Программа кружка «Эвристика» старшей группы «Звездочки »
материал (старшая группа) на тему
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.
В чём же заключается суть данного метода?
При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад «Улыбка » государственного бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы с. Камышла
Программа кружка «Эвристика» старшей группы «Звездочки »
(возраст: 5-6 лет )
На 2018-2019 учебный год
Подготовила: Мухаметзянова А. Р
Развитие логического мышления с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем детстве логические процессы выражаются в играх, служат только отголоском того, что ребенок видел и слышал от взрослых.
В процессе продуктивной деятельности у детей развивается:
- логическое мышление, обобщение, разделение и конструирование;
- произвольная, непроизвольная, ассоциативная память (зрительная, обонятельная, моторная), произвольное, непроизвольное внимание;
- повышенная культура мышления (способность мыслить самостоятельно, проявляя творчес кий подход, умело и легко преодолевать возникшие трудности, умение анализировать, обобщать , сравнивать);
- Развитие творческого воображения: уметь сочинять сказки, фантастические рассказы, загадки, решать противоречия, придумывать фантастические объекты;
- Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и укрепление здоровья.
Программа рассчитана на один год по одному часу в неделю, в вечернее время.
Программа составлена для детей старшей группы.
неделя | тема | Программное содержание | часы |
Сентябрь 1 | Знакомство с палочками Кюизенера. | Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям соорентироваться в данном материале. Выяснить начальные знания группы детей, уровня развития того или иног ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек. Развивающия среда: набор палочк Кюизенера. | 1 |
2 | “ Разноцветные палочки” | Познакомить детей с эталоном цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группироватьровать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление | 1 |
3 | 1)Потешка “Я по лесу, по зеленому бреду” 2)Игровое упражнение “Кто назовет как можно больше признаков отличия?” 3)Игра “ Сложи узор”. | Познакомить с русской народной потешкой. Учить сравнивать, находить характерные признаки предметов. Развивать воображение. | 1 |
4 | Игра “Поезд”. | Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение. | 1 |
Октябрь 1 | Путешествие в страну “Вымышляндию” | Развивать логическое мышление, творческое воображение, мелку рук, внимание, усидчивость, самостоятельност. | 1 |
2 | “ Колумбово яйцо” | Познакомить с игрой “ Колумбово яйцо”, с ее названием, отдельными частями, уточнить их названия. Упражнять в сознании новых геометрических фигур из фигур данного набора по образцу с помошью воспитателя. | 1 |
3 | Тема: 1. Игра Вопрос – ответ”. 2.Игра “Сложи узор”. | Развиватьсмекалку, фантазию, умение слшать, доказывать. Воспитывать умение слушать. | 1 |
4 | Игра: “Построим забрчик” | Равивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопостовлять предиеты по высоте.Закреплять понятие “высокий”, “низкий”. Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. | 1 |
Ноябрь 1 | “Дорисуй иназови предмет” | Развитие творческого воображения, мышления, смекалки. Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать. Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески | 1 |
2 | Игра “Составь фигуру” | Развитие творческого воображения, мышления, смекалки. Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать. Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески | 1 |
3 | “ Знакомство с Монгольской игрой”. | Познакомить с игрой, ее назначением. Правилами: при состовлении фигур использовать все части присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать мышление, воображение, память, усидчивост. | 1 |
4 | ”Пальчиковая игра”, “Вкладывание узоров из пуговиц” | Развивать навык, выполнять действие по задонному образцу, воспитыватьусидчивость, терпение, внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук, точность восприятия. | 1 |
Декабрь 1 | “ Соедини точки” | Развивать зрительное воображение, смекалку , творчество, фантазию, сообразительнось. | 1 |
2 | Игра “ выкладывание фигур из палочек” | Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать, пребразовывать, делать логические выводы. | 1 |
3 | «Сложи квадрат» | Продолжит знакомить с игрой “Сложи квадрат”. Учить собирать сложные квадраты по образцу. | 1 |
4 | “Монгольская игра”. “Собери фигуры” | Учить составлять более сложную фигуру, используя все части игры, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Развивать мышление, внимание, речь, сообразительность. | 1 |
Январь 1 | “Сложи оленя, жирафа” (“Монгольская игра”) | Учить составлять сюжетную фигуру по образцу. Развивать мышление, внимание. | 1 |
