Конспект НОД в средней группе по теме « Русские пряники»
план-конспект урока (средняя группа)

Белоусова Ирина Валерьевна

Конспект НОД в средней группе по теме « Русские пряники»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста ( 4-5 лет) по теме : « Русские пряники». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект познавательного занятия основан на технологии деятельностного метода « Ситуация».

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему « Русские пряники».

Цель: приобщение детей к традиционной культуре,  к культуре и традициям Тульского края, знакомство детей с русским национальным кушаньем:медовыми пряниками, с историей их появления формирование умений  детей лепить пряники из теста, обогащение словаря: медовые, медовнички, пряности.

Задачи:

обучающие:

- знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси;

- формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности;

- формировать умение детей лепить прянички из песочного теста.

развивающие:

- развивать эмоциональную среду детского воображения;

-  развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности;

 -создать условия для творческого применения освоенных умений.

воспитательные:

- воспитывать желание интересоваться окружающим миром;

- развивать интерес и способность работать в группе, коллективе;

-  проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;

-  воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

Предварительная работа: посещение музея « Тульские пряники», рассматривание альбомов с изображением пряников, разучивание стихотворений, просмотр видео о изготовлении пряников в настоящее время.

Методы и приемы:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды,  создание проблемной ситуации, обследование, анализ и вывод.

3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, комментирование.

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.

Материалы и оборудование:

демонстрационное: клубок ниток, самовар с баранками, скатерти, русская печь, прялка, лавочка, корзина с пряниками разной формы,баночки с  пряностями (корица, ванилин, мята, гвоздика),  миска, миска с яйцом, мед, сода, ваниль, мука ,лопатка, волшебный платок ,  поднос,  волшебная музыка,   песня «пряники», урна, интерактивная доска.

раздаточное: готовое песочное тесто, посыпка,  формочки, бумага для выпекания, одноразовые фартуки, одноразовые шапочки, влажные салфетки, кружки.

1. Вводная часть — 3 минуты( сюрпризный момент, создание мотивации к деятельности).

2. Основная часть- 15 минут ( беседа о истории русского пряника, игра « Замеси тесто, изготовление пряников).

3. Заключительная часть- 2 минуты ( анализ воспитателем НОД о том, какие знания показали дети, обобщение детьми, уход в свободную деятельность).

Ход НОД

ВходитКисонька: "Мяу! Здравствуйте, ребятки, а я – Кисонька-Мурысонька, пришла пригласить вас в гости к бабушке Арине, она знает много сказок, шуток и веселых прибауток. Она всех потешет, всем споет, очень деток в гости ждет. Хотите пойти к ней в гости? Вот она дала мне клубок волшебный, он приведет нас к ней.

(Дети с кошкой идут в дом к бабушке Арине, сматывая клубок. Входят. За столом сидит бабушка Арина)

Воспитатель( бабушка Арина):  "Здравствуйте, деточки. Спасибо Кисонька-Мурысонька, что привела их ко мне."

Киска: "Приглашай гостей".

Воспитатель( бабушка Арина): "Я бабушка Арина, рада гостям, как добрым вестям, каждому найдется и местечко, и словечко. Присаживайтесь за стол.(Дети садятся вокруг стола). Сейчас мой самовар закипит, бабушка вас всех чаем напоит. А ты, Кисонька – Мурысонька где была?"

Киска: "На мельнице".

Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, что ты там делала?"

Киска: "Муку молола".

Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, что из муки пекла?"

Киска: "Прянички".

Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, с кем прянички ела?"

Киска: " Одна".

Воспитатель( бабушка Арина): "Не ешь одна, не ешь одна! Что ты наделала, Кисонька! Все прянички съела. Чем же я детей угощать буду?"

Киска:"Да я пошутила! Как же я детишек оставлю без угощенья? Поглядите-ка, что я принесла. Посмотрите дети, какие прянички (достает прянички из корзинки). Вот, как чай закипит, мы их с вами съедим, а сейчас давайте поглядим, какой они формы, на что похожи?"( круглые, овальные, прямоугольные, в форме животного).

Киска: "А хотите узнать, когда и как появились прянички? Бабушка Арина все об этом знает".

Воспитатель( бабушка Арина): "Сейчас я вам расскажу и покажу ( катит яблоко по подносу). Яблочко наливное покатись, да прянички на волшебной доске покажись!( дети вместе с бабушкой Ариной идут к интерактивной доске). Давным-давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, ведь сахар-то тогда еще делать не умели, они стали выпекать лепешки из муки и меда с добавлением фруктового сока, и называли их медовниками( показывает картинку). Как называть?"

Дети: "Медовники."

Воспитатель( бабушка Арина): "Как вы думаете, почему медовники?"

Дети: "Потому что выпекают из муки и меда".

Воспитатель( бабушка Арина): " Правильно. А потом древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Повторите, как их назвали?"

Дети: "Пряности".

Воспитатель( бабушка Арина):  "Что такое пряности? "

Дети: "Это приятные, вкусно пахнущие части растений.

Воспитатель( бабушка Арина):  "Вот я их вам сейчас покажу, они уже готовые, измельченные : гвоздика, корица, ванилин (показывает пряности в баночках). Посмотрите, какие они, и понюхайте их. Как, по-вашему, они пахнут? Хорошо или плохо? Как мы их назовем одним словом, кто запомнил?"

Дети: "Пряности".

