Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"
методическая разработка на тему
Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире.
Интерес – избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов, своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов повышающий активность сознания и деятельности человека.
Познавательный интерес – это избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребенка, проявляющееся в предпочтении одного вида деятельности другим, стремлении получить больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности.
По психологической структуре познавательный интерес – это сплав эмоциональных, волевых и мыслительных процессов.
Проблеме формирования познавательных интересов посвящен ряд исследований. Экспериментальные данные Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Н.М.Морозовой показывают, что наличие устойчивого познавательного интереса – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Важность своевременного познавательного интереса в дошкольном возрасте убедительно доказана результатами исследований, проведенных с детьми младшего школьного возраста.
Актуальность исследования: обусловлена тем, что дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 2 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка, через интерес к окружающему миру
Цель: выявить влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру.
Объект исследования: развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте
Предмет исследования: методы развития познавательного интереса к растительному миру
Гипотеза: С помощью наблюдений, у детей можно сформировать познавательный интерес к растительному миру
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические основы воспитания познавательного интереса у старших дошкольников.
- Выявить особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте.
- Дать характеристику наблюдению как методу развития познавательного интереса к растительному миру.
- Провести экспериментальное исследование по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к растительному миру, используя наблюдение как основной метод.
Методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы
- Обобщение передового педагогического опыта.
- Эксперименты.
- Математическая обработка данных.
- Составление списка литературы.
- Анкетирование.
Теоретическая значимость: изучить исследования в области развития познавательного интереса дошкольников.
Практическая значимость: с помощью наблюдений развить у детей познавательный интерес к растительному миру.
Познавательная деятельность под влиянием интереса активизирует психические процессы, приносит интеллектуальное удовлетворение, способствует эмоциональному подъему. Над проблемой интереса работали ученые: М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А.Гордон, А.Н. Леонтьев, Н.Г.Морозова, Г.И. Щукина и другие.
Как отмечают М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, Н.Г. Морозова познавательному интересу присуща связь с деятельностью. Однако не вся деятельность в одинаковой мере способствует развитию познания. Нет деятельности, в которой в какой-то степени не удовлетворялся бы познавательный интерес. Есть деятельность, в которой он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития; и есть деятельность, в которой он едва проявляется и развивается. На это справедливо указывает Н.Г. Морозова. Поэтому главное при воспитании познавательных интересов – организовать содержательную деятельность.
- Н.Г. Морозова выделила структуру деятельности, наиболее успешно влияющую на формирование познавательных интересов.
- Познавательный интерес – личностное образование, структурными компонентами которого являются интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления;
- В процессе обучения и воспитания познавательный интерес выступает как средство увлекающего, живого обучения, как сильный мотив деятельности, как устойчивая черта личности;
- Условиями формирования познавательных интересов являются:
- усложнение, систематизация знаний;
- формирование способов познавательной деятельности, системы умственных действий;
- организация обучения, которая требует максимальной умственной активности и самостоятельности;
- Познавательный интерес – образование формирующееся, а не присущее возрасту и стихийно развивающееся свойство. Это процесс, решающим фактором которого являются целенаправленное обучение и воспитание.
В исследованиях С.Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной и др. установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний.
Как показывают исследования А.П.Архипова, Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:
- Интересы способствуют глубине и прочности знаний;
- Развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии детей;
- Существенно влияют на формирование личности ребенка: определяют его активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;
- Повышают общий эмоциональный тонус ребенка, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов , то есть подлинный интерес является основой учебной деятельности.
На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме познавательного интереса можно сделать следующие выводы, которые легли в основу реализации опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра Развития Муниципального образовательного дошкольного учреждения детский сад №4 «Родничок» г. Котельнича Кировской области.
Исследование проходило с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. в старшей группы, в нем принимали участие 20 дошкольников (14 девочки и 6 мальчиков).
Опытно-экспериментальное исследование представлено констатирующим, формирующим и контрольным экспериментом.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностические задания О.А.Соломенниковой.
Результаты констатирующего эксперимента показывают, что у детей недостаточный уровень знаний о растительном мире, и низкий уровень интереса к растительному миру. Результаты диагностики подтвердили актуальность проведения опытно-экспериментальной работы.
Детям давалось задание, задавались вопросы, выявляли интерес. Результаты заносились в таблицу и отмечались +, -.
Необходимость проведения подготовительного этапа опытно-экспериментальной работы с детьми вызнано недостаточным уровнем знаний и опыта детей, что не позволяло эффективно проводить наблюдения за растительным миром.
В формирующем эксперименте главной целью было развить познавательный интерес к растительному миру, используя наблюдение как основной метод. Нами был разработан перспективный план на 6 месяцев, в котором отражены наблюдения за растительным миром, указаны: наблюдения в уголке природы, на участке детского сада, экскурсии и работа с родителями в виде: родительского собрания, папки-раскладушки, консультаций. (Приложение № 1).
Использовались методы в наблюдениях: чтение, рассказ, моделирование, поисковые вопросы.
Первый этап: пробуждался интерес к растительному миру через наблюдения, вопросы, рассказы, чтение. Например, был проведен опыт: « Что будет если растение не поливать?»
Второй этап: формировались новые знания через моделирование, беседу, похвалу. Беседа: «Растение, как живое существо»( по моделям).
Третий этап: сформировался прямой интерес; дети сами задавали вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?»
На втором этапе формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста ведущим условием стал характер организации деятельности детей; этап обогащения представлений детей о растительном мире. Для создания условий дальнейшего становления самосознания, для наличия у детей необходимого объема представлений о растительном мире; организована разнообразная, активная самостоятельная деятельность, которая вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к растительному миру.
На заключительном этапе дети овладевали поисковыми способами действия при решении разнообразных проблемных ситуаций, что способствует активности, самостоятельному применению знаний и умений, развитию глубокого познавательного интереса. Задавались вопросы: А как вы считаете? А как вы думаете? И т. д.
Определенная работа была проведена с родителями. Для привлечения их внимания к процессу и результатам формирования интереса у детей, проводилось анкетирование (приложение №4), помещался материал для родителей в уголке, рубрика «Сегодня на занятии». Разработан и оформлен материал «Готовность познавать» (о познавательном интересе); «Давайте поиграем» (описание и изготовление настольных игр). Проводились индивидуальные и групповые консультации «Интересы вашего ребенка»; «Круглый стол» тема: «Наблюдения в жизни ребенка».
Данные мероприятия способствовали формированию у родителей желания осуществлять работу по воспитанию познавательного интереса к растительному миру в единстве с воспитателем, развивая интерес более устойчивый и глубокий.
Контрольный эксперимент проводился аналогично констатирующему. Сравнительный анализ результатов показывает эффективность проведенной нами работы. Результаты представлены на слайде.
Таким образом, можно отметить, что после формирующего эксперимента повысился уровень интереса к растительному миру у всех дошкольников без исключения. Дети отвечали на вопросы более полно, давали развернутые ответы.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие познавательных интересов к растительному миру у дошкольников – одна из важнейших задач обучения в дошкольном возрасте.
Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности. Развитие интереса у дошкольников происходит по двум направлениям: содержание информации и организации деятельности.
Интерес возбуждает и подкрепляет такой материал, который является для ребенка новым, неизвестным, поражает его воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, ребенок, как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Итак, формирование познавательного интереса к растительному миру будет протекать наиболее эффективно, если у детей будет в наличии необходимый объем знаний и возможность использования их в деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...
«Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Выступление на педагогическом совете....
«Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Выступление на педагогическом совете...
Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В. А...
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...
«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».
опыт работы воспитателя по познавательному развитию...
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли
Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствован...