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Исследовательская работа Превращение из куколки в бабочку
Исследовательская работа проводилась совместно с воспитателем и семьей воспитанницы.Данный проект подходит для старшего дошкольного возраста....
Исследовательская работа "Превращение куколки в бабочку"
Исследовательская работа "Превращение куколки в бабочку"...