Воспитатель( бабушка Арина):  "А вот в моей заветной корзинке есть такая занимательная травка. Возьмите все ее, понюхайте, можете даже пожевать листочек. Вы узнали ее?".

Дети: "Это мята".

Воспитатель( бабушка Арина):  " Мята очень полезна: в ней содержатся особые вещества,  убивающие вредных микробов. Что вы чувствуете?"

Дети: "Травка пахнет."

Воспитатель( бабушка Арина):  "Травку эту измельчали, сушили, добавляли в тесто, так и получались мятные прянички. Посмотрите, что получается: были медовники, а добавили пряности и появились прянички. Почему их  назвали пряники?"

Дети: "Пряниками назвали, потому что добавили пряности."

Воспитатель( бабушка Арина):  " Верно, ребята. Сейчас мы каждый день можем купить в магазине пряники и угостить ими наших гостей. А давным-давно не во всякий день разрешали есть пряники и не каждому гостю их подавали. Прежде всего,пряникиподавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и, конечно, без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками. На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Жених и невеста угощали гостей кусочками пряника. Для детей пеклись маленькие прянички в форме домашних животных, птиц, зверей. В России существовало три вида пряников: лепной пряник- его лепят из теста как лепят игрушки из глины. Печатный пряник — делали при помощи специальной доски в виде оттиска на тесте, и силуэтный пряник- при помощи специального штампа вырезали силуэт будущего пряника из раскатанного теста.  В нашем городе Туле в наши дни поставили памятник Тульскому прянику. Так же у нас в городе находится музей « Тульский пряник». В залах музея представлен огромный ассортимент пряников.  Сейчас очень популярным становится изготовление  самых разнообразных по вкусу пряничных домиков. Что же нужно, чтобы замесить тесто?Знаете?  Кисонька- Мурысонька вам сейчас расскажет  и вы вместе  замесите  тесто на прянички."

Дети подходят к столу с продуктами.

Игра: «Замеси тесто» ( звучит веселая мелодия)

На столе стояла миска,

Ну, а в миске, пусто.

Заведи-ка тесто, Киска, -

Будет очень вкусно.

Вот Вика идет,

В миску яйца кладет (ребенок добавляет в миску яйца)

За Викой  в тесто мед

Нам Тимофей принесет ( ребенок добавляет ложку меда)

Теперь соды и ванили

Лера  приносила ( ребенок кладет ложку ванили и щепотку соды)

А потом муки сыпнули

Все перемесили.

Мы мешали да мешали,

Наши рученьки устали ( дети имитируют замес теста)

Тесто мы еще помнем,

Стрепать прянички начнем ( дети имитируют лепку пряничков)

Киска: " Ребята, а вы знаете, что я волшебница? Я сейчас вам докажу. Слушайте внимательно, вы закройте глазки, я укрою вас своим волшебным платком, а что будет дальше, сами увидите ( дети закрывают глаза, Кисонька- Мурысонька говорит волшебные слова: « Чудо чудное, свершись!»)

(Пока дети готовят тесто с Кисонькой- Мурысонькой, бабушка Арина ставит на стол настоящее тесто, формочки). Дети открывают глаза и идут к столу, на котором появляется готовое тесто, формочки, украшения для пряников.

Воспитатель( бабушка Арина):  " Спасибо, Кисонька, за волшебство! Что мы видим! Давайте сами стряпать прянички! Наденьте фартуки, засучите рукава и примемся за работу"(дети надевают фартуки, одноразовые шапочки, протирают руки влажными салфетками).

Воспитатель( бабушка Арина):  " Тесто раскатано , а теперь формочкой придавим, и получится пряник, украшаем его посыпкой,  кладем на поднос."

( звучит песня « Пряники»)

Воспитатель( бабушка Арина):  "Ай да, молодцы! И в гостях побывали и пряники научились стряпать. Кисонька понесла их в  печь, а пока они будут выпекаться, давайте еще раз вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали?"

Воспитатель( бабушка Арина):  "Как назывались лепешки из муки и меда?" ( медовники).

Воспитатель( бабушка Арина):  "А что такое пряности?" ( пахнущие растения, коренья, листочки, которые мололи и добавляли в тесто).

Воспитатель( бабушка Арина): " Какие пряности мы с вами сегодня видели и нюхали?"( мята, ваниль, корица, гвоздика).

Воспитатель( бабушка Арина):  "Как на Руси подавали пряники?" (на свадьбу, крестины, вместо торта).

Воспитатель( бабушка Арина):  "Как украшали пряники?"( изображениями дерева, птиц, рыб, солнца).

Воспитатель( бабушка Арина): "Ай-да молодцы, все запомнили. А за ваши старания и умения я вас приглашаю попить ароматный чай с моими пряничками, а там скоро уже и ваши подоспеют".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по теме "Русский быт"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по нравственно-патриотическому развитию тема "Русский быт"...

Конспект НОД в области «Социально-коммуникативного развития», в средней группе на тему: «Русский фольклор «ВАЛЕНКИ, ДА ВАЛЕНКИ».

1.Программное содержание:1. Формирование двигательной активности детей.2. Укрепление  физического  здоровья дошкольников.3. Воспитание  коллективизма, доброты.2. Интеграции образователь...

Конспект НОД в средней группе на тему: "Знакомство с городецким пряником"

Цель: познакомить детей с городецким пряником. Продолжать формировать у детей любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему.Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о том, что Городец явля...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...

КОНСПЕКТ ООД в средней группе по теме: "Русская матрешка"

Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства. Закреплять знания о матрешке, ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие....