«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Биллер Надежда Николаевна

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isledovatelnaya_tehnologiya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

                   

                                         Контрольная работа

                                           Тема:

«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

по дисциплине «Дошкольная педагогика»

студенток заочной формы обучения

3-ого курса  321  группы

Направление -44.03.01 Педагогическое образование-дош обр

факультета психолого-педагогического и специального образования

по специальности/направлению педагогическое образование:

дошкольное образование

Биллер  Надежды Николаевны

Проверила:

  Козлова О.А

                                                       Саратов  2020

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. 

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: 

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Необходимо соблюдать правила выбора темы:

— быть интересной ребенку;

— быть доступной для изучения;

— должна принести реальную пользу участникам исследования;

— быть оригинальной;

— в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

— чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— опыты;

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание исследовательской деятельности:

  • Опыты (экспериментирование);
  • Состояние и превращение вещества;
  • Движение воздуха, воды;
  • Свойства почвы и минералов;
  • Условия жизни растений.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Этапы исследовательской деятельности:

— младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).

— средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

— старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если … ». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Примерные темы для экспериментирования (младший возраст)

«Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Сыпем, сыпем, посыпаем», «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Три состояния воды», «Ветер», «Песок и Глина».

Примерные темы для экспериментирования (старший возраст)

«Вода – растворитель. Очищение воды», «Сила тяготения. Упрямые предметы», «Почему предметы движутся?», «Хитрости инерции», «Солнце дарит нам тепло и свет», «Почему дует ветер», «Почему не тонут корабли» и т.д.

Если обратиться к основной образовательной «Программе от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой исследовательская деятельность отражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).

Задачи познавательного развития:

  • Развитие детских интересов, любознательности.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Начиная с младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы: рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность и пр.

Кроме этого имеется методическое пособие «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» под ред. Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов).

В методическом пособии «Ознакомление с природой» О.А. Соломенниковой исследовательская деятельность представлена в разделе: «Экспериментирование».

Рекомендации по организации исследовательской деятельности:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
  • Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого необходимо использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста можно организовать «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно про...

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при д...

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста...

«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Одной из важнейшей цели дошкольного образования в современном мире является раскрытие потенциала, всестороннее развитие ребенка, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во вс...