консультация для воспитателей "Развитие социального и эмоционального интелекта"
консультация
Данная консультация разработана для воспитателей. Ее можно использовать в младших, средних и старших группах. Разработаны игры по возрасту, которые можно предложить детям .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» Тверская область, г. Осташков
Консультация для воспитателей
«Развитие социального и эмоционального интеллекта».
Воспитатель высшей категории:
Новикова Ольга Александровна
г. Осташков, 2023г.
ОО «Социально-коммуникативная»
«Развитие социального и эмоционального интеллекта».
Младший дошкольный возраст.
Основная задача состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, постоянно накапливал опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Задачи социально-нравственного развития ребенка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности, в непосредственно организованной образовательной деятельности и в свободном общении.
Живой и постоянный пример воспитателя, его искреннее участие в детских делах и проблемах – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития дошкольников и установления доброжелательных отношений их со сверстниками и взрослыми.
Наши методы:
- Практические – воспитатель не только планирует организацию развивающих ситуаций, обогащающих опыт детей, но и активно использует естественные жизненные обстоятельства в целях социально-эмоционального воспитания.
К примеру, вы вышли зимой с детьми на прогулку и видите, что дорожка скользкая. Вы обращаете на это внимание детей: здесь могут упасть дети, а также мамы и папы, когда придут забирать своих малышей!
Возникает вопрос: можем ли мы что-нибудь сделать?
Если малыши не находят решения, вы предлагаете: - «Давайте посыпем дорожку песком, тогда никто не упадет». Дружно посыпаете дорожку песком. Все вместе проверяете, скользко или не скользко теперь на дорожке. Обсуждаете с детьми, что скажут мамы и папы, когда увидят, что скользкие
дорожки посыпаны песком. Затем обобщаете детские высказывания и делаете заключение: мамы и папы скажут: - «Какие у нас растут замечательные дети! Они заботятся о нас!»
Такой наглядный пример воспитателя и организация совместных действий помогают накоплению у детей положительного опыта социальных отношений.
- Подражание – важнейший механизм формирования социального поведения.
Поэтому, в общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений.
Например, воспитатель предлагает ребенку: - «Давай вместе сложим эти кубики в коробки. Твои кубики вот такие – желтые. Они будут цыплятками, а ты – курочкой. Позови цыпляток в свой домик: «Ко – ко - ко! Все сюда!»»
Ребенок повторяет слова воспитателя и с удовольствием созывает «цыпляток в домик». Воспитатель продолжает: - «А я своих деток в другой домик приглашу», складывает синие кубики и наблюдает за ребенком.
Действуя в русле игровой ситуации, воспитатель направляет действия малыша: - «Посмотри, не все твои цыплятки попали в домик. Я слышу, они пищат: «Пи – пи – пи! Где наш домик? Мы потерялись!»» Услышав слова воспитателя, ребенок начинает внимательно рассматривать оставшиеся кубики, находит своих «цыплят» и отправляет их в коробку. Воспитатель с видимым интересом заглядывает в его коробку: - «Все цыплятки собрались в домике. Но посмотри, им не очень удобно! Некоторые сбились в кучу, залезли друг на друга! Помоги им! Пусть всем будет так же свободно, как вот этим цыпляткам»(показывает на ту часть коробки, где кубики лежат аккуратно). Ребенок спешит на помощь своим цыпляткам и старательно раскладывает желтые кубики.
Воспитатель с улыбкой хвалит ребенка: - «вот какая у нас мама-курочка заботливая, всех своих деток в домик пригласила и всех удобно разместила. Молодец! А теперь посмотри-ка в мой домик, как мои детки расположились. Удобно ли им?» Ребенок проверяет работу воспитателя. Он показывает, какие кубики лежат неправильно, и исправляет ошибки. После этого воспитатель говорит: - «как хорошо мы с тобой поработали! Всем нашим деткам удобно в своих домиках. Вот какие мы с тобой молодцы!»
Доброжелательное отношение и поддержка педагога формируют уверенность ребенка и желание дальнейшего сотрудничества.
В каждом случае такого поведения воспитатель должен доброжелательно и настойчиво разъяснить малышу недопустимость таких проявлений по отношению к детям и показать образец правильного, приветливого обращения к сверстнику.
Например: «Саша, зачем ты толкнул Олечку? Так делать нельзя. Посмотри, Оля ножку ушибла, ей больно! Да, Олечка?(Обращается к Оле и обнимает ее). Я поглажу тебе ножку, чтобы она не болела. Возьми Олю за ручку и скажи: «Прости меня, Оля, я так больше не буду». (Мальчик повторяет). Мы простим его, да, Олечка? Саша больше не будет толкать детей. Он будет ходить спокойно, а если надо пройти, скажет: «Пропусти меня, пожалуйста!» И все будет хорошо. Да, Саша? (Саша утвердительно кивает головой). Вот и хорошо. А теперь пойдемте со мной, я вам хочу показать что-то интересное».
Разбирая детские конфликты, нужно быть очень внимательным и чутким.
