развитие познавательного интереса у дошкольника.
материал

Абубакирова Екатерина Алексеевна

большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. в предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у дошкольника.

Как известно, в каждом ребёнке живёт непоседливый исследователь и естествоиспытатель. Познавательный интерес начинается с простого детского любопытства и перерастает в способность исследовать окружающий мир и систематизировать знания о нем. Перед ребёнком стоит непростая задача узнать все о реальности, которая его окружает и о том, как с пользой для себя взаимодействовать с ней.

Наша задача — развить творческие способности ребёнка и его уверенность в них. Чтобы стимулировать творческий интерес у детей, способность к творческому поиску, желание учиться чему-то новому, нужно поощрять его попытки понять то, что он увидел или сделал. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребёнка умение быстро воспринимать ситуацию и находить правильные решения. Поощрять ребёнка вдумчиво наблюдать за всем, что его окружает, проверять вместе с ним его идеи на практике, проводить несложные эксперименты, не забывая о безопасности. Со стороны родителей сделать объектом изучения ближайший сквер, двор, собственный дом, кухню, самих себя, вид из окна. Возможно, мы вместе с ребёнком освежим свой собственный взгляд на давно забытые вещи.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

1.ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПОИСК КЛАДА»

Цель: развивать детское творчество, фантазию; учить детей ориентироваться на местности. 

Материал: коробка, бутылка, консервная банка, обрывки бумаги, листья, трава, краски.

Ход игры

          Игра начинается с подготовки «клада».

          Для этого необходимо взять несколько самых обычных предметов - коробку, бутылку или банку. Затем они оклеиваются листьями, травой или бумагой. Предметы, оклеенные бумагой, можно покрасить в зелёный, коричневый или другие цвета, которые позволят их «замаскировать». «Клад» прячется на знакомой лужайке.

   Взрослый заранее готовит специальное письмо, на котором указывается, где спрятан клад. Для этого он обмакивает кисточку в молоке и пишет послание на белой бумаге.  Такое письмо взрослый читает ребёнку после того, как подержит его над паром или прогладит утюгом. После прочтения письма

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

          Если ребёнку нравятся более сложные задания, то взрослый может предложить ему ряд экспериментов. Такое экспериментирование предполагает совместную работу взрослого и дошкольника, направленную на решение сложных задач, содержащих цепочку связей.     Оно включает серию элементарных опытов, с помощью которых проверяется предположение (гипотеза эксперимента).

          В организации и проведении такого эксперимента можно выделить следующие этапы:

1 этап. Начинается с анализа явления в связи с теми вопросами, которые возникают у ребёнка в его разнообразной деятельности. В результате вопросов формируется познавательная проблемная задача, которая требует установления причин, связей и отношений между явлениями окружающего, т.е. ставится проблема.

2 этап. В результате анализа жизненной проблемной ситуации и осознания  познавательной задачи под руководством взрослого выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений, т.е. идёт поиск путей решения

проблемы. И тут важно, чтобы ни одно высказывание ребёнка не осталось без внимания, все его предположения должны быть обсуждены.

3 этап. Возникшие высказывания способствуют проведению наблюдения, где проверяются предположения детей.

4 этап. Ребёнок вместе со взрослым обсуждают итоги, формулируют выводы.

«НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РОСТОМ СЕМЯН В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ»

1 этап. Взрослый предлагает ребёнку вырастить кабачки. Необходимо ответить на вопросы: «Могут ли семена расти без света, влаги, тепла?», «В почве быстрее взойдут пророщенные или не пророщенные семена?»

2 этап. Ребёнок начинает высказывать предположения: «Для роста нужен свет», «Для роста нужна вода», «Когда холодно, растение расти не будет», «Пророщенные семена будут расти быстрее», «Быстрее будут расти не пророщенные семена» и т.д.

3 этап. Для проверки всех предположений предлагается провести серию опытов. Для первой серии понадобятся: семечки кабачка, стакан, бумажная салфетка, вода. Стакан необходимо обернуть изнутри влажной бумажной салфеткой. Между салфеткой и стаканом помещают семена. На дно наливается слой воды, глубиной около 2 мм. Первый стакан ставится в тёплое помещение с достаточным количеством света и влаги (стакан пометим красным кружком). Второй стакан ставится в холодное помещение без доступа света, но с достаточным количеством влаги (стакан пометим синим кружком). Третий стакан поставим в тёплое помещение с достаточным количеством света, но с недостатком влаги (стакан пометим серым кружком).

          Для второй серии опытов понадобятся: ёмкость с землёй, пророщенные и не пророщенные семена кабачка. Семена высаживаются в землю.

          За ними ухаживают одинаково: поливают, рыхлят землю и т.д.

4 этап. Результаты этого опыта заносятся в дневник. Ребёнком делаются выводы:

- для прорастания семян необходимы: вода, тепло, свет;

- в холодном помещении семена не растут;

- без влаги семена не растут;

- пророщенные семена растут быстрее, чем непророщенные и т.д.

«ПОЧЕМУ ДВИЖЕТСЯ ЗАВОДНАЯ ИГРУШКА?»

1 этап. Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что в группе есть заводные игрушки:

машинки, самолёты и т.д. Все они заводятся с помощью ключа. Как ты думаешь, почему после того, как игрушку заводят, она начинает двигаться?

2 этап. Дети делают предположения: «Внутри игрушки стоит батарейка», «Может там есть специальное колёсико», «Внутри игрушки стоит пружина» и т.д.

3 этап. Взрослый советует проверить все предположения. Он обращает внимание на то, что для предметов, работающих от батареек, ключ не нужен. Затем предлагает подумать, может ли простое колёсико двигать самостоятельно предмет с места. Для этого у обычной игрушечной машинки раскручивает колёса, ставит её на поверхность, но машинка или совсем не движется, или проезжает слишком маленькое расстояние.

Рекомендуется посмотреть игрушку в разобранном виде. Ребёнок видит, что там стоит специальное устройство - катушка, на которую наматывается стальная нить, когда поворачивается ключ. Если ключ вынимают из отверстия, нить начинает раскручиваться и предмет приходит в движение. Взрослый предлагает ребёнку самому сделать похожее устройство, используя бумагу. С одной стороны полоски рисуется изображение лягушки. Противоположная сторона наматывается на карандаш, затем карандаш вынимается и лягушка «прыгает».

4 этап. Делается вывод: внутри игрушки, которая заводится с помощью ключа, есть специальный механизм, который заставляет предмет двигаться.

«ДОГАДАЙСЯ!»

Взрослый рассказывает детям жизненные ситуации. Предлагает закончить начатый рассказ.

Посадил кролик грядку морковки. Сам за ней ухаживал: поливал, полол, вредных насекомых гонял.

Выросла морковка большая, красивая, сочная. Собрались домашние животные и удивляются: как это у кролика такая большая морковка выросла?! И только коза сказала: «Она потому такая большая, что глубоко в земле росла!» А ты как думаешь? («Морковка на грядке такая большая выросла, потому что за ней кролик хорошо ухаживал», «Для роста любого растения нужен правильный уход: поливка, прополка, подкормка» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у дошкольников

Пособие для родителей детей, которые часто болеют....

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"

Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

Условия развития познавательного интереса у дошкольников.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкойсоответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в то...