«Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников»
статья

Сазонова Ольга Борисовна

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Аннотация

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Введение

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. 

Данная проблема актуальна и для нашего дошкольного учреждения. Духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением работы нашего ДОУ и входит в вариативную часть образовательной программы.  

Цель: Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка. 

Содержанием духовно-нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.

Основная часть

Первейшая задача, которая стоит передо мной, как воспитателем,   заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:

1. Духовно-образовательное направление (ООД, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в традиционных православных праздниках «Пасха», «Рождество», участие в ежегодных городских конкурсах детского творчества «Рождественская свеча», «Пасху празднуем семьей», «Осенние краски Покрова» и т.д.)

4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод использую во время:

- чтения произведений устного народного творчества;

- наблюдений;

- показа сказок и других произведений вместе с детьми;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

- рассказа или беседы;

- чтения произведений;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод, который я использую, когда необходимо:
- организовать вечера с родителями;

- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- изготовить поделки на выставки;

- организовать постановку сказок;

- провести экскурсии различной направленности;

- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Одной из важных задач по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В работу с родителями входит:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий в рамках школы искусств «Интеллект»;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей),

 -визиты домой;

-экскурсии;  
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества «Мамины глаза», «Папа может!», «Родина моя», «Котовск-частичка России» и т.д.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Список используемой литературы:

1. Абраменкова В. В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира.,- М..1999

2. Алексеева, А. О православном дошкольном воспитании в России / А. Алексеева // Дошкольное воспитание. 2004. - № 1. - С. 4-12

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / М.И. Богомолова / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. - 231 с.

4. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть III. Семья в русской литературе XIX в. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и...

Конспект родительского собрания «Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей».

показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

«Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и...