2 | “Знакомство с игрой “Тантрам” | Познакомить с игрой “Тантрам”, ее названием, частями, уточнить их названия, показать способы их соединения между собой. Учить собирать новые геометрические фигуры из фигур данного набора. Развивать мышление зрительную память, воображение. | 1 |
3 | Игра с блоками Дьенеша “Конструктор” (выкладывание различных фигур” | Воспитание вежливости, умения общаться друг с другом .Учить упорядочивать геометрические фигуры по форме. Подводить детей к образной передачи птиц. Учить рисовать круглую и овальную форму. | 1 |
4 | Игра “Лесенки” | Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и память. | 1 |
Февраль 1 | Игра “Башенки” | Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и память. | 1 |
2 | 1)Загадки о животных 2)Речавая логическая задача “Что закрыто на картинке?” | Закрепить знания детей о животных, воспитывать любовь, доброе отношение к ним. Тренировать зрительную память. | 1 |
3 | Игра “Лесенка для котенка”. | Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упрожнять в счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3 – голубая, 4 – красная, 5- желтая. | 1 |
4 | “Составь картинки или собери пазлы” | Развивать воспитание, внимание, зрительную память, воображение, мышление. Учить детей собирать пазлы по образцу – рисунку. | 1 |
Март 1 | “Игры со счетными палочками” | Развивать логическую мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, самостоятельность. | 1 |
2 | Игровое упражнение “Я начну, а ты закончи” | 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур. 2) Учить решать задачи – головоломки 3)Закрепить знания гиометрических фигур | 1 |
3 | “Игра “Пифагор”” | Познакомить детей с игрой “Пифагор”, с ее 7 частями. Учить собирать простейшие фигуры, не накладывая части игры друг на друга, а прикладывая друг к другу; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать мышление, зрительную память, внимание | 1 |
4 | Игра “Найди лишнюю” | 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур. 2) Учить решать задачи – головоломки 3)Закрепить знания гиометрических фигур | 1 |
Апрель 1 | Игра “Блоки” | 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур. 2) Учить решать задачи – головоломки 3)Закрепить знания гиометрических фигур | |
2 | Игра “Конструирование геометрических фигур” | Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольк, прямоугольник. | 1 |
3 | Игры – конструирование | Упражнять в различении и название цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как “Над”, “Под”, “справа”, “слева”. Составлять рассказы по составленным картинкам. | 1 |
4 | Игра “Сложи узор” | Учить собирать рисунок по образцу, путем наложения на сам образец. Развивать мышление, зрительную память, воображение, речь. | 1 |
Май 1 | “Танграм”, “Собери фигуру”. | Учить детей анализировать способ разложения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. | 1 |
2 | “Кто летаем?”, “Кто плавает” | Развивать мышление, умение выделять главные существенные признаки предметов, внимание | 2 |
3 | Игра “Монгольская” (аналогичная “Танграму”) | Учить составлять более сложную фигуру, не накладывая части игры друг на друга; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать внимание, зрительную память, мышление | 3 |
4 | “ Путешествие в сказку” | - Развивать умение детей составлять число 5 из двух меньших чисел - Закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 5 - Упражнять в количественном и порядковом счете, в пространственной ориентировке, упорядочениипалочек по длине - Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать - Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок | 4 |
Программа для детей старшей группы
1.Тема: Знакомство с палочками Кюизенера.
Цель: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выяснить начальные знания группы детей, уровня развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера.
Краткий ход: Обратить внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя пришла с подарком, который находится в красивой коробке. Предложить рассмотреть подарок.
Дать детям возможность рассмотреть цветные палочки, предоставить свободу. Наблюдение как дети играют с палочками, что именно они делают.
Совместно с детьми рассмотреть палочки, беседа.
Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные). Сколько палочек? (много). Одинакового цвета или разного? Какие цвета вы знаете?
Итог занятия.
2.Тема: “ Разноцветные палочки”
Цель: Познакомить детей с эталоном цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группироватьровать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.
Развивающая среда: Наборы палочек Кюизенера, кукла, коробки разных цветов.
Ход: Привлечь внимание детей, сообщить , что кукла Катя хочет с ними поиграть с палочками. Обратить внимание детей на цвет палочек
Какие палочки по цвету?
Покажите красную палочку (синию, зеленую, желтую)
Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравиться, и назовите цвет палочек.
Проговорить вместе с детьми название цветов. Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлогает детям разложить палочки в коробки соответствующегоцвета. Дети с куклой Катей проверяют задание.
3.Тема: 1)Потешка “Я по лесу, по зеленому бреду”
2)Игровое упражнение “Кто назовет как можно больше признаков отличия?”
3)Игра “ Сложи узор”.
Цель: Познакомить с русской народной потешкой. Учить сравнивать, находить характерные признаки предметов. Развивать воображение.
Ход: Рассказать потешку: Я по лесу, по зеленому бреду
Я грибочки в кузовок
Я в осиннике рыжики беру,
По березняку – березовики
По осиновым пням – опёнок
А под елкой – белый гриб- боровик.
Звучит запись птичьих голосов, шума леса, собрать в корзину расставленные заранее грибы. Далее задает вопросы: “Куда же мы попали?” дети рассказывают, что можно увидеть в лесу, кто там живет. Рассказывают потешку, собирают грибы.
В лесу растет много деревьев. Они очень похожи друг на друга. Похожи ли деревья на этих 2- х картинках? А чем они отличаются? (показать картинки деревьев с 4-5 отличиями) Можно предложить сравнить цветы, лесные полянки.
В лесу на полянке лежит узор. Спросить из чего можно сделать такой же, подвести детей к мысли о том, что можно использовать кубики игры “Сложи узор”. Предложить сложить узор из 9 кубиков
Итог:
4.Игра “Поезд”.
Цель: Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.
Развивающая среда: Картинка с изображением поезда, набор палочек Кюизенера.
Ход: Предложить рассмотреть картинку с с изображением поезда. Беседа по картине. Что изображено на картине, какой поезд, из чего состоит (колеса, вагоны). Уточнить и дополнить знания детей. Затем предложить построить поезд из цветных палочек.Можно использовать любые комбинации палочек. Дети самостоятельно выстраивают свои поезда. Игра с детьми в поезд.
Паровоз кричит: “ Ду- ду, я иду, иду”.
А колеса стучат, а колеса говорят:
“Так- так- так”
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
чу- чу- чу- чу- чу! Бежит паровоз.
Далеко – далеко ребят он повез.
5.Тема: Путешествие в страну “Вымышляндию”
Цель: Развивать логическое мышление, творческое воображение, мелку рук, внимание, усидчивость, самостоятельности.
Материалы: доска, мел, образцы.
Раздаточный: счетные палочки, вырезанные фигуры конфет из картона, игра “ сложи квадрат”, карандаши, альбомы.
Ход: 1). Игра “сложи узор”, игры головоломки со счетными палочками.
2).Физкультминутка.
3). Дети обводят фигурки конфет.
Итог.
Методические приемы: показ воспитателя, объяснение, пример, разяснение, указание, индивидуальная помощь.
6.Тема: “ Колумбово яйцо”
Цель : Познакомить с игрой “ Колумбово яйцо”, с ее названием, отдельными частями, уточнить их названия. Упражнять в сознании новых геометрических фигур из фигур данного набора по образцу с помочью воспитателя.
Материалы: образцы к игре. Части игры, доска, мел.
Предварительная работа; рассматривания образцов к игре.
Краткий ход: 1) Знакомство с названием игры, ее частями.
2). Создание сюжетных картинок из фигур.
3). Физкультминутка.
4). Продолжение.
Итог.
7.Тема: 1. Игра Вопрос – ответ”
2.Игра “Сложи узор”.
Цель: Развивать смекалку, фантазию, умение слышать, доказывать. Воспитывать умение слушать.
Материал: мяч, игра “сложи узор”
Краткий ход: 1.Игра “Вопрос- ответ” Отметить, что дети знают много игр, сказок, загадок. Предложить задания для фантазеров и знаек. Дети становятся в ширингу у края ковра. Поочередно бросать каждому ребенку мяч изадает вопросы. Ребенок возращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа ребенок остается на месте. Выигрывает тот кто дошел до края ковра.
Вопросы:
Почему снег белый?
Почему лягушка квакает?
Сколько голов у змея Горыныча?
Чей сын цыпленок?
Сколько хвостов у двух слонов?
Ответ ребенка может быть точным, так творческим, с элементами фантазии.
2. Игра “Сложи узор”
Для путешествия по Волшебной стране нужен транспорт. Чтобы плыть по реке – пароход, чтобы ехоть по земле – машина, а если на пути встанут горы – самолет или ковер самолет.
Предложить составить по образцу из 9 кубиков пароход, затем придумать и составить волшебню машину или ковер самолет.
Итог.
8 .Тема: Игра: “Построим забрчик”
Цель: Равивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопостовлять предиеты по высоте.Закреплять понятие “высокий”, “низкий”. Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.
Материал: наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки.
Ход: предложить игрушки на столе и рассказать историю: “Жила была бабушка.Ее дом находился недалеко от леса. И были у бабушки друзья. Лошадка возила бабушку за покупками. Коровка, кормилаее, давала молоко. Собачка охроняла дом. Кошечка ловила мышей. Жили они дружно, но боялись волка, который жил в лесу. Вокруг дома не было забора, и животные были не защищены. Они прислали нам письмо попросили помочь построить забор.
Предложить детям построить забор для животных, воспитатель строит забор для бабушкиного дома из разноцветных палочек. А дети для животных из разноцветных палочек. Рассматривают.
-Какие красивые заборчики!
Из какие палочек вы строили заборчик? Какие палочки использовали?
Какой забор у лошадке? А у кошки? Высокий или низкий?
Почему у вас получились такие разные заборчики? Какого они цвета, размера?
Посмотрите какой заборчик у меня. Похож он на ваши? Почему не похож? Чем отличается?
Подвести детей к тому, что палочки одинакового цвета имеют одинаковую высоту, а палочки разного цвета- разные по высоте. Итог занятия
9.Тема: “Дорисуй и назови предмет”
Цель: Развитие творческого воображения, мышления, смекалки.
Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать.
Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески.
Материал: схематические рисунки
Ход: раздать детям карточки, которые содержат не завершенное схематическое изоброжение пяти предметов или геометрических фигур. Предложить подумать и дорисовать рисунок. Выбрать наиболее необычные рисунки и составить по ним рассказ.
Итог:
10.Тема: Игра “Составь фигуру”
Цель: Развитие творческого воображения, мышления, смекалки.
Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать.
Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески
Ход: Отметить, что дети самые большие волшебники, чтобы они взяли в руки – сразу же начинаются превращения. А могут ли дети превратить одни геометрические фигуры другие геометрические фигуры?
1. Составить прямоугольник из квадратов, из прямоугольников.
2. Составить квадрат из прямоугольников, а затем из квадратов.
3. Придумать и составить геометрическую фигуру, которой еще никто не видел, назвать ее.
Итог.
11. Тема: “ Знакомство с Монгольской игрой”.
Цель: Познакомить с игрой, ее назначением. Правилами: при составлении фигур использовать все части присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать мышление, воображение, память, усидчивости.
Материал: “Монгольская игра”, образцы.
12.Тема:”Пальчиковая игра”, “Вкладывание узоров из пуговиц”
Цель:
Развивать навык, выполнять действие по заданному образцу, воспитывать усидчивость, терпение, внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук, точность восприятия.
Ход: 1) Пальчиковая игра: изобрази зайца, собаку, кошку, птичку
2) Выложи из пуговиц машину, цветок, домик.
3) Физкультминутка: “Зайка серенький сидит «
Итог.
Материал: доска, мел, пуговицы в чашечках.
Методические приемы: Показ воспитателя, художественное слово, объяснение, поощрение.
13. Тема: “ соедини точки”.
Цель: Развивать зрительное воображение, смекалку , творчество, фантазию, сообразительность.
Краткий ход: 1) На листочках необходимо нарисовать точки по всему листу, соединить их чтобы получились предметы.
2)Подвижная игра “Орешки”. Чья команда быстрее соберет орешки.
3)Физкультминутка. Сюжетная или психогимнастика.
4)На листочках нарисованы предметы частично, необходимо закончить рисунки.
Материал: бубен, орешки к игре, цветные карандаши, альбомы.
Методические приемы: показ воспитателя, худ слово, педагогическая оценка. Поощрение, объяснение.
14. Тема: Игра “ выкладывание фигур из палочек
Цель:
Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать, преобразовывать, делать логические выводы.
Материалы:
Счетные палочки, чертежи задач – головоломок.
Краткий ход: Предложить детям по семь палочек, и выложить из них фигуру, изображённую на чертеже.
В данной фигуре надо переложить две палочки так, чтобы получить три разных треугольника.
Решив задачу, дети берут еще по одной палочке и составляют новую фигуру.
Надо переложить четыре палочки, чтобы получилась фигура, напоминающая бабочку.
Из тех же восьми палочек дети составляют еще одну фигуру. Затем перекладывают три палочки, чтобы получилась фигура, напоминающая стол с букетом.
15. Тема: “Сложи квадрат
Цель: Продолжит знакомить с игрой “Сложи квадрат”. Учить собирать сложные квадраты по образцу.
Материал: игра “Сложи квадрат”.
16. Тема: “Монгольская игра”. “Собери фигуры”
Цель: Учить составлять более сложную фигуру, используя все части игры, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Развивать мышление, внимание, речь, сообразительность.
Материалы: “Монгольская игра”, образцы, доска, мел
Раздаточный материал: игра у каждого
Методические приемы: показ воспитателя, указание, разъяснение, объяснение
Краткий ход:
1)Рассматривают образцы игры: рисунки кошки, собаки; из каких частей состоят
2)Собирают фигуры по образцу
Физкультминутка
Левой топну ногой,
Да притопну другой.
Как войду я в круг,
Приглашу с собой подруг,
Будем вместе плясать,
Каблучками стучать.
17.Тема: “Сложи оленя, жирафа” (“Монгольская игра”)
Цель: Учить составлять сюжетную фигуру по образцу. Развивать мышление, внимание.
Материал: “Монгольская игра”, образцы, доска, мел.
18.Тема: “Знакомство с игрой “Тантрам”
Цель: Познакомить с игрой “Тантрам”, ее названием, частями, уточнить их названия, показать способы их соединения между собой. Учить собирать новые геометрические фигуры из фигур данного набора. Развивать мышление зрительную память, воображение.
Методические приемы: индивидуальная помощь, приказ, разъяснение, объяснение
Материал: доска, мел, игра “Танграм”, образцы
Раздаточный материал: игра “Танграм”
Краткий ход:
1)Дети рассматривают части (детали)игры. Всего из 10. Учатся накладывать их друг с другом
2)Собирают простейшие фигуры, затем более сложные (заяц, лиса) по образцу вместе с воспитателем
3)Физкультминутка. “Зайка серенький сидит”
4)Итог занятия
19.Тема: Игра с блоками Дьенеша “Конструктор” (выкладывание различных фигур”)
Цель: Воспитание вежливости, умения общаться друг с другом. Учить упорядочивать геометрические фигуры по форме. Подводить детей к образной передачи птиц. Учить рисовать круглую и овальную форму.
Материал : Круги, квадраты, треугольники, прямоугольники трех цветов( желтого, синего, красного)
Краткий ход: Высыпать на ковер комплект геометрических фигур. “ Дети к нам в гости пришла кукла Лиза и хочет поиграть вместе с нами. Кукла спрашивает, что это за фигуры лежат на ковре?” –“(круги, квадраты, треугольники, прямоугольники)”. Воспитатель предлагает показать кукле Лизе, как можно играть в эти фигуры. Объяснить правило игры: “Дети я вам покажу прямоугольники желтого цвета, а вы мне найдите фигуры любого цыета, кроме прямоугольника”. Дети ищут предметы.
Итог занятия
20. Тема: Игра “Лесенки”
Цель: Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и понять.
Материал: Наборы палочек Кюизенера.
Краткий ход: Предложить детям построить разные лесенки(Разные комбинации цвета).Например, сделать лесенки из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу, вверху, посередине?
Можно предложить выложить лесенку из палочек через одну. Например, розовая палочка, красная, фиолетовая.
Задание: Найди место для белой, голубой, желтой палочек.
Итог занятия
21. Тема: Игра “Башенки”
Цель: Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и понять.
Материал: Наборы палочек Кюизенера.
Краткий ход: Составление башни (палочки выкладываются горизонтально): какая палочка ниже (выше), какая палочка находится над заданной палочкой (под, выше, ниже).
Итог занятия
22.Тема: 1)Загадки о животных
2)Речавая логическая задача “Что закрыто на картинке?”
Цель: Закрепить знания детей о животных, воспитывать любовь, доброе отношение к ним. Тренировать зрительную память.
Материал: Картинки с изображением животных.
Краткий ход:
1)Пусть я слишком длинноух,
Но зато и слух за двух.
Дашь капусты,
Я – грызун,
Пригрозишься,
Я – бегун.
