Педагогический проект по развитию познавательно-речевых способностей Тема: «В гостях у сказки»
методическая разработка (средняя группа)
Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Проект построен с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_skazki.odt | 1006.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»
Методическая разработка
Педагогический проект по развитию познавательно-речевых способностей
Тема: «В гостях у сказки»
Проект осуществляет:
Воспитатель первой квалификационной категории
Перепелицыной Н.А.
х. Нижнерусский
2021 – 2022 учебный год
Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Проект построен с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста
Паспорт педагогического проекта
Характеристика проекта
Вид проекта: информационно - творческий.
По срокам проведения: долгосрочный (сентябрь – август)
По составу: групповой
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы
Объект исследования: познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс работы по составлению описательных рассказов с помощью приёмов мнемотехники.
Образовательная область
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представление о диких животных
- Формировать знания детей о том, как жители леса живут в разное время года, о характерных особенностях внешнего вида, о том, чем питаются , как называются их детёныши, где живут, как двигаются,об особенностях в повадках.
- Способствовать развитию познавательного интереса и любознательности, расширению кругозора, чуткого отношение к лесным жителям.
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.
- Развивать мышление, внимание, речеслуховую и зрительную память;
- Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Выбор проекта.
- Постановка цели и задач.
- Подбор информационного материала по теме.
Актуальность проекта.
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.
Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Важным аспектом развития ребёнка – является обучение составлению описательных рассказов. Точное, лаконичное и образное описание ребёнком предметов способствует развитию его речи, мышления, памяти, улучшает коммуникативные качества и способности. Важным приёмом формирования умения составлять описательные рассказы – является использование мнемотаблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план описательного рассказа. Мнемотаблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого малыш может последовательно рассказать о предмете.
В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников. Взаимоотношения человека с природой, с животным миром актуальный вопрос современности. От каждого человека природа ждёт любви, понимания и заботы. На земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них гиганты, а другие - совсем крошечные. Но не всегда люди с любовью и заботой относятся к животному миру. Поэтому именно в дошкольном детстве очень важно воспитать внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем.
Продукт проекта: альбом «Дикие животные России» в подарок младшей группе.
План мероприятий.
Сентябрь.
1неделя:
Рассказ о медведях
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о волках
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Октябрь.
1неделя:
Рассказ о лисах
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о барсуках
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Ноябрь.
1неделя:
Рассказ о рыси
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о белках
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Декябрь.
1неделя:
Рассказ о зайцах
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о ежах
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Январь.
1неделя:
Рассказ о лосе
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Февраль.
1неделя:
Рассказ о бобрах
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о диких кабанах
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Март.
1неделя:
Рассказ о енотах
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о бурундуках
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Апрель.
1неделя:
Рассказ о хорьках
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о лесных мышах
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Май.
1неделя:
Рассказ о лесной соне
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о ласках
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Июнь.
1неделя:
Рассказ о соболе
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
3 неделя:
Рассказ о оленях
4 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание)Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Август.
1неделя:
Рассказ о тиграх
2 неделя:
Продуктивная деятельность(раскрашивание). Составление описательного рассказа по мнемотаблице.(прилагается)
Приложение:
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Август
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Педагогический проект для детей 6-7 лет «В гостях у Сказки».
Творческий проект разработан для детей 6-7 лет. Данную группу детей мы сформировали в этом учебном году. Стимулом для написания проекта стала проблема: по результатам мониторинга у 30% дет...
Педагогический проект по направлению познавательно речевой активности "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ"
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игрушки. Через игру дети учатся исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат...
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) по методу Сториттелинг
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познаватель...
Педагогический проект по развитию речи "Здравствуй, осень, в гости просим"
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах...
Краткосрочный проект по развитию познавательно-речевой активности дошкольников "Мой город"
Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.В процессе ознакомления с окружающим развив...