Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"
методическая разработка на тему

Гундырева Галина Александровна

 Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире.

Интерес – избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов, своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов повышающий активность сознания и деятельности человека.

Познавательный интерес – это  избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребенка, проявляющееся в предпочтении одного вида деятельности другим, стремлении получить больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности.

По психологической структуре познавательный интерес – это сплав эмоциональных, волевых и мыслительных процессов.

Проблеме формирования познавательных интересов посвящен ряд исследований. Экспериментальные данные Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Н.М.Морозовой показывают, что наличие устойчивого познавательного интереса – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Важность своевременного познавательного интереса в дошкольном возрасте убедительно доказана результатами исследований, проведенных с детьми младшего школьного возраста.

        Актуальность исследования: обусловлена тем, что дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 2 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка, через интерес к окружающему миру

        Цель: выявить влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру.

 Объект исследования: развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте  

 Предмет исследования:  методы  развития познавательного интереса к растительному миру

Гипотеза: С помощью наблюдений, у детей можно сформировать познавательный интерес к растительному миру

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические основы воспитания познавательного интереса у старших дошкольников.
  2. Выявить особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте.
  3. Дать характеристику наблюдению как методу развития познавательного интереса к растительному миру.
  4.  Провести экспериментальное исследование по развитию познавательного интереса детей старшего  дошкольного возраста к растительному миру, используя наблюдение как основной метод.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы
  2. Обобщение передового педагогического опыта.
  3. Эксперименты.
  4. Математическая обработка данных.
  5. Составление списка литературы.
  6. Анкетирование.

Теоретическая значимость: изучить исследования в области развития познавательного интереса  дошкольников.

Практическая значимость: с помощью наблюдений развить у  детей познавательный интерес к растительному миру.

Познавательная деятельность под влиянием интереса активизирует психические процессы, приносит интеллектуальное удовлетворение, способствует  эмоциональному подъему. Над проблемой интереса работали ученые: М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А.Гордон,  А.Н. Леонтьев, Н.Г.Морозова, Г.И. Щукина и другие.

Как отмечают М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, Н.Г. Морозова познавательному интересу присуща связь с деятельностью.  Однако не вся деятельность в одинаковой мере способствует развитию познания. Нет деятельности, в которой в какой-то степени не удовлетворялся бы познавательный интерес. Есть деятельность, в которой он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития; и есть деятельность, в которой он едва проявляется и развивается. На это справедливо указывает Н.Г. Морозова. Поэтому главное при воспитании познавательных интересов – организовать содержательную деятельность.

  • Н.Г. Морозова выделила структуру деятельности, наиболее  успешно влияющую на формирование познавательных интересов.
  • Познавательный интерес – личностное образование, структурными компонентами которого являются интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления;
  • В процессе обучения и воспитания познавательный интерес выступает как средство увлекающего, живого обучения, как сильный мотив  деятельности, как устойчивая  черта личности;
  • Условиями формирования познавательных интересов являются:
  • усложнение, систематизация знаний;
  • формирование способов познавательной деятельности, системы  умственных действий;
  • организация обучения, которая требует максимальной умственной активности и самостоятельности;
  • Познавательный интерес – образование формирующееся, а не присущее возрасту и стихийно развивающееся свойство. Это процесс, решающим фактором которого  являются  целенаправленное обучение и воспитание.

                    В исследованиях С.Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной и др. установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний.

  Как показывают исследования А.П.Архипова, Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:

  • Интересы способствуют глубине и прочности знаний;
  • Развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии детей;
  • Существенно влияют на формирование личности ребенка: определяют его активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;
  • Повышают общий эмоциональный тонус ребенка, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов , то есть подлинный интерес является основой учебной деятельности.

На основании теоретического анализа  психолого-педагогических исследований по проблеме познавательного интереса можно сделать следующие выводы, которые легли в основу  реализации опытно-экспериментальной работы.

          Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра Развития Муниципального образовательного дошкольного учреждения детский сад №4 «Родничок»  г. Котельнича  Кировской области.

Исследование проходило с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. в старшей группы,  в нем принимали участие 20 дошкольников (14 девочки и 6 мальчиков).

Опытно-экспериментальное исследование представлено констатирующим, формирующим и контрольным экспериментом.

Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностические задания О.А.Соломенниковой.  

            Результаты констатирующего эксперимента показывают, что у детей недостаточный уровень знаний о растительном мире, и низкий уровень интереса к растительному миру. Результаты диагностики подтвердили актуальность проведения опытно-экспериментальной работы.

Детям  давалось задание, задавались вопросы, выявляли интерес. Результаты заносились в таблицу и отмечались +, -.

Необходимость  проведения подготовительного этапа опытно-экспериментальной работы с детьми  вызнано   недостаточным уровнем знаний и опыта детей, что не позволяло  эффективно проводить наблюдения за растительным миром.

В формирующем эксперименте главной целью было развить познавательный интерес к растительному миру, используя наблюдение как основной метод. Нами был разработан перспективный план на 6 месяцев, в котором отражены наблюдения за растительным миром, указаны: наблюдения в уголке природы, на участке детского сада, экскурсии и работа с родителями в виде: родительского собрания, папки-раскладушки, консультаций. (Приложение №  1).

Использовались методы в наблюдениях: чтение, рассказ, моделирование, поисковые вопросы.

Первый этап: пробуждался интерес к растительному миру через наблюдения, вопросы, рассказы, чтение. Например, был проведен опыт: « Что будет если растение не поливать?»

Второй этап: формировались новые знания через моделирование, беседу, похвалу. Беседа: «Растение, как живое существо»( по моделям).

Третий этап: сформировался прямой интерес; дети сами задавали вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?»

         На втором этапе формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста ведущим условием стал характер организации деятельности детей; этап обогащения представлений детей о растительном мире. Для создания условий дальнейшего становления самосознания, для наличия у детей необходимого объема представлений о растительном мире; организована разнообразная, активная самостоятельная деятельность, которая вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к растительному миру.

 На заключительном этапе дети овладевали поисковыми способами действия при решении разнообразных проблемных ситуаций, что способствует активности, самостоятельному применению знаний и умений, развитию глубокого познавательного интереса. Задавались вопросы: А как вы считаете? А как вы думаете? И т. д.

Определенная работа была проведена с родителями. Для привлечения их внимания к процессу и результатам формирования интереса у детей, проводилось анкетирование (приложение №4), помещался материал для родителей в уголке, рубрика «Сегодня на занятии». Разработан и оформлен материал «Готовность познавать» (о познавательном интересе); «Давайте поиграем» (описание и изготовление настольных игр). Проводились индивидуальные и групповые консультации «Интересы вашего ребенка»; «Круглый стол» тема: «Наблюдения в жизни ребенка».

           Данные мероприятия способствовали формированию у родителей желания осуществлять работу по воспитанию познавательного интереса к растительному миру  в единстве с воспитателем, развивая интерес  более устойчивый и глубокий.

Контрольный эксперимент проводился аналогично констатирующему. Сравнительный анализ результатов показывает эффективность проведенной нами работы. Результаты представлены на слайде.

Таким образом, можно отметить, что после формирующего эксперимента повысился уровень интереса к растительному миру у всех дошкольников без исключения. Дети отвечали на вопросы более полно, давали развернутые ответы.  

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие познавательных интересов к растительному миру у дошкольников – одна из важнейших задач обучения в дошкольном возрасте.

Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности. Развитие интереса у дошкольников происходит  по двум направлениям: содержание информации и организации деятельности.

         Интерес возбуждает и подкрепляет такой материал, который является для ребенка новым, неизвестным, поражает его воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, ребенок, как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Итак, формирование познавательного интереса к растительному миру будет протекать наиболее эффективно, если у детей будет в наличии необходимый объем знаний и возможность использования их в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствован...