Проект во второй младшей группе на тему: «Ай да ложка, ложечка»
проект
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного речевого развития воспитанников № 26 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
Проект во второй младшей группе на тему: «Ай да ложка, ложечка»
Воспитатель: Каткова
Сакинат Мустапаевна.
2021г.
«Ай да ложка, ложечка!»
Актуальность:
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время.
Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают. Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром строиться на выработке у детей навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Мы педагоги помогаем ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у ребенка бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», « Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.
Постановка проблемы:
Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды, встал вопрос об их назначении, отличительных признаках, так, например ложки.
Почему именно ложка?
Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций. Про нее можно говорить много, потому что у ложки есть история, ложка – семейная реликвия, ложка- сувенир, музыкант, сказка…
Данный проект позволяет выйти из имеющейся примитивной информации и расширить представление о ложке, как о многофункциональном предмете, связанном с историей и культурой нашей страны.
Цель и задачи:
Цель: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.
Задачи:
Образовательные:
-обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды;
-в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса).
Развивающие:
- помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая);
-совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку;
- развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, умение действовать в коллективе под руководством взрослого (воспитатель, музыкальный руководитель).
-воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории; умение видеть прекрасное в окружающем мире.
- организовать совместную деятельность родителей с детьми.
Ожидаемые результаты:
-дети узнают о применении деревянных ложек в качестве шумового ударного инструмента;
- расширят собственный опыт на материале народной культуры, используя народный фольклор (песни, игры, заклички), а также путем участия в исполнении сказки;
- сформируется интерес к искусству, к народному и музыкальному творчеству;
- повысится активность родителей в жизни группы.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: среднесрочный.
Возраст детей: 3-4 года.
Участники проекта: педагоги, дети и родители второй младшей группы.
Подготовительный этап:
1.Подбор художественной литературы для чтения.
2.Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
3.Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
4.Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.
5.Разработка конспектов НОД.
6.Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
7.Составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.
8.Подбор экспонатов для мини-музея «Ложкин дом», оформление экспозиции.
Основной (практический):
1.Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка», «Три медведя».
2.Дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению), «Четвертый лишний».
Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».
3.Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Принимайся за обед», «Напоем куклу чаем».
4.Игры-забавы: «Пронеси – не урони!», «Передай ложку другу».
5.Разучивание лого ритмических упражнений «Ложкари».
6.Подготовка танца по песне Железновой «Ложки деревенские».
Непосредственно образовательная деятельность:
1.Лепка: «Ложка для Сороки-Белобоки».
2.Рисование: «В гостях у деревянной ложки».
3.Рисование «Ложки для мишки».
4.Аппликация: «Путешествие в прошлое ложки».
5.Познавательное развитие «Появление деревянной ложки».
6. Познавательное развитие (экспериментирование) на тему: «Из чего сделана ложка?»
7.Итоговое занятие «Путешествие в прошлое ложки» с участием родителей, презентация модуля.
Вывод:
В результате проделанной работы дети научились узнавать и называть предметы посуды, и ее назначение; познакомились с историей появления ложки, с процессом ее преобразования человеком; видеть её отличительные признаки, дети могут дать элементарную оценку по внешним признакам, они проявляют желание украшать силуэты посуды по средствам изобразительной деятельности.
Используемая литература:
1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
4. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», М.: АРКТИ, 2002.
5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.
6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.
Приложение №1.
Конспект НОД по лепке.
Тема «Ложка для Сороки-Белобоки»
Цель:
-вызвать у детей интерес к лепке; - знакомить детей с народным творчеством;
-формировать умение раскатывать колбаски из пластилина между ладошками;
-доставить детям радость от создания своих композиций, по мотивам народных потешек.
Материал: пластилин желтого цвета, хохломская ложка, образец, яркие черпачки из картона, игрушка сорока.
Предварительная работа:
-чтение русских народных потешек, песенок
-рассматривание иллюстраций к потешкам
-знакомство с птичкой- игрушкой, сорокой - белобокой, прослушивание пения птиц
-рассматривание хохломских ложек.
Ход НОД
Слышится пение птиц и стрекотание сороки
- Ой ребята, что это? (пауза)
-Кто это, так кричит? (птичка, птички)
- И правда, птичка!
Показывает птичку- сороку.
-Что это за птичка? (сорока - белобока) .
-Правильно, сорока - белобока.
Сорока - белобока,
Где была?
Далеко!
По полю летала,
Зерна собирала,
Печку топила,
Кашу варила,
Деток кормила!
-А какой кашей?
-Кашей из гречки.
-Мы тоже умеем кашу варить. Приготовили ручки.
-Каша из гречки, где варилась?
-В печке! Из печки достали, ложкой помешали.
-Вот какая каша вкусная.
-Посмотрите ребята, наша сорока - белобока какую красивую ложку принесла. Непростую, точеную с ручкой золоченой. Посмотрите (к каждому индивидуально) ложка хохломская.
-Ой ребята, сорока - белобока плачет, говорит у нее только одна эта ложка и осталась, а как же детки без ложек.
-Ребята давайте поможем сороке, вылепим ложки из пластилина.
-Не плачь сорока, пожалейте, погладьте сороку.
Мы с вами сейчас сядем за стол и будем лепить.
-Чтобы вылепить красивую ложку, нужно расправить ладошки, вот так (показ, взять пластилин, положить его на ладошку, другой ладошкой прикрыть (имитирует движение, раскатывает, и раскатать палочки.
-Покажите мне, как вы будете раскатывать.
-А сейчас я раздам пластилин, и мы будем работать (раздает пластилин).
-Какого цвета пластилин?
-Правильно желтого!
Воспитатель показывает, как раскатывать, выполняет вместе с детьми. Затем после окончания работы, вместе с детьми вставляет красочный черпачок, получается ложка.
Сорока хвалит детей. Дети складывают ложки на поднос, вокруг расписной чашки.
-Молодцы ребята! А сейчас сорока нас приглашает поиграть.
Игра "Сороки"
Дети изображают сорок. Они стоят стайками и подражают всем движениям воспитателя, который говорит:
-Вот под ёлочкой зеленой
Скачут весело сороки - тр- тр- тр-
(Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями)
-Целый день они кричали
Спать ребяткам не давали -тр- тр- тр-
Только к ночи умолкают,
Спят сороки, отдыхают -тр-тр-тр-
(Дети садятся, ручки под щечки) .
Воспитатель хвалит детей, говорит о том, что они хорошо играли, лепили ложки, помогали сороке.
Теперь у сороки много красивых ложек для своих детишек.
Конспект НОД по рисованию
на тему: «В гостях у деревянной ложки».
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей об истории и народных традициях;
-познакомить с историей ложки;
-нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук и творческое воображение.
Воспитательные:
-воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
Материалы и оборудование: ложки деревянные под хохлому, изба, пиала с вареньем, баночки, ватные палочки, салфетки, тарелочки, скатерти, краски, готовые заготовки ложек из картона, ложки разных видов.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Ход деятельности
I этап. Введение в тему.
Воспитатель: здравствуйте, дорогие друзья. Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!
Дети: А как?
Воспитатель: ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не можем есть без них варенье.
Воспитатель: оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда, я приглашаю вас отправиться в путешествие «В историю ложки». Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
II этап. Создание положительной мотивации.
Воспитатель: как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси?
Дети: деревянными.
Воспитатель: на Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу. Как вы думаете, из чего делали ложки?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой.
Воспитатель: посмотрите, какие ложки у меня есть?
Дети: деревянные и железные.
Воспитатель: иди Варя выбери ложку, которая тебе понравилась.
Воспитатель: почему ты выбрал именно эту ложку?
Дети: она красивая раскрашенная.
Воспитатель: как ты думаешь, из чего она сделана?
Дети: из дерева.
Воспитатель: что можно делать большой ложкой?
Дети: суп, борщ наливать.
Воспитатель: а для чего нужна нам маленькая ложечка?
Дети: пить чай, есть варенье
Воспитатель: а это половник им наливают из кастрюли в тарелку.
Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать мастерами и расписать ложки.
Воспитатель: я приготовила вам образцы ложек.
Воспитатель: подойдите и выберите себе ложку, ту которую вы будете расписывать
Воспитатель: посмотрите, а они красивые?
Дети: нет.
Воспитатель: как сделать, чтобы они стали яркими, цветным?
Дети: раскрасить.
Воспитатель: а чем можно раскрасить? (красками, карандашами, гуашью, мелками, ручками, фломастерами, пластилином).
Воспитатель: я предлагаю вам сегодня необычное рисование
Воспитатель: посмотрите, что у меня в руках
Дети: ватные палочки.
Воспитатель: Ребята, а для чего она нужна?
Воспитатель: посмотрите, вот как я раскрасила. А вы раскрасьте, как захотите.
Дети: расписывают вырезанные из картона ложки.
III этап. Итог
Воспитатель: какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос).
Воспитатель: ребята, что нового мы сегодня узнали?
Дети: что у ложечки есть история, что ложки разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов).
Воспитатель: есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана? Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах). Если вам понравилось наше путешествие похлопайте, а если было грустно потопайте. Спасибо!
Конспект занятия нетрадиционного рисования
на тему: «Украсим ложки для Мишки».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Украсим ложки».
Задачи:
• создать условия для проявления творческих способностей детей.
• создать условия для совершенствования умения рисовать пальцем, стараясь равномерно расположить рисунок по «ложке»
• создать условия для развития мелкой моторики.
• создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• создать условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей;
Детская цель: украсить ложку для Мишки.
Организация детских видов деятельности:
1. общение ребенка с взрослым;
2. общение ребенка со сверстниками;
3. практическая деятельность.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Приглашение, игрушечный Мишка.
Раздаточный материал: желтые бумажные шаблоны ложек, гуашевые краски, салфетки для рук, вода, конфеты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Стук в дверь. Приносят приглашение.
- Ребята, посмотрите, что нам принесли.
— Это приглашение от Мишки. Он пригласил нас на чаепитие. Вы хотите в гости? Тогда мы отправляемся в гости к Мише.
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуй Мишка! Какой ты сегодня нарядный, но грустный?
- Сегодня я пригласил своих друзей к себе на чаепитие, но у меня нет красивых ложек. Мне нужно украсить мои ложечки, чтобы они стали яркими и красивыми. (показывает шаблоны ложек желтого цвета). Но один я не справлюсь.
- Ребята, а что мы можем сделать?
- Какая помощь нужна Мише?
- У нас есть ложки, краски, но нет кисточек.
- Как мы сможем украсить ложки?
- А пальчиком мы сможем украсить ложки?
- Ребята, вы согласны?
Перед началом работы немного разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать. Хлопают в ладоши
2. Основной момент.
- Каким пальчиком мы рисуем? (дети показывают указательный палец).
- Правильно. А где в это время все остальные пальчики находятся? (в кулачке).
- Чтобы ложка не скользила по столу, что нужно сделать? (держать её ладошкой левой руки).
- Ребята, посмотрите, у меня в руках ложка. Сейчас я покажу вам, как мы с вами будем ее украшать. Сначала макнем пальчик в красную краску и нарисуем точки. Вот так. Вытираем пальчик салфеткой. Затем зеленой краской нарисуем лепестки. Вот так. (Показываю, как рисовать.)
Напоминаю детям, если им нужна краска другого цвета, то перед тем, как пользоваться другой краской, нужно вытереть пальчик салфеткой.
- А теперь попробуйте сами украсить ложки для Мишки.
Приступаем к работе! Сейчас вы сами попробуете нарисовать свой узор на ложке.
Непринужденно беседую с детьми о том, каким цветом они украшают ложку, каким узором.
Спрашиваю у детей, для кого мы украшаем ложки?
- Молодцы ребята! Какие у вас яркие, красивые ложки получились.
- Спасибо ребята вам большое. На каждой ложке свой рисунок. Мне они очень нравятся.
3. Заключительная часть.
- Ложки наши готовы!
- Ребята, кому мы сегодня помогали?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Как мы украшали ложки?
- Вы большие молодцы!
Мишка угощает детей конфетами, пьют чай и ещё раз благодарит детей.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему «Путешествие в прошлое ложки».
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (аппликация), «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цель: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем ложки; познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при игре на ложках и пении; проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; интересуется детской изобразительной деятельностью (аппликация ложки); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: мультимедиа; деревянные ложки (пара на каждого ребёнка); детали для аппликации, ложка.
Ход занятия:
Введение игрового момента.
Входит в зал под р.н.м. бабушка.
- Посмотрите, сколько света и улыбок у гостей!
Это – добрая примета – в дом я скоро жду детей.
(Дети входят в зал под р.н.м.)
Бабушка: Проходите, не стесняйтесь,
И у печки все располагайтесь.
У меня здесь так нарядно, у меня изба опрятна.
Посмотрите, стол накрыт, самовар уже кипит.
Чугунок стоит на печке, в самом тёпленьком местечке.
Каша уж поспела в нём, будет сытно за столом.
Долго я внучков ждала, угощайтесь – ка, друзья!
Каши много на столе хватит тут тебе и мне.
- Угощайтесь, не стесняйтесь. Почему вы не едите?
Ответ детей: Ложки нет. А чем есть?
Бабушка: (растеренно, смотрит по сторонам) Как ложек нет?
- Догадываюсь, кто у меня тут похозяйничал. Забыла я его вчера задобрить корочкой хлеба, вот он и пошутил надо мной.
- А вы, догадываетесь о ком я, говорю?
Ответ детей: Домовой.
Бабушка: А давайте мы его позовём? Но вначале нам надо его задобрить (отрезаю корочку хлеба и кладу за печку). Нужно произнести волшебные слова:
«Покажись нам домовой, познакомимся с тобой»
Дети: дети повторяют слова хором.
Звучит музыка.
Слышится шум, из-за печки появляется домовой.
Домовой:
Я – Домовой, живу за печкой,
В ночь выхожу я на крылечко,
Днём я мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!
- А вы кто такие? Нам показываться не положено (прячется за веник). Вы меня не видели, я вас тоже не видел.
Бабушка: Это мы, тебя позвали, чтобы угостить.
Домовой: Угощенье я люблю (подходит к столу). Ну, давайте ложку.
Бабушка: А ложек то и нет. Не ты ли над нами пошутил и ложки спрятал.
Домовой: (задумчиво уходит за печку, вытаскивает сундук). Теребит вещи.
Не находит ложку. ( Ворчит. Приходит идея).
- А вы знаете, что не всегда человек ел ложкой. Хотите, я вам расскажу про это.
- А рассказать мне поможет волшебное зеркало.
Рассказ домового. Презентация «История ложки».
Домовой: А вот послушайте, что я вам расскажу.
Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватился за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, и пальцы не жжёт. С тех пор люди стали пользоваться палочками. Время шло. Люди уже научились варить суп. Но палочкой суп не поешь.
Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.
Деревянные чурбаки разбивали топором на мелкие чурки, которые в народе назывались «баклушами». Потом ножом вырезалась ложка.
Посмотрите, как раньше выглядела ложка. Потом стали ложку украшать резьбой и росписью. Ложки расписывались сказочными цветами и травами. Деревянные ложки — это традиционный русский сувенир.
Бабушка: закрепляем рассказ.
Домовой: - В старину люди носили ложку при себе за поясом, или голенищей сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Народ про ложку придумал пословицы и поговорки.
-Дорога ложка к обеду.
- Ложка дегтя, бочку меда испортит.
- Был бы обед, а ложка найдется.
Бабушка: - Кузя, а ты знал, что ложками не только едят, но еще и музыку играют?
- А как называют тех людей, кто играет на ложках? (ложкари)
Ложки разные бывают
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой
Сразу в пляс пойдем с тобой.
«Игра на ложках».
Домовой: - Вы так меня развеселили, что я верну вам ваши ложки (выносит из-за печки шкатулку с ложками).
Бабушка: - Друзья, про ложки говорить можно, очень много!
Беседа – разговор.
- Из чего сделаны ложки? (дерево, металла, пластмасса)
- Все ли ложки одинаковые по размеру?
- Эти ложки называются…(чайные, столовые, раздаточные).
-Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки?
Например, с помощью обычной неокрашенной ложки можно сделать любую куколку. Такие ложки, живут у нас в шкатулке «Ложкина сказка».
Мы возьмем простую ложку
И потрудимся немножко.
Нарисуем и наклеем,
Ложку нашу нарядим.
Каждый может удивить
Нас куколкой веселой!
Инсценирование отрывка русской народной сказки «Колобок».
Домовой: - Какие вы ребята, молодцы! Много знаете и умеете, (грустно) у вас такие разные ложки есть.
Бабушка: Ребята, а что мы можем подарить домовому на память о сегодняшней встрече? Давайте все вместе подумаем (направляет мысли детей).
Ответ детей.
Бабушка: правильно, ребята, молодцы. Мы для Домового украсим ложку.
Коллективная работа в технике аппликация «Ложка для Кузи».
Дети дарят Домовому расписную ложку.
Кузя радуется, благодарит детей.
Бабушка: (угощаю детей кашей).
- Каша в деревянной ложке вкуснее, да сытнее.
Домового мы позвали,
Много нового узнали.
Мы про ложку не простую,
А про ложку расписную.
Напутствие от предков: «Живите на красную ложку». Это когда праздник, каждый день. Чего и вам желаю.
Конспект занятия по познавательному развитию
на тему: «Появление деревянной ложки»
Цель: познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Познакомить с хохломской росписью.
Оборудование: Иллюстрации деревянных ложек с хохломской росписью, иллюстрации ложек разных времен.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, давайте улыбнёмся своим друзьям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно в этой комнате.
Посмотрите, у меня частицы картинки, которые нужно вместе сложить в единое целое. Так мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. Поможете мне собрать картинку?
(Дети собирают изображение ложки, воспитатель в конце сборки загадывает загадку)
Воспитатель: «Сама не ест, а людей кормит».
Дети, как вы думаете, что это? (ответы детей)
Верно, это ложка.
Воспитатель: посмотрите, какие здесь красивые ложки! Они необычные, разные. Есть и маленькие, и большие, разные и по цвету. Кто сделал ложки? (ответы детей). Верно, их сделали люди своими руками.
С давних пор человек научился вырезать ложки из дерева. Они были легкие и удобные, вот такие (показ нераскрашенной ложки)
Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была красивая. Тогда люди стали раскрашивать ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. Ложки становились красивыми, вот такими. (показ раскрашенной деревянной ложки)»
Воспитатель: Вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Возьмите в руки красивые раскрашенные ложки.
Физ.минутка:
Ложки спят (Дети сидят и держат в каждой руке ложку),
На коленках лежат (положив их себе на колени)
Вот проснулись, потянулись, (поднять ложки перед собой, над головой,
опустить перед собой)
Друг на друга оглянулись.
Завтракать они пошли (Подносить по очереди ложку ко рту.)
Стали печь пирожки, (Ударять ложкой о ложку, переворачивая их то вправо
то влево).
А потом пошли гулять. (Ударять медленно ложками по коленям, то правой
то левой рукой)
Прыгать бегать и скакать. (Ударять по коленям одновременно).
По дорожке пробежали, (Ударять быстро ложками по коленям)
И нисколько не устали. (Стучать ложками перед собой)
На качели сели,
К небу полетели:
Вверх- вниз (Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза
Вверх-вниз,
И за спинку спрятались? (Спрятать ложки за спину.)
Надо ложки поискать,
С кем же будем мы играть?
2 часть.
Воспитатель: Дети, а теперь настала пора вернуться в настоящее время.
- Скажите, а для чего нужна ложка? (ответы детей)
- А чем раньше люди ели, когда еще не было ложки? (ответы детей), верно, люди ели палочками.
- А из какого материала сделали первую ложку? Верно, из дерева.
- Если сделали из дерева, значит какая ложка? (ответы детей), верно, деревянная.
- Как вы думаете, деревянная ложка удобная? Чем? (она легкая, красивая, легко сделать)
- А что в ней плохо? (может сломаться, сгореть)
- Когда человек подумал о том, что деревянная ложка может сломаться, он придумал ложку из металла (воспитатель показывает разнообразные ложки из металла)
Мы с вами в настоящее время тоже ею пользуются.
- Если ложка из металла, то она какая? Верно, это ложка металлическая.
- Чем хороша такая ложка? (прочная, красивая, удобная)
Теперь давайте сравним две ложки: деревянную и металлическую. Как вы думаете, какая из этих ложек прочнее? Верно, металлическая ложка. Ребята, а человек еще придумал ложки пластмассовые (показ). Их еще называют одноразовые.
- Как вы думаете, почему? (можно использовать один раз)
- Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо)
- А что в ней плохо? (ломается, нельзя использовать много раз)
Ребята, мы рассмотрели ложки: деревянную, металлическую и пластмассовую. Как вы думаете, какая самая прочная, самая надежная? Конечно, металлическая! Кто придумал и сделал ложки? Верно, человек.
А для чего еще можно использовать деревянную ложку?
Дети: как музыкальный инструмент.
Педагог: - Правильно, как музыкальный инструмент.
Музыканты – ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия – задорная, плясовая. Сейчас мы с вами превратимся в таких веселых музыкантах и весело поиграем на ложках.
Дети играют на ложках под русскую народную песню «Светит месяц».
Педагог: - На Руси дети использовали ложку в игре, передавали ложку по кругу.
«Ты беги скорее ложка – быстро, быстро по рукам.
У кого осталась ложка, тот станцует нам сейчас».
Конспект непосредственной образовательной деятельности (экспериментирование) на тему: «Из чего сделана ложка?»
Цель: обогащение представлений детей о видах и свойствах различных материалов (дерево, пластмасса, железо).
Задачи:
1) Формировать умение детей определять и различать между собой предметы, изготовленные из древесины, железа и пластмассы; определять ее качество и свойства.
2) Развивать навыки проведения опытов, способствовать сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
3) Прививать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
три прозрачных контейнера с водой; ложка деревянная, пластмассовая, железная; игрушка медведь; кубик из дерева, кубик из пластмассы; магнит.
Ход занятия:
Слышится стук в дверь.
Воспитатель:
Кто-то к нам пришел?
Заходит мишка-медведь.
Мишка:
Здравствуйте, это я, Миша!
Дети:
Здравствуй, Миша!
Воспитатель:
- А что ты, Мишенька, с собой принес?
Чтобы нам узнать, нужно отгадать загадку.
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте (ложку)!
Мишка:
- У меня с собой 3 ложки. Мы с моим другом зайкой никак не могли определить, из чего они сделаны? И решили прийти к вам, ребята, чтоб вы нам помогли это узнать. Вы нам поможете?
Дети:
Да, поможем.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды.
Но давайте для начала познакомимся с 3 предмета из разного материала: у меня есть кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит.
- Кубик из дерева, он какой? (деревянный)
- кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый)
- магнит из железа, он какой? (железный)
Воспитатель:
- В контейнер с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдет.
Опыт 1:
Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а магнит утонул.
Воспитатель:
Что вы видите? (ответы детей)
Мишка:
Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева! А железо самое тяжелое и оно сразу тонет.
А можно также проверить мои ложки?
Воспитатель и дети:
Конечно!
Опыт 2:
Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная - утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая - на поверхности воды.
Мишка:
Как интересно! Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу это доказать своему другу - зайчику. Мне пора, до свидания!
Мишка уходит.
Воспитатель:
Какие мы с вами молодцы, помогли Мишке разобраться.
- Ой, а в чем мы помогли, я уже забыла. Подскажите, пожалуйста!
В знак благодарности Мишка приготовил для вас картинки – раскраски.
Приложение № 2.
Беседа: «Ложечка точеная - ручка золоченая», любование ложками.
Цель: Раскрытие детям внешней красоты ложки.
Стихотворение: «Ложка» К. Нефедова (отрывок)
Чтение стихотворения «Ложка»
Я ложкой люблю, есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!...
Показать детям разные по размеру ложки.
1. Ребята, что это? (ложки, посуда)
2. Для чего она нам нужна? (кушать суп, кашу и т.д.)
3. А эти ложечки одинаковые? (разные: большая, поменьше и маленькая)
4. А нужны ли нам эти ложка? (чтоб раскладывать еду по тарелкам, кушать суп и кашу, класть сахар в чай) 5.
Вам нравится большая ложка? Почему? (нравится, она большая, блестящая, красивая, украшена цветами и узорами). Эта ложка красивая? Что у неё красивое? Да, у неё красивая ручка, золотистого цвета и она гладкая, на конце крючок, чтоб можно было повесить. Её приятно держать в руке. А главная часть ложки - черпачок, он украшен красивым узором, внутри и снаружи - цветочки, а по краю ровная ярко-красная полоска.
Такую ложку ещё называют поварешкой.
Прочитать продолжение стихотворения «Ложка».
На кухне, в гостиной во время застолья
Есть ложки для сахара, перца и соли,
А суп разливают большой поварешкой
Вот только для моря не видел я ложки!
Вот какие красивые эти ложки!!!
Театральная миниатюра «Ложки».
Автор: Жили - были ложки! Да - да, самые обыкновенные ложки.
Жили они на кухне, Спальней им служила круглая стальная подставка с дырочками, где гулял ветер и сушил наши ложки.
Ложки были разного размера: большие и маленькие, из разных материалов: металлические, пластмассовые, деревянные.
Большие сударыни-ложки выходили к столу первыми, а маленькие ложечки-барышни успевали попасть туда только к концу обеда, к чаю.
Как то, находясь у себя в комнате-подставке, большая металлическая ложка с важностью сказала:
Металлическая большая ложка: - Ох, скоро на службу! Я горжусь тем, что я - самая необходимая ложка на столе! Ведь обед - это так важно и хлопотно! Мной едят суп, кашу, главное и основное блюдо, я - тружусь! Чего не скажешь о нашей барышне-чайной ложке! Вечно где-то бегает, прячется, теряется. Успевает разве что в чашке побренчать и всё норовит из нее выскочить! Лентяйка, что и говорить!
Автор: и все большие металлические ложки поддержали свою подружку, громко застучали в подставке.
Маленькие металлические ложки: да как же это? Почему? Мы не согласны.
Автор: зазвенели и даже заплакали металлические чайные ложечки в подставке (их только, что помыли и они не успели еще обсохнуть)
Маленькие металлические ложки: Мы тоже работаем и не меньше вас, зазнайки!
Автор: и пошел по кухне такой звон ложек и ложечек.
И тут в спор вступила Глубокая Тарелка для первого блюда. Она сказала:
Тарелка: Перестаньте спорить, вы обе нужны, просто необходимы! К каждому блюду подают свою ложку. И когда чайные ложки работают, то столовые уже отдыхают.
Металлические ложки: А ведь, верно. Мы – то работаем, а деревянные и пластмассовые лентяйничают! Все – таки металлические ложки лучше и важнее, мы больше приносим пользу человеку.
Пластмассовые ложки: Неправда, - зашелестели пластмассовые ложки, мы тоже нужны. Кого берут с собой в поход? Нас. А еще мы самые легкие и гигиеничные, потому что одноразовые.
Деревянные ложки: зато нами не обожжешься, как металлом. И мы гораздо прочнее, чем пластмасса. А кто самый красивый? Конечно же, мы, - вступились деревянные ложки. Поэтому – то нами и редко пользуются - берегут! А еще мы украшаем дом своими расписными узорами.
-ТИХО! Тихо, тихо – сказала Большая тарелка.
- Не надо спорить. Все вы правы. Вы все нужны.
Автор: так что нет разницы, какого ты размера и из чего ты сделан, главное, какая от тебя польза, и какая в тебе надобность!
Хозяйка: Ребята, вы поняли, какая же ложка самая нужная? (Все нужны!)
Приложение № 3.
Консультация для родителей
«Дорога к обеду ложка или …»
Хотелось бы спросить у родителей, актуальна ли это выражение в их семье или все-таки дорога к обеду ни ложка, а игрушка, реклама по телевизору, книжка с картинками и наконец, обещанная конфетка за съеденную кашу. Почему малыши так неохотно садятся за стол? Каждый ребенок индивидуален и, поэтому в каждом случае стоит рассматривать причины плохого аппетита отдельно, для каждого. Причиной отказа от пищи чаще всего являются родители. Родители большие паникеры, а нужно всего лишь разобраться, почему ребенок не хочет есть. Существует несколько причин, и из каждой можно найти выход. Стоит лишь приложит немного усилий, а главное, не отступать от правил и каждый день выполнять их, даже если выходной или пошли в гости, и казалось бы можно расслабиться, и дать возможность ребенку самому решать есть ли ему борщ или торт на завтрак, обед и ужин.
Нужно всегда помнить, что здоровье закладывается в раннем возрасте, особенно это касается пищеварительной системы.
1. При приготовлении пищи не учитываются вкусовые предпочтения ребенка. Порой малыш любит гречку, а мама, придя усталая с работу, приготовила на всю семью борщ и совсем нет сил готовить отдельные блюда. Но на самом деле приготовить что-то отдельно для малыша отнимет не так много времени, а главное доставит истинное удовольствие наблюдать, как любимое чадо уплетает свой ужин за обе щеки.
2. Ребенок перекусывает между приемами пищи. Отказать малышу очень сложно, если он просит конфету или печенье. Но, итогом проявленной родителями слабости обязательно станет отказ ребенка от пищи.
3. Плохой аппетит после болезни. Очень важно после болезни не пичкать ребенка насильно едой, пусть он кушает часто, но понемногу, и старайтесь готовить ему любимые блюда.
4. Ребенка принуждают кушать. Нельзя насильно заставлять ребенка съесть что-то, угрозами невозможно добиться положительного результата, это вызовет лишь отторжение и отвращение от пищи.
5. Повышенные требования и запрет. Родители пытаются уловками заставить ребенка покушать, предлагаю то конфету, то посмотреть мультфильм, то поход в зоопарк. Но, к сожалению, большого эффекта достигнуть, таким образом, тоже не получится. Кушая перед телевизором, ребенок, совершенно не прожевывая пищу, будет ее глотать, да и конфеты и зоопарк также не приведут к желаемому результату.
6. Влияние времени года на аппетит. Понятно, что в жаркое время года не столько хочется кушать, сколько пить. Поэтому целесообразно будет предложить ребенку не горячее жидкое блюдо, соки и прочее.
Ну и конечно, не малую роль играет оформление детского блюда, но здесь уже нужно опираться на фантазию мамы. Бутерброды в виде заснувшего медвежонка под одеялом, колбаской; вагончики из ломтиков батона с колесиками из морковных кружочков и т.д.
Обязательно привлекайте своего ребенка к приготовлению пищи, пусть оказывает вам посильную помощь: подать тарелочку, полотенце, придержать вместе с мамой блендер. Особенную радость вашему малышу доставит творить сказку из продуктов вместе с мамой, а там, за работой и аппетит разыграется. Внешняя привлекательность блюда, особенно для маленьких детей, имеет большое значение, поэтому родителям необходимо использовать это на сто процентов.
Будьте внимательны к своим детям, любите их, и они обязательно ответят вам отменным аппетитом! И помните, дорога все-таки к обеду ложка, приятного Вам аппетита!
Консультация для родителей «Обратите внимание, как ваш ребенок держит ложку».
Для детей-дошкольников действия с предметами (и с ложкой в том числе) очень важны, так как направлены на развитие мыслительной деятельности ребенка, и тесно связаны и с развитием речи ребенка. Умение правильно держать ложку говорит и о становлении ручной умелости ребенка, развитии мелкой моторики рук, координации движений пальцев. И если сначала все малыши держат ложку в кулачке, то после 3х лет нужно учить ребенка держать ложку правильно. Нужно будет проявить упорство и терпение, так как сначала для ребёнка пользование ложкой – это процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений, и только потом вырабатывается автоматизм движения.
Сначала показываем ребенку, как держать ложку правильно: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами - большим, указательным и средним. Важно следить, чтобы ребенок держал ложку в «правильной» руке, т. е. если он правша – в правой, а если левша – в левой.
Есть несколько простых приемов, чтобы ребенок сложил пальчики правильно:
- говорим ребенку, что мы «держим ложку в клювике» (между большим и указательным пальцем) ;
- предложить «сложить пальцы пистолетом» и взять ложку;
- «как фиксики». 3 пальца вверх, как они, "тыдыщ!". Опустили. Зажали.
- «положим ложку спать». и пальцы «идут за матрас одеяло и подушку»;
- предложить взять ложку в «щепотку» - ребенка насмешит это забавное слово;
- дать «чудо салфетку». Отрываем кусочек от обычной салфетки и зажимаем мизинцем и безымянным к ладони, и три оставшихся пальца сами собой правильно берут и ложку и карандаш;
- просто постоянно вкладывать ложку в ручку правильно;
- постоянно закреплять собственным примером: «возьми ложку как большой, как взрослый»;
- чтение соответствующих стихов, потешек.
Например:
Алеша плохо держит ложку –
Все учат за столом Алешку.
Павлуша говорит: "Не так!
Зачем ты взял ее в кулак?
Ты за конец ее возьми,
Вот этим пальчиком прижми"
Пыхтит Алеша, сердится.
Ложка в пальцах вертится.
И вдруг он взял ее как надо.
И папа рад, и мама рада.
Кричит Павлуша: "Молодец!
Он научился, наконец!"
(А. Кардашова)
Можно использовать игры на развитие мелкой моторик: перекладывание ложкой бусинок из одной емкости в другую, пересыпание круп, вылавливание ложкой мелких шариков из воды, нанесение ложкой или вилкой узоров на цветном тесте.
Когда ребенок научится правильно держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки, нести ложку с правильным наклоном. Нужно подчеркнуть, что ложка заносится в рот не боком, а сужающейся передней частью «как лодочка заплывает».
Важно, чтобы столовые приборы хорошо лежали в руке ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок».
Пояснительная записка. Проект «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок» - способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше позн...
Познавательный проект во второй младшей группе по теме «Ежик-ежик колкий»
Предлагаемый познавательный проект для детей второй младшей группы(3-4 года) по теме: « Ежик-ежик колкий» будет полезен воспитателям младших групп для поддержания интереса у младших дошкольников...
Конспект проекта во второй младшей группе на тему: «Знакомство с профессией повар».
Конспект проекта во второй младшей группе на тему: «Знакомство с профессией повар».Вид проекта: Групповой, творческий, информационный, игровой.Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитател...
Экологический проект во второй младшей группе на тему "Здравствуй, дерево!"
Проект экологической направленности предназначен для детей второй младшей группы. Цель проекта: развитие речи детей во время проведения прогулок, систематизация имеющихся у детей знаний о жизни деревь...
Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему "Учимся ухаживать за собой"
Данный проект создан с целью сохранения и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....
Экологический проект во второй младшей группе на тему: «Волшебный песок»
Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...
Познавательно - творческий проект во второй младшей группе на тему: «Ложки».
Познавательно - творческий проект во второй младшей группе на тему: «Ложки»....