Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Отходы без вреда для природы».
материал

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Тема: «Отходы без вреда для природы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл othody_bez_vreda.docx341.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Тема: «Отходы без вреда для природы».

Подготовила: Пчелкина Е.А.

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере  экологии, повышение профессионального мастерства.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с образовательными технологиями «экологический

геокешинг», «ай-стоппер», «филворд», «скрайбинг», «кроссенс».

2. Апробировать образовательные технологии в практической деятельности.

Ход мастер-класса: 

 

1 часть «Теоретическая»

Материал: экран, проектор, столы, стулья для участников.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы рады вновь приветствовать вас в нашем детском саду! Мы пригласили вас на наш мастер-класс. И тема мастер-класса: «Отходы без вреда для природы».

Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли? Представьте, что ваши ладошки - что барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько 

хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Я надеюсь, что к концу нашего мастер-класса настроение будет еще лучше.

Начинайте день с улыбки,

С добрым сердцем и тогда,

Будет радость и удача

Вам сопутствовать всегда!

Итак, мы начинаем!

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образовательных областей. Это и здоровьесберегающие, информационные,  портфолио и др. Сегодня мы хотим вам показать и рассказать про некоторые из техник, технологий, которые мы используем в экологическом воспитании наших детей.  

Одной из таких  технологий, направленных на всестороннее развитие личности, является технология геокешинга.

А вы знаете, что это такое?

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле».

 Вы все с детства знакомы с этой технологией. Вспомните, как вы в детстве играли в «Зарницу», «Форт Боярд».

Путеводителем по маршруту для детей может быть волшебный клубок,  карта, карточки с подсказками и метками. В конце игры детей ждет сюрпризный  момент - клад.

И сегодня мы предлагаем вам поиграть в геокешинг, но не простой, а экологический, и поможет нам отправиться в путь карта.

Для начала мы с вами превращаемся в любознательных воспитателей -дошколят и, совершим путешествие в мир чистоты. «Соберем мусор – спасем  поселок».

- Вы сегодня будете исследователями, а я вашим навигатором. Но, чтобы отправиться в путешествие я предлагаю вам ответить на мой вопрос: Что же такое мусор?

Это: 1. Отбросы, крупный сор.  

2. Измельченный кирпичный щебень или смесь глины и толченого угля, служащие для разных технических целей (спец.). Например, говорят: Удобрять торфяную почву мусором.

3. Бесполезные, ненужные вещи, хлам. 

А вы знаете какие категории мусора бывают?

Основные категории, на которые разделяется бытовой мусор, следующие: бумага, картон, стекло, пластик, текстиль, металл, пищевые отходы, опасные и несортируемые отходы — то есть те, которые не входят в основные категории и не могут быть переработаны вторично. Такие отходы вывозятся на полигоны или мусоросжигательные заводы. Все остальные категории можно переработать и дать им вторую жизнь.

Какие вы молодцы, и за это я вам даю первую часть карты.

Первая  часть карты с точкой №1 ФИЛВОРД.  

 1. Филворды (или Венгерские кроссворды) – это разновидность кроссвордов, в таких кроссвордах все слова уже вписаны и их нужно только найти среди букв. Слова могут "ломаться" в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются.

Филворды очень удобно использовать в тематические дни и недели. Мы используем их в более упрощенном варианте в подготовительной группе.   Делаем таблицы на 4, 5, 6 строчек, слова берем короткие из – одно -двусложные. А на самом деле филворд – это таблица, где  10 строчек, в каждой строчке среди лишних букв спряталось одно слово.

Какая польза от такого задания?

- развиваем произвольное внимание

- тренируем зрительное восприятие

- тренируем навык чтения

- расширяем словарный запас

- углубляем знания об окружающем мире.

Сейчас я вам предлагаю найти слова, которые относятся к теме «Мусор», а из оставшихся букв составить слово. Данное слово будет подсказкой, куда нам отправляться дальше.

 

Карандаш  

М

У

С

О

Р

Р

А

Г  

П

К

У

Р

Н

 А

  Р

А

*

Б

А

К

Д

Я  

К

*

С

 О

  Р

А

З

Е

З

А

П

А

Х

Ь

Т

А

Н

Я

М

А

О

Т

Х

О

Д

Ы

Ш

Альбом

Д

В

О

Р

Н

И

К

М

У

С

О

Р

К

А

З

Г

В

У

Р

Н

А

А

Р

Е

*

А

*

Л

П

Я

Н

Г

О

Р

А

А

З

И

Ь

М

Б

О

Х

Ь

К

В

О

Н

Ь

Выдается коробка с бумагой и карандашами  (зеленый цвет), на которой подписано слово «бумага» и знак «мусор».

В коробке лежит кусочек карты со следующей остановкой «Скрайбинг». Педагог предлагает  воспитателям размяться и поиграть в игру:

Тогда вставайте, будем мусор собирать!  (физминутка)

Мы по улице идём

На которой мы живём

Мы бумажки и стекляшки

Собираем и кладём

Раз -в ведро, а два- в корзину!

Наклоняем дружно спину!

Если дружно потрудиться

Всё вокруг преобразится!

Педагоги переходят  в спальню средней группы, где расставлены столы, мольберты, разложены белые листы и карандаши. Фоном звучит музыка.

На мольберте висит надпись «Скрайбинг» и его расшифровка.

 2. Скрайбинг – это техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске или белом листе бумаги.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда прорисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.

Я сейчас вам зачитаю стихотворение, а вы должны его заслушать и зарисовать схематично, а потом попробовать его прочитать при помощи своего рисунка.

Всё из пластика кругом:

Цветы, бутылки, даже дом!

Не дышать планете нашей,

Пока его не уберём.

Вы справились с заданием, и я хочу вам дать коробку. Как вы думаете, что лежит в ней? Что мы попытались зарисовать сегодня?

Правильно, это пластик.

 Выдается коробка желтого цвета с пластиковыми бутылками, и следующий кусочек карты с точкой «Кроссенс» (приемная средней группы).

3. Мольберт  с листком, где написано слово «Кроссенс», его обозначение. 

 Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает "пересечение смыслов".

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс -  это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Этот прием разработан нашими соотечественниками  Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.

 Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (показ картинок) (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть, что общего между консервной банкой и золотом? (показ картинок) (металл.) 

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример, что общего между  картинками:

  1. https://www.oficery.ru/wp-content/uploads/2020/06/poligony-1.jpg
  2. https://i.ytimg.com/vi/nNehbbwGpQw/maxresdefault.jpg
  3. https://ic.pics.livejournal.com/svinchukov/21181713/830138/830138_original.jpg

Какое слово их объединяет, объясните?

Первая картинка – это:

  1. Полигон — территория (объект) для проведения войсковых учений или испытаний вооружений и военной техники.
  2. Полигон — многоугольник, класс Polygon (Многоугольник). Полигоном  (многоугольником) называется замкнутая ломаная на плоскости 
  3.     Полигон для ТБО.

Молодцы! Мы продолжаем.

Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.         Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? 3cfc4a87-66b6-45dd-aed9-574bc79a1216.jpeg Все верно, это мусор, отходы.

Для работы с детьми 5-7 лет предлагаются следующие варианты:

- сокращение ячеек в таблице до  3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;

- направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

- Читать способом «улитка».

 Далее предлагается кроссенс с отгадыванием слова стекло. (распечатанный кроссенс «стекло»- 2 шт)

Выдается синяя коробка со стеклом и следующий кусочек карты «Ай-стоппер».

Мы возвращаемся с вами в группу.

4.   Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.

Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.

Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Этой особенностью  воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам.  

То есть задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, привлечь внимание к объекту живой и неживой природы, вызвать тем самым публичный интерес.

 

Существует экологический ай-стоппер «Сортируем мусор, бережем природу», для привлечения внимания родителей и детей в важности сортировки мусора. Для того, чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной, необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д. Не зря в течение всего вашего путешествия геокешинга вы получали коробки разного цвета. Это своеобразные контейнеры для мусора.

Раздельный сбор мусора позволяет отделить перерабатываемые отходы от не перерабатываемых, а также выделить отдельные типы отходов, пригодные для вторичного использования.

Какого цвета баки для раздельного сбора мусора?

В Европе есть разработанные стандарты цвета баков для раздельного сбора мусора:

Красный – отходы, которые утилизируются безвозвратно

Синий – макулатура

Зеленый – стекло

Оранжевый – пластик

Желтый – картон

Коричневый – опасные химические отходы

Черный – пищевые продукты.

У нас в России цвета контейнеров для сортировки законодательно не закреплены, поэтому они могут различаться. Например, в одном месте зелёная урна может быть предназначена для стекла, в другом – для пластика.

Я предлагаю вам поиграть и попробовать рассортировать мусор по контейнерам-коробкам.  

Четвертый контейнер предназначен для металла. Вот мы и нашли наш клад. Посмотрите, что это. Мусорные банки? Вот это да… Но не беда, я предлагаю вам их облагородить и сделать из них полезные вещи.

Мастер-класс «Поделка из мусорной банки».

 

Рефлексия Облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Благодарим вас за активное участие!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"

Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...

Мастер класс к конкурсу Педагог года на тему "Напольное полотно"

Делюсь своим мастер классом к конкурсу, имеющим краткое выступление на 10 мин....