Особенности детей раннего возраста
статья (младшая группа)
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы, увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня. Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет. Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как включает черты переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие преддошкольному детству. Ни в один период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи между физическим и умственным развитием малыша, как на первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм, инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация совместных игр являются основой для обеспечения физического здоровья, психического и умственного развития детей.
Необходимо отметить, что особенности детей раннего возраста обусловлены спецификой раннего периода детства, когда закладываются первоосновы социального целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания, добра. В процессе общения с взрослыми ребёнок усваивает форму их поведения, характер взаимоотношения с окружающей действительностью, постепенно делая их своим достоянием и в этом смысле, как говорят психологи, «присваивает знания и умения взрослых, учиться видеть мир их глазами».
Наблюдая за детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод: первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками и умениями, быстрым темпом развития не имеют себе подобных в последующие периоды детства.
Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка. Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности опосредованной его отношениями с взрослыми.
В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития.
Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Современная педагогика и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний возраст – начальный и очень важный этап воспитания подрастающего поколения. Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка.
Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребёнка, что необходимо обязательно учитывать. Для проявления новых психических качеств у детей формируются необходимые органические предпосылки. Ещё одна из особенностей детей раннего возраста – необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способа действия для их удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни. Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца с взрослыми. Крик и сосательные движения – это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок получает и первый опыт общения с взрослыми. Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности температурой, оптической, звуковой среды.
На основе биологических потребностей и в частности защитных рефлексов, у ребёнка формируются первые ориентировочные реакции. С момента рождения ребёнок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность.
Все способы практических действий, которые формируются у ребёнка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых и при их непосредственном участии. Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному – начинается социализация ребёнка. Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладевать материальной культурой, то есть способами практических (предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий, их совершенствования формируются мотивы и потребности познания. Речь ребёнка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения с взрослыми и сверстниками. Ребёнку необходимы те слова и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть практическими действиями. Только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим будут осуществляться задачи всестороннего развития ребёнка.
Достижения в психическом и моторном развитии детей первых трёх лет жизни вызывает у них потребность в самостоятельных действиях. При этом проявляется стремление малыша к активному освоению мира, к самоутверждению. Если тушить это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не способным к усилиям.
Ограничения сенсорной чувствительности ребёнка в раннем возрасте, или сенсорная депривация, приводит к отставанию в познании и отсутствии интереса к окружающему, снижению активности, вялости и апатичности, в том числе и в общении. Ощущение сенсорной депривации на ранних этапах развития позже приводят к алекситимии – неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумению распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость).
Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым, закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая – доминантная и определяющая.
В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот период, во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.
Ребёнок – это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям – всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы, увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня. Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет. Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как включает черты переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие преддошкольному детству. Ни в один период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи между физическим и умственным развитием малыша, как на первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм, инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация совместных игр являются основой для обеспечения физического здоровья, психического и умственного развития детей.
Необходимо отметить, что особенности детей раннего возраста обусловлены спецификой раннего периода детства, когда закладываются первоосновы социального целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания, добра. В процессе общения с взрослыми ребёнок усваивает форму их поведения, характер взаимоотношения с окружающей действительностью, постепенно делая их своим достоянием и в этом смысле, как говорят психологи, «присваивает знания и умения взрослых, учиться видеть мир их глазами».
Наблюдая за детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод: первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками и умениями, быстрым темпом развития не имеют себе подобных в последующие периоды детства.
Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка. Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности опосредованной его отношениями с взрослыми.
В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития.
Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Современная педагогика и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний возраст – начальный и очень важный этап воспитания подрастающего поколения. Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка.
Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребёнка, что необходимо обязательно учитывать. Для проявления новых психических качеств у детей формируются необходимые органические предпосылки. Ещё одна из особенностей детей раннего возраста – необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способа действия для их удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни. Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца с взрослыми. Крик и сосательные движения – это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок получает и первый опыт общения с взрослыми. Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности температурой, оптической, звуковой среды.
На основе биологических потребностей и в частности защитных рефлексов, у ребёнка формируются первые ориентировочные реакции. С момента рождения ребёнок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность.
Все способы практических действий, которые формируются у ребёнка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых и при их непосредственном участии. Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному – начинается социализация ребёнка. Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладевать материальной культурой, то есть способами практических (предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий, их совершенствования формируются мотивы и потребности познания. Речь ребёнка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения с взрослыми и сверстниками. Ребёнку необходимы те слова и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть практическими действиями. Только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим будут осуществляться задачи всестороннего развития ребёнка.
Достижения в психическом и моторном развитии детей первых трёх лет жизни вызывает у них потребность в самостоятельных действиях. При этом проявляется стремление малыша к активному освоению мира, к самоутверждению. Если тушить это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не способным к усилиям.
Ограничения сенсорной чувствительности ребёнка в раннем возрасте, или сенсорная депривация, приводит к отставанию в познании и отсутствии интереса к окружающему, снижению активности, вялости и апатичности, в том числе и в общении. Ощущение сенсорной депривации на ранних этапах развития позже приводят к алекситимии – неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумению распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость).
Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым, закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая – доминантная и определяющая.
В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот период, во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.
Ребёнок – это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям – всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...