Музыкальная математика
методическая разработка
Методическое пособие по развити. математических представлений, посредством использования музыкальных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_matematika_metod.posobie.docx | 55.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 176
МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Методическое пособие по развитию математических представлений посредством использование музыкальных игр и упражнений.
Составители:
Григорьева Татьяна Семеновна,
музыкальный руководитель,
Наижалова Любовь Олеговна,
музыкальный руководитель
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………3
Список детских песен для слушания ……………………………………. 4
Математическая логоритмика …………………………………………… 4
Скороговорки с числами короткие ……………………………………… 9
Скороговорки с числами подлиннее ……………………………………. 9
Математические считалки ……………………………………………… 10
Математические загадки ………………………………………………. 12
Пальчиковые игры и упражнения ………………………………………12
Подвижные математические игры ……………………………………. .17
Математическая аэробика ……………………………………………… 21
Пояснительная записка
На музыкальных занятиях у дошкольников развиваются не только музыкальные (развитие чувства ритма, тембровый, звуковысотный, динамический слух) и творческие способности, но и формируются элементарные математические представления. Основой математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета на музыкальных занятиях – песенные считалки:
«Раз, два, три, четыре, кошку грамоте учили.
Не писать, не читать, а за мышками скакать!»
Само их название говорит о принадлежности к математике, а появление в обиходе детей – об их необходимости дошкольнику. Кроме того, все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности.
Например, музыкально-ритмические упражнения способствуют развитию математических представлений у дошкольников: умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вперёд, назад, хождение по кругу, врассыпную). Различные перестроения – в один круг, две шеренги, в три колонны и т.д.
Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы. Поэтому изучение соотношения длительностей связывается с движением: восьмые – бег (ти-ти), четверть – шаг (та-та), половинная – остановка (пам). Дети старшего дошкольного возраста могут составить из палочек Кюизенера ритмический рисунок (чередование длинных и коротких звуков) детских песен «Светит солнышко, к нам в окошечко» или «У кота-воркота колыбелька хороша» и т.п.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Например, дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими («Веселые матрешки», «Музыкальная лесенка», «Три медведя» и т.п.). Музыкальные подвижные игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве: «Гномики и домики», «Игра с цифрами», «Цветочки собери» содействует закреплению знания цвета и формы предмета. Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Данное пособие предназначено, как для использования воспитателями в образовательной деятельности с детьми, так и в игровой. Оно имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на групповых, индивидуальных занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ ДЛЯ СЛУШАНИЯ (с числами)
«Дважды два – четыре» (М. Пляцковский, В. Шаинский);
«Песенка мышей» (мультфильм «Приключения кота Леопольда»);
«Четыре таракана и сверчок»
(итальянская народная песня, русский текст Р. Виккерса и Ю. Батицкого);
«Три белых коня» (Е. Крылатов, фильм «Чародеи»);
«Веселые гуси» (М. Клокова, М. Красев);
«33 коровы» (М. Дунаевский, Н.Олев, фильм «Мэри Поппинс, до свидания»);
«Вместе весело шагать по просторам» (М. Матусовский, В. Шаинский).
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГОРИТМИКА
При выполнении упражнений, необходимо продемонстрировать детям образец движений, после чего дается инструкция: «Делай как я!». Затем педагог одновременно произносит стихотворный текст (желательно с музыкальным сопровождением или, напевая) и выполняет движения. Дети должны повторять образец движений, в дальнейшем, речи с движением.
Упражнения и игры по логоритмике с числами.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
- оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);
- образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);
- воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);
- коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).
- Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На 4 – ноги шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
- Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили.
Не писать, не читать,
А за мышками скакать!
- Кот сибирский, кот-царапка,
Учит деток танцевать.
Ну-ка, детки, по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять!
- Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
Кисти сжаты в кулак.
- Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец.
Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун» Разгибаем мизинец.
Всё, всё съедает.
- Капля — раз! Капля — два!
Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.
Капли медленно сперва. Стали капли ударять,
Капля каплю догонять. А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
- Раз-два-три-четыре-пять –
В лес отправимся гулять
(Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдём.
(Ходьба змейкой между листьями, лежащими на полу взявшись за руки)
Может быть и под листочком
Сладку ягодку найдём.
На носочки детки встали,
По дорожкам побежали.
(Бег на носках)
И на каблучках пойдём,
Через лужи перейдём.
(Ходьба на пятках)
Где ты прячешься малинка
Полезай-ка в кузовок!
- Мы шли-шли-шли, Маршируют, руки на поясе.