Кто это? (Заяц)
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
Рыжая, хитрая,
Кур таскает(Лиса)
Кто зимой холодный
Бродит злой, голодный? (Волк)
Ползун ползет,
Иголки несет (Еж)
По деревьям скок-скок
И орешки щелк-щелк.
(Белка)
2)Воспитатель крепит картинки с изображением животных. Дети рассматривают. Затем прикрывает листом бумаги часть животного. Дети отгадывают.
Беседа о том какие это животные, дикие или домашние( Дикие) “Почему?” (Потому что живут в лису).
Итог занятия
23. Тема: Игра “Лесенка для котенка”.
Цели: Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упрожнять в счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3 – голубая, 4 – красная, 5- желтая.
Материал: Наборы палочек Кюизенера, игрушка котенок.
Краткий ход: предлажить детям построить лесенку для котенка. Для этого нужно взять самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка – это единица, число 1. Справа от белого кубика поставим розовую палочку – это число 2 и т.д. до пяти. Дети вместе с воспитателем и котенком считают ступеньки, при этом называют цвет ступенек.
Составим все палочки четко по росту
От низкой – к высокой, это очень просто.
Можно построить двустороннюю лесенку и, поднимаясь и спускаясь по ступенькам, считать (прямой и обратный счет).
А рядом составим в обратном порядке –
От длинной – к кроткой, как на зарядке.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!
Итог занятия
24. Тема: “Составь картинки или собери пазлы”
Цель: Развивать воспитание, внимание, зрительную память, воображение, мышление. Учить детей собирать пазлы по образцу – рисунку.
Материал: пазлы или разрезные картинки (открытки)
Методические приемы: показ воспитателя, объяснение, разъяснение, указание, пед.оценка, помощь воспитателя.
Итог занятия
25.Тема: “Игры со счетными палочками”
Цель: Развивать логическую мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, самостоятельность.
Материал: счетные палочки, образцы, доска, мел, альбомы, цветные карандаши.
Методические приемы: показ и помощь воспитателя, худ .слово, указание, разъяснение, пояснение.
Итог занятия
26.Тема: “Игра “Пифагор”
Цель: Познакомить детей с игрой “Пифагор”, с ее 7 частями. Учить собирать простейшие фигуры, не накладывая части игры друг на друга, а прикладывая друг к другу; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать мышление, зрительную память, внимание
Материал: игра “Пифагор”у каждого ребенка, образцы к игре, мел, доска.
Методические приемы: показ, помощь воспитателя, указание, разъяснение
Краткий ход: 1)Предложить рассмотреть игру, ее детали, как называются эти геометрические фигуры. Рассмотреть образцы к игре. Воспитатель показывает как собрать 1 образец, дети пробуют собрать ракету, дом и т.п.
2)Физкультминутка “Пальчиковая гимнастика”
Наша семья:
Это дедушка
Это бабушка
Это папочка
Это мамочка
Это дочка моя
Это вся моя семья
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел!
3)Продолжают собирать
4)Итог занятия
27.Тема: 1)Игра “Найди лишнюю”
Цель: 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.
2) Учить решать задачи – головоломки
3)Закрепить знания геометрических фигур
Материал: Счетные палочки
Краткий ход: Показать детям таблицы, на каждой из которых нарисовано по пять фигур. Одна из пяти – лишняя. Дети находят лишнюю фигуру. Ориентируясь на форму фигур.
Итог занятия
28. Тема: Игровое упражнение “Я начну, а ты закончи”
Цель: 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.
2) Учить решать задачи – головоломки
3)Закрепить знания геометрических фигур
Материал: картинки
Краткий ход: Предложить детям счетные палочки, объяснить, что эти палочки – головоломки.
Воспитатель спрашивает у детей, какую геометрическую фигуру можно составить из четырех палочек. Предлагает отсчитать семь палочек и подумать как из них составит на столе не один, а два разных квадрата. Попросить рассказать последовательность составления. Далее предложить подумать, как еще можно присоединить к одному квадрату другой, зарисовать все составленные фигуры.
Физкультминутка “Помощники”.
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два,три, четыре – потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
Итог занятия
29.Тема: Игра “Блоки”
Цель: 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.
2) Учить решать задачи – головоломки
3)Закрепить знания геометрических фигур
Материал: блоки Дьенеша
Краткий ход: Дети берут наборы блоков “Дьенеша”, строют из них не сложные постройки, выяснить чем отличаются блоки от обычного материала. Дети убеждаются, что в наборе нет одинаковых геометрических фигур. Предложить подумать, как сделать два одинаковых по толщине круга, треугольника, квадрата.
Итог занятия
30.Тема: Игра “Конструирование геометрических фигур”
Цель: Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Материал: наборы палочек Кюизенера , карточки – схемы с геометрическими фигурками, образцы геометрических фигур.
Краткий ход: Предложить детям поиграть. Сообщить, что в группе спрятались разные фигуры, но прежде, чем их отыскать, детям нужно отгадать загадки, что это за фигуры.
Предложить выложить фигуры с помощью палочек Кюизенера. Можно предложить детям карточки – схему в натуральную величину палочек и методом наложения изобразить геометрические фигуры. Итог занятия.
31.Тема : Игры – конструирование
Цель: Упражнять в различении и название цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как “Над”, “Под”, “справа”, “слева”. Составлять рассказы по составленным картинкам.
Материалы: Набор палочек Кюизенера, Карточки – схемы
Краткий ход: разнообразить игры – конструирования и сделать им интересными для детей, необходимо обеспечить мотивацию.
Методические приемы: худ.слова, загадки, наглядный материал
Итог занятия
32.Тема: Игра “Сложи узор”
Цель: Учить собирать рисунок по образцу, путем наложения на сам образец. Развивать мышление, зрительную память, воображение, речь.
Материал: Игра “Сложи узор” у каждого, образцы.
Методические приемы: объяснение, указание, разъяснение ,индивидуальная помощь.
33. Тема: “Танграм”, “Собери фигуру”.
Цель: Учить детей анализировать способ разложения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец.
Методические приемы: объяснение, показ, помощь воспитателя, указание, разъяснение на доске
Материал: доска, мел, образцы к игре “Танграм” у каждого, игрушка или полумаска зайца.
Краткий ход:
1)Дети рассматривают детали игры “Танграм”. С помощью воспитателя составляют зайца, лису
2)Физкультминутка
“Зайка серенький сидит и ушами шевелит”
Продолжение.
Итог занятия
34.Тема: “Кто летаем?”, “Кто плавает”
Цель: Развивать мышление, умение выделять главные существенные признаки предметов, внимание
Методические приемы: объяснение, разъяснение, помощь воспитателя
Материал: картинки к играм: “Кто летает?”, “Кто плавает?” и картинки 2 – 3 штуки к игре “Найди два одинаковых предмета”
Краткий ход:
1)Среди картинок, выставленных на доске дети должны найти те предметы, которые летают и объяснить, которые плавают
2)Физкультминутка
Я по лесу пойду,
Я бруснику найду.
Если нет лукошка,
Собери в ладошку.
Прыгну через лужицу,
Голова закружится
И в траву брусника
Тут ее найди – ка!
Дети имитируют движения
3)На картинке нарисованы одинаковые клоуны или одинаковые человечки. Необходимо найти два одинаковых (2 – 3 раза)
Итог занятия
35.Тема: Игра “Монгольская”(аналогичная “Танграму”)
Цель: Учить составлять более сложную фигуру, не накладывая части игры друг на друга; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать внимание, зрительную память, мышление.
Материал: “монгольская игра” у каждого образцы к игре, мел, доска
Методические приемы: показ воспитателя, помощь, разъяснение, указание.
Итог занятия
36. Тема: “ Путешествие в сказку”
- Развивать умение детей составлять число 5 из двух меньших чисел
- Закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 5
- Упражнять в количественном и порядковом счете, в пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине
- Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать
- Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок
Список использованной литературы
- Е.Н.Панова “Дидактические игры-занятия в ДОУ”. Воронеж 2007г.
- Б.П.Никитин “Ступеньки творчества или развивающие игры”
- Т.М.Бондаренко “Комплексные занятия в средней группе детского сада”. Воронеж 2009г.
- З.А.Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”. Москва 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Сказка" старшая группа воспитатель Крылова В.М.
кружок "Сказка" пояснительная записка, перспективный план для старшей группы...
рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной
разв1.Пояснительная записка. Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе гру...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПРОГРАММАКРУЖКА «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Программа кружка для старшей группы "Казачата"
Программа кружка по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Казачата"...
Рабочая программа кружка на старшей группе "Веселые картинки"
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развивать память,...
Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...