Например: Наташа, укутав куколку в одеяльце, с удовольствием качает ее, что-то приговаривает. К ней подходит Света, она хочет, чтобы Наташа отдала ей куклу. Наташа отказывается. Назревает ссора. Воспитатель, увидев, что Наташа не отдает куклу Свете, подходит и говорит: - «Наташа, а ты уже поиграла с куклой, теперь отдай ее Свете, она тоже хочет поиграть. Ведь ты добрая девочка!» Наташа с большой неохотой отдает куклу и отходит в сторону. Через некоторое время она подходит к воспитателю и спрашивает: - «Когда моя мама придет? Я хочу домой!»
Казалось бы, на первый взгляд, воспитатель справедливо разрешил конфликт, он опирался на лучшие чувства , похвалил действия Наташи. Но фактически воспитатель допустил досадную ошибку: он не увидел, как сосредоточена Наташа на игре, какое удовольствие доставляет ей роль матери и общение с куклой. Задача воспитателя в данной ситуации состояла в том, чтобы сохранить самостоятельную игру девочки и предложить Светлане игру с другой куклой или игрушкой.
Например: - «Посмотри, Светлана, как хорошо играет с куклой Наташа. Она – мама и сейчас будет укладывать свою дочку спать. Пусть ее дочка спокойно спит, а мы с тобой не будем им мешать. Хорошо? Посмотри, Светочка, какой грустный сидит медвежонок, он тоже хочет, чтобы его завернули в одеяльце, дали ему сосочку, поносили на ручках. Давай подойдем к нему. Посмотри, как сразу у него глазки засияли, когда он тебя увидел. Слышишь, он говорит: «Возьми меня, Светочка, я так хочу, чтобы ты стала моей мамой». Света берет мишутку на руки, смотрит на него с интересом. Воспитатель продолжает: - «Вот туту лежат одеяльца. Выбери для мишки любое, ему будет тепло. А вон и колясочка стоит, можно его покатать». Девочка улыбается и начинает играть с мишкой.
Каждый раз при столкновении детских интересов воспитатель поддерживает позицию ребенка, сосредоточенного на своей деятельности, а ребенка, пытающегося разрушить чужое игровое пространство, должен либо отвлечь новой игрой, либо включить в совместную с воспитателем деятельность, либо подключить к игре, если другой ребенок согласен и это не нарушает его замыслов.
Неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только сотрудничая с родителями дошкольников, можно добиться хороших воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия между педагогами и родителями, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-эмоционального развития.
Игра «Кто быстрее себя найдет?»
Цель – развивать представление о себе, об особенностях своего внешнего вида; способствовать созданию положительного образа «Я».
Ход игры: За столом сидят 2-3 ребенка. Воспитатель кладет перед ними вперемешку несколько фотографий. Задача детей – быстрее других найти свою фотографию и показать ее всем. Остальные дети решают, правильно ли выбрана фотография. Обсуждая выбранное фото, воспитатель вместе с детьми отмечает особенности внешнего вида ребенка ( цвет глаз, волос, одежду), дает положительную оценку внешности ребенка.
Практическая ситуация помощи «Кубики рассыпались».
Цели: развивать у детей интерес к действиям воспитателя, желание активно помогать взрослому; воспитывать уверенность детей в своих силах.
Описание. Воспитатель специально рассыпает кубики, которые несет на подносе. Говорит с огорчением: - «Ах! Я поскользнулась! Ой, все кубики рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Лиды нет!» Начинает собирать кубики, приговаривая: - «Кто мне поможет?» Дети подходят, начинают помогать. Воспитатель поощряет их: - «Вот какие быстрые, какие ловкие! Кубики хотели от меня убежать, а мои дети не позволили. Саша сразу два кубика принес, Ниночка – один, а Никита нашел самый дальний кубик; он спрятался от нас за шкаф, но Никита его сразу нашел. У наших детей глазки зоркие, руки ловкие, вот как хорошо они мне помогли. Все-все кубики сложили. Спасибо. Вы хорошие помощники!»
Не все дети включаются в такую ситуацию, некоторые просто наблюдают. Воспитатель не торопит их. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь взрослому.
Средний дошкольный возраст.
Задачи социально-эмоционального воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста:
1.Воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям; развивать понимание необходимости заботы и сочувствия к сверстнику, к родителям и членам семьи.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость: способность понимать ярко выраженное эмоциональное состояние, видеть его проявление в мимике, жестах, интонации; по примеру воспитателя и самостоятельно правильно реагировать на эмоциональное состояние близких людей, сверстников.
3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание по побуждению или показу старших, а также самостоятельно выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить, обращаться ко взрослым на «Вы», у воспитателю – по имени и отчеству, быть вежливым в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции, стремиться к совместным играм и взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.
4. Развивать в детях положительную самооценку, уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, воспитателю, желание осваивать новые знания и действия.
5. Обогащать представления о людях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных различий, о профессиях и действиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
Основными методами являются:
- разнообразное общение с детьми;
- организация развивающих практических и игровых ситуаций;
- показ инсценировок с игрушками;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- образные игры-имитации;
- театрализованная и продуктивная деятельность.
Воспитатель всегда использует все возможности для обогащения нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка.
Ситуация «Радостная встреча».
Цель – развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.
Развитие ситуации. Воспитатель приветствует детей: «Как мы давно не виделись! Вы так подросли за лето! Так изменились, просто не узнать! Посмотрите, к нам в группу пришли новые дети, знакомьтесь: это Оля, а это Никита и Коля. Они наши новые друзья.
У нас в группе все дети любят дружить и помогать друг другу. Давайте сейчас вместе построим «круг друзей». Каждый будет называть свое имя и протягивать руку соседу, а он возьмет эту руку, назовет свое имя, протянет руку следующему, и он тоже назовет себя. Вот так (показывает). Давай, Саша, веселей, начинай строить «круг друзей»(дети быстро строят общий круг). Вот мы и вспомнили имена друг друга, познакомились с нашими новыми ребятами, построили такой красивый «круг друзей». Давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Вместе будет веселей, выбирай себе друзей. Вместе любим мы играть, заниматься, рисовать. Детский сад –
наш добрый дом! Хорошо нам будет в нем!» (дети дружно повторяют и улыбаются друг другу).
А теперь давайте сомкнем наш круг близко-близко (дети окружают воспитателя, и он с улыбкой пытается всех обнять).
А теперь снова быстро сделаем большой-пребольшой круг. Вот как нас много и как хорошо нам всем вместе!»
На этой доброй ноте можно закончить, но если воспитатель видит, что дети не хотят расходиться, он может провести какую-нибудь мало-подвижную игру.
Игра «Розыск».
Цели – развивать представления о характерных особенностях внешности сверстников. Быть внимательными друг к другу, находить сверстника по описанию.
Ход игры. Воспитатель «делает» объявление по радио или телевидению, например: «Потерялась девочка с голубыми глазами, светлыми волосами, в желтом платье». Ориентируясь на указанные признаки, дети находят сверстника.
Старший дошкольный возраст.
На ступени старшего дошкольного возраста открываются новые возможности социально-нравственного развития детей.
Задачи:
1.Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
4. Развитие начальной социальной активности дошкольников: желания на правах старших в детском саду заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, уборке участка, подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).
5. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально одобряемым нормам поведения, осознания роста своих возможностей и стремления к новым достижениям.
6. Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, социальных ролях, нормах и правилах общения взрослых и детей, воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей.
Условием успешного развития дошкольника является разнообразное, содержательное общение со взрослыми и сверстниками.
Воспитателю необходимо обращать особое внимание на коммуникативную активность детей.
Хорошей традицией старшей группы может стать время доверительного общения, задушевных бесед воспитателя с детьми на волнующие темы.
В старшей группе педагог использует методы воспитания, направленные на формирование у детей опыта поведения и взаимоотношений (разнообразные игры, совместная продуктивная, художественная и театральная деятельность, упражнение в культурных формах поведения и общения);
методы обогащения социально-нравственных представлений и оценок детей (этические беседы, показ инсценировок с игрушками, видеоматериалов, чтение и обсуждение литературных произведений).
Организуемые педагогом ситуации носят проблемный характер. Ситуации включаются воспитателем в содержание непосредственно организованной образовательной деятельности и в самостоятельную свободную деятельность детей.
Игра «Волшебные очки».
Цель – уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.
Содержание игры. Дети сидят в кругу, воспитатель объявляет, что у него есть «волшебные» очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке. Для примера воспитатель, надев «волшебные» очки, смотрит на няню и подчеркивает ее достоинства: «Она трудолюбивая, добрая, симпатичная». Потом, подойдя к кому-нибудь из детей, называет его положительные черты. Затем воспитатель говорит детям: «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом». Дети по очереди надевают «волшебные» очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, воспитатель помогает ему.
Игра «Комплименты».
Цель – развивать умение входить в контакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.
Содержание игры. Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить.
Например: «У тебя сегодня красивое платье», «С тобой так хорошо играть», «У тебя доброе сердце» и т.п. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем говорит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Эмоциональный интелект- как понятие"
в этой статье есть краткое описание самого понятия эмоционального интелекта.А также некоторые разделы этой области(восприятие и выражение эмоций, понимание своих и чужих эмоций, управление эмоци...

Развитие эмоционального интелекта
В брошюре представлена информация о том, что такое эмоциональный интелект и какими способами можноего его равивать...

Картотека игр на развитие эмоционального интелекта дошкольников
Картотека игр на развитие эмоционального интелекта дошкольников направлена на понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне....

Консультация для педагогов Социальное и эмоциональное развитие детей.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...
консультация эмоциональный интелект детей 4-5 лет
Эмоциональный интелект детей 4-5 лет...

"Развитие эмоционального интелекта у детей"
В статье рассказывается об основных направлениях развития интелекта. Предложены игры на развитие интелекта....