Землянику нашли. Наклонились, правой рукой коснулись
носка левой ноги, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.
Мы идем искать опять. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.
- Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
- На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав».
Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка:
«Му-у». Смотри, какие рога!
- Будем пальчики сгибать - Сжимать и разжимать пальчики.
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Пять видов транспорта назвали.
- Педагог задает ритмический рисунок, а дети повторяют: хлопают руками, топают ногами, стучат деревянными ложками, трещотками и т. д.
Педагог: Как здесь много грибов! Давайте их собирать.
Музыка — любой марш, размер 4/4.
Утром дети в лес пошли, Энергичный шаг на месте
По дороге гриб нашли Наклоны вперед. Руки на поясе.
А за ними — посмотри, Ноги в коленях не сгибать.
Показались еще три. Руки на поясе. Наклоны вправо- влево
Дети очень поспешили Бег на месте.
И грибы все уронили. Всплеснуть руками, опустить голову.
- 2 сестрицы, 2 руки –
Левая и правая –
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
2 сестрицы, 2 руки –
Левая и правая –
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
- Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться. Т
ри – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
- Научились мы считать
И теперь нас не унять.
Мы считаем все подряд:
Три стола и восемь парт.
Хлопнем 10 раз в ладошки,
Восемь раз пружинят ножки,
Два наклона, три поскока,
А теперь наоборот –
Три наклона, два поскока.
- Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
- Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
- Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
- Мы по лестнице бежим
И считаем этажи:
Один, два, три, четыре …
Добежали …
Мы в квартире.
- Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – всем присесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Девять, десять – встать всех просим.
- Я иду, и ты идешь – раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем, и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем – раз, два, три.
- Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
- А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
- Две руки хлопают.
Две ноги топают.
Два локотка вращаются.
Два глаза закрываются.
Мой Илья такой лентяй!
Только отдых подавай.
СКОРОГОВОРКИ С ЧИСЛАМИ КОРОТКИЕ
- Летели три вороны, черны, пестроголовы.
- Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
- Летели три пичужки через три пустых избушки
- Сидели свистели семь свиристелей.
- Три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- У четырёх черепах по четыре черепашонка.
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
- В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
СКОРОГОВОРКИ С ЧИСЛАМИ ПОДЛИНЕЕ
- У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
- Сидели на лавочке две Клавочки,
Делили две булавочки.
- Возле грядки — две лопатки
Возле кадки — два ведра.
- Пошёл Игнат лопаты покупать.
Купил Игнат пять лопат.
- Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
- На дворе трава,
На траве дрова.
Раз дрова, два дрова,
Три дрова.
- Три сороки-тараторки
Тараторили на горке
Три сороки — три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три — сегодня,
Три — вчера,
Три — ещё позавчера!
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СЧИТАЛКИ
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
***
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать —
Раз, два, три, четыре, пять.
***
Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —
Пять.
***
Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
***
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!
***
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька – для ежа,
Это долька – для стрижа,
Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра,
А для волка – кожура…
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!
***
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Начинается считалка:
«На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!»
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.
***
Сидели два медведя
На липовом суку,
Один читал газету,
Другой месил муку,
Раз ку - ку, два ку - ку.
Оба шлепнулись в муку.
***
«Кошкина считалка»
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.
***
«Мышкина считалка»
Раз, два,
Три, четыре.
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
- Днем светится один глаз, а ночью — много. (Солнце и звезды)
- Нога одна, а рук — много. (Дерево)
- Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)
- Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный:
— Стоп! Нельзя идти! Опасно!
Желтый глаз — ты подожди!
А зеленый — проходи! (Светофор)
- Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам.
Я ответил: «Трам-там-там». (Барабан и барабанные палочки)
- Под крышей четыре ножки.
А на крыше — суп да ложки. (Стол)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Цель:
1. развивать речевую активность;
2. развивать звуковысотный слух, чувство ритма, выразительность, память, воображение, фантазию;
3. формировать умение двигаться, одновременно вникая в музыку, осваивать движения и речевое сопровождение к ним;
4. согласовывать движения со словами, энергично работать пальчиками;
5. воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к прекрасному в процессе организации непосредственно-образовательной музыкальной деятельности в ДОУ.
«Два рыжих таракана» (музыкальная)
https://disk.yandex.ru/d/ZQmULdmFLasZXw Е.Железнова
Два рыжих таракана пришли ко мне домой (2 р.) Уселись тараканы, уселись тараканы на полочке одной. Четыре таракана попили киселя (2 р.) Весь вечер баловались, весь вечер баловались и пели тра-ля-ля. И вшестером на кухню поесть они пошли (2 р.) Шесть ловких тараканов, шесть ловких тараканов под дверью проползли. Там восемь тараканов, конфеточку нашли, (2 р.) А съесть её все восемь, а съесть её все восемь, конечно, не смогли. Когда они наелись, пустились дружно в пляс, (2 р.) Плясали дружно десять, плясали дружно десять на кухне целый час. Поспать они решили. Но мимо мышь прошла (2 раза) И хвостиком всех сразу, и хвостиком всех сразу куда-то подмела. | Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими. Кулаки прижаты друг к другу, сгибают - разгибают пальцы. Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук. Выполняют движение \"фонарики\". Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты). Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец. Все пальцы выпрямлены, выполняют движение \"фонарики\". Сжимают - разжимают кулачки. Пальцы сомкнуты \"ковошом\", лежат на столе. Перебирают пальцами по столу. Пальцы рук расслаблены, \"метут\" ими по столу. |
«Рыбки» (музыкальная)
https://disk.yandex.ru/i/TcnauRLRmc4NVg Е.Железнова
Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: « Нырять здесь легко !» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко А третья сказала: «Мне хочется спать !» Четвертая стала чуть-чуть замерзать. А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите скорей, чтобы не проглотил!»
| Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе. Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок. Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют им "ныряющее" движение. Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит). Быстро качают ладонями (дрожь). Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот). Быстрые волнообразные движении сомкнутыми ладонями (уплывают). «Котята» (музыкальная) |
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, два длинных два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. | Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены. Покачивают руками, не разъединяя их.
Постукивают соответствующими пальцами друг об друга (от большого к мизинцу). |
«На божьей коровке» (музыкальная)
https://disk.yandex.ru/d/fCfec9WCEB4AkQ Е.Железнова
На божьей коровке семь чёрненьких точек И мы на тебе их покажем, дружочек. На пятке - одна, на коленке другая, На локте одна, на ладошке большая, На щёчке одна и на ушке одна, На носике точка седьмая видна. | Напевая песенку, перебираем пальчиками. Дотрагиваемся указательным пальцем или до соответствующих частей тела.
|
«Пять поросят» (музыкальная)
https://disk.yandex.ru/d/lyh_CjujmswKDw Е.Железнова
Пять весёлых поросят Пять весёлых поросят Пять весёлых поросят Можно выбежать теперь! Пять весёлых поросят Пять веселых поросят | Ладони складываем, поворачиваем правую руку так, чтобы пальцы правой руки были видны из-за ребра левой ладони («крестом») Переплетаем пальцы, шевелим ими Стучим пальцами правой руки по ладони левой. Отводим левую руку в сторону (ворота открываются) Перебираем пальцами правой руки (поросята бегают) Протягиваем вперед левую руку, сложенную «ковшом» Выполняем круговые движения пальцами правой руки по ладони левой Поднимаем правую руку над головой «Любимые игрушки» |
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачками друг о друга. Дети загибают пальчики на обеих руках.
Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачками друг о друга. |
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. «Бойцы молодцы» | Дети поочередно загибают пальчики. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. |
Пальцы эти – все бойцы, Удалые молодцы. Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых. Два – гвардейца-храбреца, Два – сметливых молодца. Два – героя безымянных, Но в работе очень рьяных. Два мизинца – коротышки - Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять - Будем молодцев считать. Пальцы встали дружно в ряд -
Десять крепеньких солдат. | Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами. Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами. Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие пальцы. Показывают указательные пальцы. Показывают средние пальцы. Показывают безымянные пальцы. Показывают мизинцы. Поочерёдно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой руке. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши. |
«За грибами»
Раз, два, три, четыре, пять - Грибы будем собирать На пенечке Возле кочки, Под березкой, Под осинкой И под елочкой. Сложим мы грибы в корзинку, Побежим домой тропинкой. | Загибать по очереди пальцы, начиная с большого. Сжимать и разжимать кулачки. Загибать по очереди пальцы, начиная с большого. Поставить ладони вертикально и переплести между собой все пальцы, кроме больших. Большие пальцы поднять и соединить – получилась «ручка корзины». Обе руки «бегут» указательными и средними пальцами по коленкам. |
«ИГРА С ЦИФРАМИ» автор А. Чугайкина
https://disk.yandex.ru/d/mhKxAmNZxHX0-A - музыка
для игры необходимы карточки с цифрами на две подгруппы детей, к примеру – от 1 до 10 (два комплекта – две команды)
- Кто любит математику, тот выучит урок.
Все цифры, как солдатики, построятся в рядок.
(1-2 строчки – две шеренги детей с карточками стоят напротив друг друга, дети поют, держат карточку с цифрой на уровне груди)
В рядок за единичкою построится отряд
И, по команде, птичками все дружно полетят.
(3-4 строчки – шеренги маршируют – идут за командиром (цифра один) вдоль стены и опять выстраиваются в шеренгу)
проигрыш – дети двигаются врассыпную, на барабанную дробь отряды строятся в шеренги по порядку – от 1 до 10. Затем необходимо остановить музыку и попросить детей поменяться цифрами внутри одной команды – кроме командира (1). Игра повторяется.
- Опять в рядок построятся все цифры до одной.
Всё правильно, как водится! Какой красивый строй!
За строгой перекличкою скомандуют – играть!
Все снова станут птичками и примутся летать.
- Зовётся математика царицей всех наук.
И даже в детском садике она твой лучший друг.
Ты с нею не соскучишься! Лишь стоит захотеть –
Ты всё решать научишься и сможешь поумнеть!
Интегрированная игра «Гномики и домики»
Сапегина Д.С.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, формирование у детей культуры пения в синтезе с культурой движения в процессе приобщения их к музыке.
Задачи: развивать музыкальные способности детей (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух и чувство ритма); формировать и развивать певческие навыки (интонирование, певческое дыхание, дикция, ансамбль); побуждать детей к двигательной активности, совершать движения и выполнять их в соответствии с текстом, развивать координацию движений, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве; закреплять и совершенствовать знания детей о сенсорных эталонах, количестве и счете; развивать воображение, логическое мышление, внимание, восприятие, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.
Материалы и оборудование: обручи, липкая лента или «контактная лента» разных цветов, для создания на полу (ковровом покрытии) различных геометрических фигур. Кол-во фигур и цветов определяет сам воспитатель в зависимости от возраста детей, целей и задач занятия.
Правила и ход игры: первый куплет и припев никогда не меняется, его мы учим вместе с детьми. Второй куплет и припев исполняет воспитатель, т.к. куплет будет меняться в зависимости от того, какую тему решили повторить, закрепить. Игру можно проводить, начиная с младшей группы, и постепенно ее усложнять. В младшей группе используем простые формы и базовые цвета, поэтапно. Например, только круглая форма и всего 2 цвета. Потом, постепенно добавлять цвета и менять геометрическую форму.
Дети могут двигаться по залу врассыпную (поскоками) или в хороводе (по кругу). На слова «строят домики» стучат кулачком о кулачек. Старшим дошкольникам можно предложить придумать свои движения на припев
I. Повторяем и закрепляем базовые цвета.
1куплет: (дети) Маленькие гномики, любят строить домики. Вместе строят домики, маленькие гномики.
1Пр.: Раз- два, раз- два, строим, строим мы дома. Два- раз, два -раз, чудо домики у нас! (дело спорится у нас!)
2 куплет: Разбежались гномики, все по желтым домикам, Все по желтым домикам, разбежались гномики.
2 Пр.: Эй, гном не ленись, в желтый домик становись! (2 раза)
Далее меняем желтый цвет на другие цвета в рифму.
II. Повторяем, закрепляем простые формы:
1 куплет и припев (см.выше)
2 куплет: Разбежались гномики, все по круглым домикам, Все по круглым домикам, разбежались гномики
2 Пр.: Эй, гном, не ленись, в круглый домик становись! (2 раза)
Далее меняем формы.
Для старших дошкольников можно усложнить формы.
III. Повторяем, закрепляем счет:
2 куплет: В каждом новом домике, живут теперь два гномика, Живут теперь два гномика, в каждом новом домике.
2 Пр.: Эй, гном не ленись, быстро в домик становись! (2 раза).
Далее меняем в рифму количество гномиков (живут четыре гномика и т.п.). Если вдруг остается один или несколько детей без домика (без пары или тройки), тогда воспитатель говорит: ну а гном без домика, навещал всех гномиков (оставшийся ребенок или дети пробегают по домикам и машут рукой всем детям в домиках, или здороваются за руку с ними).
IV. форма + счет или цвет + счет (только для старших дошкольников).
2 куплет: Живут теперь 5 гномиков, в треугольных домиках, В треугольных домиках, живут теперь 5 гномиков.
2 Пр.: Гномы, гномы не ленитесь, в домик быстро становитесь! (2 раза)
(Далее меняем количество и форму, в рифму) или живут теперь 3 гномика, в своих желтых домиках.
V. Для детей старшего дошкольного возраста мы можем усложнить слова игры и движения:
1куплет: Мы большие гномики. Любим строить домики, Любим строить домики, мы большие гномики!
1Пр.: Кладем кирпич, кладем второй, выкладываем «кирпичики» ладонь на ладонь все выше
И будет дом у нас большой. Показываем руками «крышу» на слово «большой» прыжок вверх на месте.
Покрасим стены мы сейчас имитируем движение кистью, берем краску из «ведра»
И будет домик просто класс! Показываем 2 кулачка с поднятыми большими пальцами вверх.
Подвижная игра «Веселый счет»
https://disk.yandex.ru/d/05DNF0NEnXDg5w
Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах 10, называть соседние числа, расширять объем словаря, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: Карточки с числами до 10 включительно (по желанию)
I вариант
Дети: Математика наш друг.
Видим цифры мы вокруг.
Любим быстро мы считать.
Можем это доказать.
Ты дружочек не зевай
Сразу цифру называй
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы с тобой играть
Ведущий показывает цифру.
Дети: Знаем, это цифра два, стала в пары детвора.
Знаем твердо цифру три, вот и трио посмотри.
Знаем цифру мы четыре, сделаем кружок пошире.
Станем мы в кружок опять, любят дети цифру пять. И т.д.
Ведущий: Раз, два, три
Снова место найди.
II вариант (играют 10 человек)
На столе разложены цифры, участники идут по кругу говорят те же слова. Выбирают любую цифру и под звучание бубна ходят и меняются цифрами между собой. Как только воспитатель перестаёт играть, необходимо построиться по порядку в зависимости от той цифры, которая у тебя оказалась.
Игра для младших дошкольников «Цветочки собери»
Цель: Способствовать развитию мелкой маторики рук, запоминанию основных цветов.
Оборудование: Вырезанные из бумаги цветы разного цвета, детские лейки.
Воспитатель: «По полянке мы гуляем и цветочки поливаем».
Дети ходят, гуляют, показывают, как «поливают» цветочки.
Воспитатель: «1,2,3, цветочки в клумбу - собери!»
Дети собирают цветы по цвету в одну полянку (обруч).
II вариант
По залу на полу лежат лепесточки от цветов (например, синие – васильки и белые – ромашки, или красные – маки и т. п.
В середине кружочки соответствующего цвета –сердцевинки цветов. После слов «1,2,3, цветочки собери», дети складывают из лепестков свой цветок.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АЭРОБИКА
«Медвежата» (музыкальная)
https://disk.yandex.ru/d/2P8uAljbxrYWoA
Три медвежонка* прыгали в саду. И один сказал: «Я упаду!» И, конечно, он упал вниз головой Медвежонка увели домой | Подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч). Наклоняемся, голову опускаем вниз. Переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (сложив руки над головой). |
«Ква-ква» (музыкальная)
https://disk.yandex.ru/d/EI5GxWW1sb_94A
Прыг-прыг! Два лягушонка. Скакали под дождём, Прыг-прыг! Два лягушонка. Решили спеть вдвоём. Они кивнули раз и два, Сказали громко: "ква!" - 2 раза. Прыг-прыг! Два лягушонка. Устали так скакать. Прыг-прыг! Два лягушонка. Лягушку стали звать. Прыг-прыг! Два лягушонка. Устали так скакать. Прыг-прыг! Два лягушонка. Решили станцевать. | киваем головами и говорим "ква"
Киваем головами и говорим «ква» Прыгаем по комнате, потом садимся на пол. Кружимся вокруг себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная математика
Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математик...
"Музыкальная математика"
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть...
Конспект НОД "Музыкальная математика" для детей подготовительной группы
Конспект НОД "Музыкальная математика" Интегрированное занятие (музыка-математика) для детей подготовительной группы...
Музыкальная математика
План-конспект занятия с детьми младшей группы "Музыкальная математика" с самоанализом....
Статья - "Современная интегрированная технология математического развития детей дошкольного возраста В.А. Лаптевой "Музыкальная математика"
В статье кратко даётся информация о том, что такое интегрированные технологии. Автор знакомит читателей с одной из известных интегрированных технологий – это технологией В.А. Лаптевой «Муз...
Музыкальная математика
Мастер-класс по теме: "Игра - как средство воспитания и обучения"...
Конспект занятия "Музыкальная математика"
laquo;Музыкальная математика для детей подготовительной группы» Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс ...