«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Одной из важнейшей цели дошкольного образования в современном мире является раскрытие потенциала, всестороннее развитие ребенка, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах и содействия становления ребенка как личности. Залогом успеха всего вышеперечисленного может быть освоение педагогами инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_rabote_s_detmi_.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми
дошкольного возраста»
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
– активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
– формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы:
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Необходимо соблюдать правила выбора темы:
– быть интересной ребенку;
– быть доступной для изучения;
– должна принести реальную пользу участникам исследования;
– быть оригинальной;
– в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
– чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
– эвристические беседы;
– постановка и решение вопросов проблемного характера;
– наблюдения;
– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
– опыты;
– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
– подражание голосам и звукам природы;
– использование художественного слова;
– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
– трудовые поручения, действия.
Содержание исследовательской деятельности:
- Опыты (экспериментирование);
- Состояние и превращение вещества;
- Движение воздуха, воды;
- Свойства почвы и минералов;
- Условия жизни растений.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Структура детского исследования (по А.И. Савенкову):
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выработка гипотез и предложений;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных;
- Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение);
- Защита.
Большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группе. Должна быть создана мини-лаборатория (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Необходимо постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями. Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается веселый, озорной и любопытный Незнайка, который приходит в группу из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, «приносит» интересные вещи юным исследователям. У Незнайки есть яркие нарукавники и фартук для нужных и интересных вещей. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Можно создать уголок «Школа Незнайки» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.
Исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
Этапы исследовательской деятельности:
– младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
– средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
– старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если … ». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Примерные темы для экспериментирования (младший возраст)
«Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Сыпем, сыпем, посыпаем», «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Три состояния воды», «Ветер», «Песок и Глина».
Примерные темы для экспериментирования (старший возраст)
«Вода – растворитель. Очищение воды», «Сила тяготения. Упрямые предметы», «Почему предметы движутся?», «Хитрости инерции», «Солнце дарит нам тепло и свет», «Почему дует ветер», «Почему не тонут корабли» и т.д.
Если обратиться к основной образовательной «Программе от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой исследовательская деятельность отражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).
Задачи познавательного развития:
- Развитие детских интересов, любознательности.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Начиная с младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы: рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность и пр.
Кроме этого имеется методическое пособие «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» под ред. Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов).
В методическом пособии «Ознакомление с природой» О.А. Соломенниковой исследовательская деятельность представлена в разделе: «Экспериментирование».
Авторы программы «Детство» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. тоже уделяют внимание познавательно-исследовательской деятельности. В комплект Программы методическое пособие Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (тематические дни). В нем представлены планирование работы по организации тематических дней с включением познавательно-исследовательской деятельности и использованием разнообразных форм работы, примеры организации работы в центрах, конспекты по проведению занимательных опытов и экспериментов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период.
Не стоит забывать о том, что строить любую исследовательскую деятельность необходимо в соответствии с календарно-тематическим планированием каждого учреждения.
Рекомендации по организации исследовательской деятельности:
- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого необходимо использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста можно организовать «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.
Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.
Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений у детей (по А.И. Савенкову):
- Видеть проблемы;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определение понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Умения и навыки проведения экспериментов;
- Структурировать полученный в ходе исследований материал;
- Делать выводы и умозаключения;
- Доказывать и защищать свои идеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....
«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно про...
«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при д...
Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста...
«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»...
«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности....