Консультация для педагогов «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
консультация
Актуальность:
В современном мире патриотическое воспитание детей выступает вперед, как одно из самых важных направлений в образовании будущих граждан России. Кроме того, реальность нашего времени такова, что молодежь очень мало знает о своем родном городе, стране, народных традициях, часто равнодушны к близким, не умеют сопереживать, не готовы к состраданию. А становясь родителями, молодые люди не могут научить своих детей тому, чего и сами не знают и не умеют.
Именно поэтому дошкольное учреждение становится чуть ли не единственным источником для формирования у детей нравственно-патриотических качеств с самого раннего возраста. Ведь любовь к своей семье, дому, детскому саду формируется с раннего возраста. А в старшем дошкольном возрасте на основе этих чувств зарождается любовь к родному городу, краю, стране, формируется осознание принадлежности к своему народу, ребенок начинает ощущать свою причастность к традициям, государству.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в ДОУ планомерно, системно, целенаправленно и представляет собой целый комплекс мероприятий, позволяющих формировать в сознании ребенка не только духовно-нравственные качества, но и любовь и уважение к стране в целом, воспитывать толерантность, уважение и бережное отношение ко всему живому на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация работы
по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников в ДОУ»
Актуальность:
В современном мире патриотическое воспитание детей выступает вперед, как одно из самых важных направлений в образовании будущих граждан России. Кроме того, реальность нашего времени такова, что молодежь очень мало знает о своем родном городе, стране, народных традициях, часто равнодушны к близким, не умеют сопереживать, не готовы к состраданию. А становясь родителями, молодые люди не могут научить своих детей тому, чего и сами не знают и не умеют.
Именно поэтому дошкольное учреждение становится чуть ли не единственным источником для формирования у детей нравственно-патриотических качеств с самого раннего возраста. Ведь любовь к своей семье, дому, детскому саду формируется с раннего возраста. А в старшем дошкольном возрасте на основе этих чувств зарождается любовь к родному городу, краю, стране, формируется осознание принадлежности к своему народу, ребенок начинает ощущать свою причастность к традициям, государству.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в ДОУ планомерно, системно, целенаправленно и представляет собой целый комплекс мероприятий, позволяющих формировать в сознании ребенка не только духовно-нравственные качества, но и любовь и уважение к стране в целом, воспитывать толерантность, уважение и бережное отношение ко всему живому на Земле.
Цель:
Главная цель в патриотическом воспитании в ДОУ является закладывание основ для становления гражданином с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, умеющим взаимодействовать с людьми для сохранения и приумножения достижений народа родной страны.
Задачи:
- воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитать уважение к труду;
- развить интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- знакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Эти задачи решаются в различных видах детской деятельности: и в организованной образовательной деятельности, и в играх, и в бытовых ситуациях, что позволяет не только формировать у малыша патриотические чувства, но учит его взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Принципы:
Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:
- принцип региональности;
- принцип непрерывности;
- принцип доступности;
- принцип научности;
- принцип целостности;
- принцип системности;
- принцип преемственности;
- принцип культуросообразности;
- принцип стимулирования детской деятельности.
Особенности работы в соответствии с возрастом детей:
Нравственно-патриотическое воспитание – очень долгий и трудный процесс. Работа в этом направлении разбита на блоки: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Моя улица, двор», «Мой город», «Родной край», Родная страна», «Культура моего народа». Эти темы прорабатываются в каждом возрасте, но с каждым годом представления детей углубляются и расширяются. В каждой возрастной группе есть свои особенности:
Младшая группа.
В младшей группе основная работа включает в себя ознакомление детей с ближайшим окружением.
Малыши знакомятся с понятием «семья», взаимоотношениями её членов (бабушки, дедушки, мама, папа, братья, сестры и т.д.);
с детским садом, правилами поведения в детском саду и других общественных местах, у ребят формируются доброжелательные отношения со взрослыми, работающими в саду, и со сверстниками;
Темы «Мой город», «Родной край» и «Родная страна» только затрагиваются. Ребята узнают название своего города, некоторые общественные места (магазин, парк, церковь и т.д.), некоторых животных и растения, характерных для региона, и флаг России.
Средняя группа.
В этом возрасте работа по темам «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад» углубляется, и расширяются представления детей о городе, крае, стране, культуре и обычаях своего народа.
Старшая и подготовительная к школе группы.
В этом возрасте основными направлениями работы становятся темы «Родная страна», «Родной край», «Культура».
РППС:
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из важных средств реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию.
Формы работы:
· Основной формой работы по нравственно-патриотическому воспитанию является организованная образовательная деятельность;
· Игровая деятельность (например, сюжетно-ролевые игры «Магазин сувениров», «Путешествие по Енисею» и т.д.);
· Праздники и развлечения;
· Создание мини-музеев (например, «Русская изба» ит.д.);
· Работа с родителями (семейные экскурсии, фотовыставки, праздники, совместные проекты и т.д.).
Методы работы:
· Беседы, рассказы, объяснения;
· Чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, поговорок;
· Прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен;
· Просмотр фильмов, презентаций, репродукций картин, иллюстраций;
· Продуктивная деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация и т.д.);
· Наблюдения (за прохожими, за трудом взрослых, за изменениями в облике города и т.д.);
· Привлечение к посильному общественно-полезному труду (участие в акциях, уборка на участке и т.д.);
· Целевые экскурсии (по территории детского сада, по микрорайону, в школу, библиотеку, музей, театр);
· Виртуальные экскурсии по стране;
· Поощрение (за инициативу, добросовестное выполнение поручений, хорошее поведение, бережное отношение к игрушкам и т.д.);
· Личный пример воспитателя (взгляды, мировоззрение, активная жизненная позиция и т.д.);
· Метод детского проектирования («Мой город», «Моя страна» и т.д.).
Рекомендации для педагогов и родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
6. Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
7. Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
8. Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
Рекомендации по организации патриотических уголков...
Консультация для педагогов "Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ"
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...
Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...
Методическая разработка. Консультация для педагогов "Организация работы в учреждении по воспитанию валеологической культуры ребенка"
Консультация для педагогов ДОУ...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Консультация для педагогов «Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»...