Методы и формы реализации экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_realizatsii_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы реализации экологического воспитания
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические. В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.
Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе)[17].
Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор.
На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды.
Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А.Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Использование моделей начинается уже с младшей группы. Но в этом возрасте используются только предметные модели, так как предмет легко узнаваем.
В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей – и меняются модели: появляются предметно-схематические и схематические модели.
Таким образом, реализация программы формирования у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно-образовательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.
Формы экологического воспитания: 1.1 Занятия. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Формы и методы экологического воспитаниядетей дошкольного возраста...
Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...
Формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое вoспитание способствует формирoванию духовных и нравственных ценностей. Так же онo способствует развитию наблюдательности и практического oпыта по ухoду за растениями и живoтными; ...
Метод моделирования – как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому во...
«Современные формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является...