Программа по самообразованию
компьютерная программа

Сашнева Олеся Анатольевна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                           «Детский сад комбинированного вида № 33»

        МБДОУ «Детский сад № 33»

 

                                                                                                                   

    ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

            «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ

                 ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

                            ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                                                                                                             Воспитатели:

                                                                                                                                                                            В. В. Стрельникова, О. А. Сашнева

                                                                                                           2021-2022 г

                                                                                                                                                     

 

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - 

                                                                                                                                      Приучай его с детства заниматься трудом, 

                                                                                                                                        Чем он раньше познает, как хлеб достаётся - 

                                                                                                                             Тем полезней ему будет в жизни потом!

Актуальность темы

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель программы: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи: 

  • способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Условия реализации: дети, воспитатель, родители.

Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.

Срок реализации:  2021 – 2023 гг.

Предполагаемый результат:

Воспитатели:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).

РППС:

  • картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
  • приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
    приобретение и изготовление дидактических игр.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

• Беседы.

• Непосредственно – образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Изучение методической литературы

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

 

Участие в методической работе детского сада

Дата

Тема

Форма участия

 Октябрь

2021г.

«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы»

Открытое занятие

 Январь

2022г.

 «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Буклет

Апрель

2023г.

«Экономическое развитие дошкольников»

Выступление на педсовете

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

               Тема

                                                                Содержание работы

Наши потребности.

Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковского.

Показ сказки «Как коза избушку построила».

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Игра «Заветные желания».

Чтение и обсуждение  сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»;

Развлечение «Путешествие» (потребности человека)

Труд-продукт-товар.

Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.

Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;

Знакомство детей с понятием «династия»;

Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»

Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;

Игра по картинкам «Назови профессию»;

Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»;

Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»

Почему все взрослые работают?

Беседа о необходимости трудиться;

Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции);

Игра «Кто больше назовет профессий».

Работа и заработок.

Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке;

Выполнение заданий на листках «Профессии».

Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».

Когда продукт труда превращается в товар.

Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов;

Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;

Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);

Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного.

Ценность и украшение товара – его качество.

Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества);

Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;

Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

В гостях у сказки.

Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как  Миша стал бизнесменом»;

Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме

Менеджер – интересная профессия.

Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;

Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;

Вспоминаем поговорки и пословицы о труде

Игровое занятие.

Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

Сколько заработал – столько купил.

Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»;

Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления)

Игровое занятие.

Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо»  относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано

Что такое реклама?

Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;

Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);

Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость.

Кто делает рекламу?

Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;

Чтение и инсценирование  сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»;

Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Реклама в сказках.

Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой  «Экономика для малышей, или как Миша стал  бизнесменом»;

Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного.

Если бы у меня было собственное дело.

Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия);

Придумываем рекламу своего предприятия;

Чтение стихотворения  Э.Успенского «Реклама», А.Беспаловой «Реклама»

Новогодние каникулы

Что такое деньги.

Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;

Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»);

Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;

Деньги счет любят.

Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Выполнение детьми практических заданий по теме

Как правильно распоряжаться деньгами.

Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;

Выполнение детьми практических заданий по теме

Игровые занятия.

Игровое занятие «Где? Что? По чем?»

Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»

Бюджет семьи.

Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»;

Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»

В гостях у сказки.

Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы;

Показ спектакля «Муха-Цокотуха»

Подведение итогов.

Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;

Игра «Семейный бюджет».

Что такое экономика.

Игра-беседа «Экономика и человек»;

Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;

Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы»

Бизнес и капитал.

Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;

Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка»

Игровые занятия.

Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;

Экономическая игра «КВН»

Игровые занятия.

Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)

Что такое налоги и почему их надо платить.

Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;

Выполнение практических занятий по теме

Бартер.

Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;

Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение;

Игровая ситуация «Бартер»;

Дидактическая игра «Бартер»

Выгода и убыток.

Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль;

Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;

Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»

Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи

Благотворительная деятельность. Меценаты.

Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы;

Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду.

Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Благотворительность. Практические занятия.

Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»

Итоговое занятие.

Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику»

Список литературы

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –

Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

«Путешествие в страну Экономику». Дополнительная образовательная программа экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Красноярский детский сад №141».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.

Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...

Программа по самообразованию.

Программа по самообразованию "Портфолио дошкольника,как перспективная форма представления индивидуальных достижений ребёнка"....

программа по самообразованию

Программа по самообразованию тема :" Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего возраста."...

Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»

В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры....

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда

 Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...