Музыкально-развивающие игры для голоса как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)
Статья о том как музыкально-развивающие игры для голоса влияют на голос ребенка и его творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_razv_igry_doklad.docx | 18.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблема формирования гармонически развитой личности ребенка дошкольного возраста приобретает все большее значение в настоящее время.
Ведь детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности ребенка. Наиболее ярко это выражается в художественно - творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть внутренний мир каждого ребенка.
А что является главным инструментом для выражения художественно-творческих способностей, общения и взаимодействия с окружающим миром?
Конечно это голос - музыкальный инструмент особого качества, драгоценный и великий дар, который получает при рождении каждый человек от матушки-природы.
Как показывает изучение детской популяции, вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Число детей нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает. В работоспособности таких детей отмечаются: быстрая утомляемость, непоседливость, сниженный интерес к занятиям, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание неустойчивое. Состояние речи характеризуется дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Недостатки эмоционально - волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (вспыльчивость, агрессивность, замкнутость, упрямство, и т.д.) страдает так же сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально - теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно - эстетических нормах поведения.
А голос, между прочим, оказывает весьма существенное влияние на коммуникационное взаимодействие, на реализацию коммуникативных функций, так как в случае таких нарушений снижается разборчивость и внятность речи и, следовательно, затрудняется ее восприятие окружающими. Рассматривая значение голоса в процессе общения и развития детей дошкольного возраста, невозможно умалить его роль в передаче интонации, которая определяет не только эмоциональную, но во многом и смысловую сторону высказывания. Голосовая функция неразрывно связана с экспрессивной( эмоциональной) речью. Способность детей говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без полноценного развития голоса.
Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос?
Одним из основных средств музыкального воспитания в детском саду является пение или вокальная деятельность, которая играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития , а также в развитии художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.
В своей практике я веду активную работу именно в вокальной деятельности, используя метод вокалотерапии.
ВОКАЛОТЕРАПИЯ – это один из важных и особенных видов арттерапии, который формирует не только эмоциональную сферу, образное мышление ребёнка, но и способствует развитию художественных-творческих способностей.
Этот метод включает в себя систему упражнений, которая проводится в игровой форме.
1. Упражнения на снятия зажимов в различных областях.
2. Дыхательная гимнастика с использованием ароматерапии.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Музыкально- развивающие игры для голоса.
4. Пропевание лечебных звуков, распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед педагогом.
5. Песенки короткой продолжительности, желательно шуточного содержания, сопровождающиеся наглядностью.
6. Релаксация и медитации.
Сегодня я расскажу о музыкально-развивающих играх для голоса, которые являются основой занятий по вокалотерапии.
Какие типы упражнений предназначены для детей:
Музыкальные скороговорки, чистоговорки, на становление вокального дыхания; освоение специальных техник исполнения; на развитие артистизма; на увеличение диапазона; на повышение громкости; на развитие интонации; ритмические упражнения; ритмодекламация, на развитие музыкального слуха и многие другие.
Игра «Как тебя зовут?» на развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.
Педагог спрашивает ребенка «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т.п.). Ребенок отвечает, так же ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени.
Чистоговорка
Ба-ба-ба - гудит медная труба
Бом-бом-бом - фотографию в альбом
Бы-бы-бы - в лесу выросли грибы
Бак-бак-бак - сидит с удочкой рыбак
Буз-буз-буз - сладкий, сахарный арбуз
Ба, ба, ба — вот стоит изба
Бу, бу, бу — белка на дубу
Би, би, би — топором руби
Бе, бе, бе — холодно в избе
Бы, бы, бы — зеленые бобы.
Скороговорки
Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай, попугай!»
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила. (2 р.)
«Ветер» Картушина (протяжное пение)
Музыкальный руководитель поет текст, дети по нисходящей поют «у-у-у-у».
Дует, дует ветер-
Дети: у-у-у-у.
Я всех сильней на свете.
Дети: у-у-у-у.
Дерево качаю –
Дети: у-у-у-у.
Парус надуваю –
Дети: у-у-у-у.
Снежинками играю –
Дети: у-у-у-у.
На землю опускаю –
Дети: у-у-у-у.
«Колокольчик» Картушина (по методу Огороднова) на динамику (тихо – громко)
Звенит маленький колокольчик, дети поют тихо:
Динь-динь, динь-динь, мы тихонечко звеним.
Звучит большой колокольчик, дети поют громко:
Дон-дон, дон-дон, всюду слышен перезвон.
Песенка-игра «Лесенка-чудесенка» на интонацию
Произносится текст упражнения, на каждой строчке повышается голос. Последние слова произносятся на самом высоком тоне голоса, «распеваются».
Чудо - лесенкой шагаю.
Высоту я набираю,
Шаг на горы, шаг на тучи,
А подъем все выше, круче.
Выше голос, петь хочу,
Прямо к солнцу полечу - у – у !..
Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса:
«Нарисуй мелодию!»
Рисовать карандашом (фломастером) мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая карандаша от листа».(можно использовать магнитную доску)
Музыкально-развивающие игры для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко и четко говорить и петь, различая интонации, выразительно и эмоционально читает, рассказывает стихи, подстраивается под любой ритм.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей: научить ребёнка не только петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, красиво, с большой самоотдачей, но и тем самым с пользой для здоровья, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий. Так что пойте на здоровье!
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения дошкольников пению. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников» Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1963
2. Ветлугина. Н. А. Развития слуха и голоса у ребёнка 5-7 лет в процессе обучения пению. Развитие детского голоса / Под ред. В. Н. Шацкой, -М., 1970
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1962
4. Ветлугина Н. А. Методы обучения пению. «Известия» АПН, 1969
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991
6. Поддьяков Н. Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный шумовой оркестр, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.
Презентация...
"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "
В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...
Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".
Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....
Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...
Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.Дидактическое развивающ...
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...
«Игры Воскобовича, как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель технологии В.В.Воскобовича - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Развивающие игры Воскобович...