Проект «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников
проект (средняя группа)

Наталья Юрьевна Стволова

Я уверена, если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_golovolomki.docx19.41 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx553.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска

«Новосибирская классическая гимназия № 17»

(Дошкольное отделение)

Проект

«МИР ГОЛОВОЛОМОК»  

смарт – тренинг для дошкольников

Разработала:

Воспитатель

Стволова Наталья Юрьевна

г. Новосибирск

2022г.

Тема: «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников

Пояснительная записка

«Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».                     (Ж.Ж. Руссо)

«Я с детства уважал головоломки и, видимо, поэтому стал понимать, как идёт развитие ума ребёнка. ... Учителя в школах, как правило, делают детей знающими, а изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными»                          (Б. П. Никитин).

В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Многообразие заданий позволит не только создать крепкую базу для будущих знаний, но и в кратчайшие сроки развить интеллект ребенка.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка.

Я уверена, если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению головоломок, станет частью подготовки к школе. И дело не только в том, что они развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.

Цель: Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок

Задачи:

-Познакомить детей с разными видами головоломок.

-Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок.

-Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм.

-Создать условия для развития психических процессов.

-Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

         Объект

 Процесс организации образовательной деятельности с детьми.

Предмет исследования

     Содержание, формы и методы педагогической работы, направленные на умственное и познавательное развитие ребенка дошкольника, повышение качества предшкольной подготовки.

Возникает проблема: какими путями и как повысить интеллектуальный уровень детей.

Гипотеза:

Привитие интереса у детей дошкольного возраста к решению головоломок позволит:

- развить творческие способности ребенка и поддержать в нем познавательный интерес; 

-развить память, логику, интеллект, внимание и кругозор;

-вырасти ребенку талантливым и гармонично развитым;

- обеспечит возможность видения и применения нового в педагогической работе;

- позволит повысить качество образования дошкольника в сфере умственного воспитания.

Принципы:

- личностно-ориентированный подход;

- системность;

- переход от простого – к сложному.

Эти принципы могут быть положены в основу программно-методического обеспечения умственного воспитания.

Формы организации:

При проведении работы предполагается использование разнообразных методов, цель которых – изучение вопросов и проблем умственного воспитания детей дошкольного возраста:

- изучение мировой практики применения логических задач;

- создание своей классификации головоломок, которые могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста;

- консультации для педагогов;

- предварительные индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми;

- консультации, беседы с родителями;

- создание своей игротеки головоломок;

- праздник игры, соревнования по решению знакомых головоломок;

- выставки головоломок, логических игр (совместно с родителями);

- создание собственных игр по типу знакомых.

     Формы контроля:

- проверка реализации поставленных задач.

    Формы представленных результатов:

- отчет о проделанной работе;

- программа кружковой работы;

- сценарии проведения развлечений;

- методические пособия, разработки, созданные в ходе реализации проекта.

Предложения по возможному распространению результатов проекта

1.Презентация проекта в городе.

2.Размещение статьи на сайте.

Участники проекта:  Дети 4-5 лет, воспитатель

Прогнозируемые результаты: должна быть выработана система, которая позволит использовать возможности воздействия на интеллект детей. Головоломки должны повысить интерес детей к учебной деятельности, математике, разовьют сообразительность, внимание и настойчивость в достижении результатов. Эти умные игры сформируют самостоятельное, гибкое мышление, с помощью которого ребенок сможет оперативно находить нестандартные решения и правильные выходы из любой жизненной ситуации. Решение головоломок будет стимулировать зрительно-моторную координацию и двигательные навыки ребенка. Головоломки разовьют логику, смекалку, умение рассматривать задачу с разных сторон. Интеллектуальные игры окажут большое влияние на развитие внимания, памяти, пространственного мышления, что даст возможность ребенку почувствовать свою самостоятельность.

Этапы экспериментальной деятельности

1 этап (август 2021.г.) – аналитическо-диагностический.

Анализ имеющейся литературы по проблеме.

Создание классификации головоломок, которые могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2 этап (сентябрь 2021 г.) – организационный.

Подбор и разработка новых форм и методов с детьми старшего дошкольного возраста. Создание предметно-развивающей среды. Формы диагностики результатов исследования.

3 этап (октябрь 2021 - апрель 2022г.) – практический – внедрение определенной системы умственного развития.

Планирование НОД, индивидуальная работа с детьми.

Промежуточная оценка результатов внедрения проекта. Корректировка.

4 этап (май 2022 г.) - заключительный

Диагностика уровня интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ уровня развития детей до и после проекта.

Оформление результатов и распространение их через СМИ и другие формы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Новосибирска «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение) «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников Подготовила: воспитатель Стволова Наталья Юрьевна

Слайд 2

Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста: Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание. В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Способы, которыми осуществляется мышление, называют способами умственных действий или операций логического мышления. Развитие логического мышления ребенка представляет процесс формирования приемов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

Слайд 4

S.M.A.R.T.  Specific – конкретный  Measurable – измеримый  Attainable – достижимый  Relevant – значимый  Time-bound – ограниченный во времени

Слайд 5

СМАРТ-ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Слово «тренинг» (англ. training , train – «обучать, воспитывать») обозначает метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

Слайд 6

ТЕХНОЛОГИЯ СМАРТ-ТРЕНИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Цели, задачи, принципы Дидактические методы и приёмы обучения Содержание образовательно-игровой деятельности Организационно-методические мероприятия с педагогами Формы работы с детьми Взаимодействие с родителями Условия организации смарт-тренинга Ожидаемые результаты Памятка для взрослых

