Музыкально-развивающие игры для голоса как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)

Пивкина Юлия Михайловна

Статья о том как музыкально-развивающие игры для голоса влияют на голос ребенка и его творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_razv_igry_doklad.docx18.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема формирования гармонически развитой личности ребенка  дошкольного возраста приобретает все большее значение в настоящее время.

Ведь детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности ребенка. Наиболее ярко это выражается в  художественно - творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть  внутренний мир каждого ребенка.

 А что является главным инструментом для выражения художественно-творческих способностей, общения и взаимодействия с окружающим миром?

Конечно это  голос - музыкальный инструмент  особого качества,  драгоценный и великий дар, который  получает при рождении  каждый человек от матушки-природы.

Как показывает изучение детской популяции,  вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Число детей нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает. В работоспособности таких детей отмечаются: быстрая утомляемость, непоседливость, сниженный интерес к занятиям, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание неустойчивое. Состояние речи характеризуется  дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Недостатки эмоционально - волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (вспыльчивость, агрессивность, замкнутость,  упрямство, и т.д.) страдает так же сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально - теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно - эстетических нормах поведения.

 А голос, между прочим, оказывает весьма существенное влияние на коммуникационное взаимодействие, на реализацию  коммуникативных функций, так как в случае таких  нарушений снижается разборчивость и внятность речи и, следовательно, затрудняется ее восприятие окружающими. Рассматривая значение голоса в процессе общения и развития детей дошкольного возраста, невозможно умалить его роль в передаче интонации, которая определяет не только эмоциональную, но во многом и смысловую сторону высказывания. Голосовая функция неразрывно связана с экспрессивной( эмоциональной) речью. Способность детей говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без полноценного развития голоса.

Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос?

Одним из основных средств музыкального воспитания в детском саду является пение или вокальная деятельность, которая  играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития , а также в развитии художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.

 В своей практике я веду активную  работу именно в вокальной деятельности, используя метод вокалотерапии.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ – это  один из важных и особенных видов арттерапии, который формирует не только эмоциональную сферу, образное мышление ребёнка, но и способствует развитию художественных-творческих  способностей.

Этот метод включает в себя систему упражнений, которая проводится в игровой форме.

1. Упражнения на снятия зажимов в различных областях.

2. Дыхательная гимнастика с использованием  ароматерапии.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Музыкально- развивающие игры для голоса.

4. Пропевание лечебных звуков, распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед педагогом.

5. Песенки короткой продолжительности, желательно шуточного содержания, сопровождающиеся наглядностью.

6. Релаксация и медитации.

Сегодня я расскажу о музыкально-развивающих играх для голоса, которые являются основой занятий по вокалотерапии.

Какие типы упражнений предназначены для детей:

Музыкальные скороговорки, чистоговорки, на становление вокального дыхания; освоение специальных техник исполнения; на развитие артистизма; на увеличение диапазона; на повышение громкости; на развитие интонации; ритмические упражнения; ритмодекламация, на развитие музыкального слуха и многие другие.

 

Игра «Как тебя зовут?» на развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.

Педагог спрашивает ребенка «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т.п.). Ребенок отвечает, так же ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени.

Чистоговорка

Ба-ба-ба - гудит медная труба

Бом-бом-бом - фотографию в альбом

Бы-бы-бы - в лесу выросли грибы

Бак-бак-бак - сидит с удочкой рыбак

Буз-буз-буз - сладкий, сахарный арбуз

Ба, ба, ба — вот стоит изба

Бу, бу, бу — белка на дубу

Би, би, би — топором руби

Бе, бе, бе — холодно в избе

Бы, бы, бы — зеленые бобы.

Скороговорки

Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай, попугай!»

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила. (2 р.)

«Ветер» Картушина (протяжное пение)

Музыкальный руководитель поет текст, дети по нисходящей поют «у-у-у-у».

Дует, дует ветер-

Дети: у-у-у-у.

Я всех сильней на свете.

Дети: у-у-у-у.

Дерево качаю –

Дети: у-у-у-у.

Парус надуваю –

Дети: у-у-у-у.

Снежинками играю –

Дети: у-у-у-у.

На землю опускаю –

Дети: у-у-у-у.

«Колокольчик» Картушина (по методу Огороднова) на динамику (тихо – громко) 

Звенит маленький колокольчик, дети поют тихо:

Динь-динь, динь-динь, мы тихонечко звеним.

Звучит большой колокольчик, дети поют громко:

Дон-дон, дон-дон, всюду слышен перезвон.

Песенка-игра «Лесенка-чудесенка» на интонацию

Произносится текст упражнения, на каждой строчке повышается голос. Последние слова произносятся на самом высоком тоне голоса, «распеваются».  

Чудо - лесенкой шагаю.

Высоту я набираю,

 Шаг на горы, шаг на тучи,

 А подъем все выше, круче.

 Выше голос, петь хочу,

Прямо к солнцу полечу - у – у !..

Игры  для  формирования  протяжного,  напевного  звучания  голоса:

 «Нарисуй мелодию!»

 Рисовать карандашом (фломастером) мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним  широким  мазком,  не  «отрывая  карандаша  от  листа».(можно использовать магнитную доску)

Музыкально-развивающие игры для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко и четко  говорить и петь, различая интонации,  выразительно и эмоционально читает, рассказывает стихи, подстраивается под любой ритм.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей: научить ребёнка не только петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, красиво, с большой самоотдачей,  но и тем самым с пользой для здоровья, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий. Так что  пойте на здоровье!

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения дошкольников пению. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников» Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1963

2. Ветлугина. Н. А. Развития слуха и голоса у ребёнка 5-7 лет в процессе обучения пению. Развитие детского голоса / Под ред. В. Н. Шацкой, -М., 1970

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1962

4. Ветлугина Н. А. Методы обучения пению. «Известия» АПН, 1969

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991

6. Поддьяков Н. Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....

Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.Дидактическое развивающ...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

«Игры Воскобовича, как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель технологии В.В.Воскобовича - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Развивающие игры Воскобович...