Слайд 7

ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ Чётко формулируйте цель Создайте мотивирующую среду Учитывайте уровень сложности Не бойтесь корректировать цель При оценке результата продумайте систему поощрения

Слайд 8

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАДАЧИ: Познакомить детей с разными видами головоломок Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм Создать условия для развития психических процессов Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость ЦЕЛЬ: Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок

Слайд 9

ПРИНЦИПЫ Активной позиции ребенка Системности и регулярности Индивидуального подхода к ребенку Использования адекватных по возрасту форм работы Наглядности Интеграции Успешности Вариативности, новизны Поддержки инициативы Сотрудничество с семьёй

Слайд 10

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Иметь личный интерес Подход к выбору головоломок Количество игроков? Место размещение головоломок Количество головоломок? Сменяемость Выбор первой головоломки Желание ребенка Первое знакомство Что делать взрослому? Использование подсказки Избегать отрицательной оценки

Слайд 11

ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК Головоломки. С чего начать? Геометрические головоломки на плоскости Объёмные головоломки Головоломки-лабиринты Словесные головоломки Приложение

Слайд 12

ГОЛОВОЛОМКИ. С ЧЕГО НАЧАТЬ? ПРИЁМЫ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ: Сравнение Анализ Классификация Сериация Аналогия Систематизация Абстрагирование

Слайд 13

ОТ ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ К ГОЛОВОЛОМКАМ: Геометрическим на плоскости и объёмным Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ» Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ» Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ» Логическая игра-упражнение «ЗАВЕРШИ ОБРАЗ» (собери по схеме с элементами головоломки) Логическая игра-упражнение «СОЗДАЙ НОВЫЙ ОБРАЗ»

Слайд 14

ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА

Слайд 15

Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом. Логическая головоломка Красноухова « Складушки » Головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета. Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету.

Слайд 16

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ НА ПЛОСКОСТИ. «СЛАГАЛИЦА» Игра-головоломка « Слагалица » состоит из 7 игровых элементов и коробочки. Суть игры: 1. Составление жанровых картинок. 2. Составление фигур по заданным силуэтам. 3. Составление фигур с заданными свойствами.

Слайд 17

«СЛАГАЛИЦА»

Слайд 19

ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА

Слайд 20

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ - 4 желтых с двумя дырочками; - 4 желтых с четырьмя дырочками; - 4 синих с двумя дырочками; - 4 синих с четырьмя дырочками; -4 красных с двумя дырочками; - 4 красных с четырьмя дырочками.

Слайд 21

ОБЪЕМНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ Головоломка «Осенний кубик» Представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов. Суть игры – составление конструкций 2D и 3D моделирования. Головоломка предполагает решение нескольких задач, для выполнения которых нужно использовать все имеющиеся детали.

Слайд 22

Головоломка « Гала-куб » В состав головоломки " Гала-куб " входят: деревянная коробочка и 8 рабочих элементов (это кубики и параллелепипеды). Перед вами две замысловатые задачи, которые нужно разгадать. Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора.

Слайд 23

Головоломка «Репка» Представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку. Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.

Слайд 24

ГОЛОВОЛОМКИ-ЛАБИРИНТЫ Методические рекомендации в работе с лабиринтами Существует большое количество видов игр-головоломок, способствующих развитию детей. Одна из разновидностей таких игр – это игры-лабиринты. Лабири́нт (др.- греч. λαβύρινθος ) – какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве), состоящая из запутанных путей к выходу. Игры-лабиринты могут использоваться для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Такие игры просты в использовании. Их могут проводить как в образовательной деятельности в детском саду, так и в досуговых играх дома. Их мы разделили на 2 уровня сложности, учитывая принцип «от простого к сложному»: 1 уровень 2 уровень (повышенной сложности). Цель: развитие наглядно-схематического пространственного, логического мышления. Задачи: 1. Развивать мышление и умение выбирать оптимальный вариант нескольких выходов из лабиринта. 2. Развивать произвольное внимание, целостное восприятие, память, ориентировку на листе бумаги и зрительно-моторную координацию. 3. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, находчивость и способность к преодолению проблемных ситуаций.

Слайд 26

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ ДА-НЕТКИ («Это число?» Это число больше 10 (нет) Это число меньше 5 (нет) Это число больше 6 (да) Это меньше 9 (да) Какое число? Ответ:8) Шарады ( Кошечкам очень ХОЛОДНО. Поменяем букву Х на Г, что получится? ГОЛОДНО) Загадки с подвохом (Курица снесла 5 яиц, а петух 2 яйца. Сколько всего стало яиц? (5 яиц))

Слайд 27

В.И.Красноухов «Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!»

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы инновационной площадки "Мир головоломок.Смарт-тренинг для дошкольников"

Презентация о деятельности сетевой инновационной площадки АНО ДПО «Национальный исследовательский институт всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы ...

Программа дополнительного образования кружка "Мир головоломок" смарт- тренинг для дошкольников.

ВВЕДЕНИЕ  Вы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только определён...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей. Тема: «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников»

В анкетировании приняло участие 34 человека, что составило 100% от числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие, сотрудничество с воспитателями и педагогиче...

Анкета для родителей Тема: «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников»

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различных методов. Распространенными...

Буклет "МИР ГОЛОВОЛОМОК. СМАРТ-ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников...

«Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников»

Расскажи мне – и я услышу,Покажи мне – и я запомню,Дай мне сделать самому –И я пойму!Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем...