Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Непосредственно образовательная деятельность по формированию представление о физическом явлении магнетизма и его свойствах в познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. будет полезна педагогам доу .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_lobeeva_gotovyy.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе
«Волшебный камень»
Составил: Лобеева Екатерина Дмитриевна.
Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 46»
Цель: формировать представление о физическом явлении магнетизма и его свойствах в познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и его свойствах;
- Учить обследовать предмет и экспериментирования с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
- Пополнить знание детей об использовании свойства магнита человеком;
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме магнетизм, намагничивание, притягивание, магнитное поле, постоянный магнит, временный магнит.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- Развивать познавательную активность детей, зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, координацию речи сдвижением.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Дидактические материалы: демонстрационные карточки.
Оборудование: Магниты, автомобильные трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой.
Трикотажная перчатка; красивая коробка, блюдо с рассыпанными на нём скрепками;1 большой пластмассовый поднос и 2 маленьких; мелкие предметы из разных материалов (деревянные фигурки; пластмассовые ложки; металлические скрепки, гайки, болты, ключи; цветы из ткани; резиновые игрушки; бумажные салфетки, картон).
Виды деятельности: игровая; · коммуникативная; · познавательно-исследовательская; · двигательная
Предварительная работа: Использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», магнитная доска для рисования.
Ход образовательной ситуации:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность | Планируемые результаты |
1.Введение в ситуацию Мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | Входит Волшебник из страны Оз. -Здравствуйте, а куда я попал? Ой, я, кажется, заблудился. Меня заколдовала злая колдунья Бастинда. А большие обезьяны по ее приказу Железного человека бросили в глубокое ущелье, где он рассыпался на мелкие кусочки. Она закрыла ворота нашей волшебной страны ключом. И исчезла, оставив только вот эту коробку. Воспитатель собирает детей возле себя. Давайте посмотрим, что в ней. Там лежит банка с водой, а в ней ключ и письмо. Достает письмо и читает «Достань ключ не замочив руки.» Помогите мне, ребята. Я так устал, и хочу домой. – Хотите помочь Волшебнику из страны Оз? – Сможете? | Коммуникативная Игровая | Сформулировать детскую цель – хотим помочь Волшебнику из страны Оз |
2.Актуализация знаний. Актуализировать ранние знания детей об ученных. | Воспитатель: - Ребят, нам предстоит достать ключ, и исследовать этот камень, а исследованием занимается, кто? Кого мы можем пригласить в помощь к нам? -Ученых, исследователей. -Кто такие ученые? Воспитатель: -Да, ученые это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованием предметов, природных ископаемых, растений, человеческого организма, создают новые лекарства и т.д. Хотите быть исследователями? Сможете? | Коммуникативная | Вспомнить кто такие ученые, чем они занимаются. |
3.Затруднение игровой ситуации Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о свойствах магнита. Под руководством воспитателя фиксация затруднения и понимания его причины. | Воспитатель - Ребята, нам с вами предстоит, достать этот ключ не замочив руки. - Кто-то сможет это сделать? Попытки детей Эксперимент: «Не замочи рук» Пробное действия детей. -Смогли? -Почему? Не смогли? (Потому что не знаем, как) -Ребята, а может нам этот камень поможет? (достает из коробки) -Нам с вами нужно стать на некоторое время группой ученых, которые будут заниматься исследованием этого камня. Я предлагаю вам надеть эти белые халатики, как настоящие ученые | Коммуникативная Познавательно- исследовательская | Сформулировать не менее 1 причины затруднений (как достать ключ, не замочив руки?) Поставить перед собой не менее 1 задачи для устранения затруднения. (Например: что нам в этом может помочь?) |
4. «Открытие» нового знания Формировать представление о свойствах магнита. Формировать опыт преодоления затруднения. Выбор метода решений, выдвижение и обоснование гипотез. | Воспитатель достает камень и предлагает исследовать на ощупь. Какой? Словесная игра «Подбери слова» (к слову камень) Цель: пополнять словарный запас, уточнять значение слов; способствовать развитию мышления. - Холодный, твердый, шероховатый, черный, тяжелый. -Что же это за камень? Что нужно делать если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? Спросить у того кто знает. Спросите у меня. - У меня есть необычная вещица и возможно она нам сможет помочь «Фокус с волшебной рукавицей». - У меня есть рукавица. С ней я просто мастерица Повнимательней смотри За рукой моей следи. (на столе тарелка с рисом вперемешку со скрепками») С помощью волшебной рукавицы, я быстро соберу предметы. В чем секрет волшебной рукавицы? Предположения детей Воспитатель -вот вам еще подсказка- загадка: Бывает маленьким, большим Железо очень дружит с ним С ним и незрячий непременно Найдет иголку в стоге сена (Ответ детей) -Магнит -Может и магнит -А как можно доказать, что это магнит? -Если это магнит, то он должен притягивать предметы. --А вот все ли предметы? давайте узнаем. - И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? - Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? Словесная игра «Назови одним словом» (резиновые, деревянные, металличе6ские) Цель: закрепление навыка классификации объектов. Воспитатель: А теперь скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит? Дети: (Дети выдвигают свои гипотезы). Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их все проверим, и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы ничего не перепутали и проверили все предметы, то мы сделаем так. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на жёлтый поднос, а те которые не притягивает – на красный. Опыт 1. «Разбери предметы» - Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит - А какие не притянул? - Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики, ключи…? - Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется МАГНЕТИЗМ, от слова магнит. Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Заполнение таблицы «Что может притянуть магнит?» Дети поочередно подносят волшебный магнит к разным предметам: металлическим, пластмассовым, стеклянным, деревянным, резиновым, предметам из пробки. И после выяснения притягивается \не притягивается в таблице ставятся +\- соответственно Что мы узнали? (Магнит взаимодействует с металлическими предметами и не взаимодействует с предметами других качеств.)
Воспитатель:- Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? - Влияет ли преграда на притягивание предмета? - И кто мне скажет, что такое преграда? Дети (стена, шлагбаум, человек, машина) Опыт 2. «Магнит преграды не боится» -Ребята, мы должны узнать, действует ли сила притяжения магнита на предметы, через преграды, например бумажный лист, ткань (экспериментируют) Вот у меня есть стакан с водой, давайте опустим туда скрепку, и попробуем магнит приставить к стакану, будет ли действовать сила притяжения.(экспериментируют) Вывод: действия магнита на предметы не исчезает через преграды (воду, бумагу, ткань) Опыт 3. «Сравнение сил разных по величине магнитов» Возьмем 2 монетки, и 2 разных по величине магнита и будем приближать монетки к магнитам, что произойдет -Магниты притягивают монеты даже на расстоянии. -К какому магниту монетка притянулась быстрее? -К магниту большего размера. Вывод: магнит большего размера имеет больше силу притяжения Опыт 4. «Магнит превращает металл в себя» -Ребята, у меня есть скрепки, которые пять дней пролежали на магните, поднесите их к своим скрепкам и посмотрите, что происходит. -Ваши скрепки притягивают наши. -А почему? Вывод: магнит волшебный камень он поделился своей силой с моими скрепками, они стали намагниченными и у них появился магнетизм. Возьмите в руки магниты приблизите их друг к другу. Что вы чувствуете, что происходит.? -Наши магниты притягиваются. -А наши отталкиваются. - Хотите знать почему? -Потому что, магнит имеет два полюса «северный» и «южный». Когда соединяем разными полюсами, то магниты начинают дружить, а когда одинаковыми, то они не хотят дружить- отталкиваются. Хотите попробовать как это происходит? Физкультминутка: « Магнитные вагончики» Вы все вагончики, когда я говорю разные полюса, вы что делаете? (притягиваетесь и ездите целым паровозом). А когда одинаковые полюса, вы что делаете? (отдаляетесь друг от друга). | Коммуникативная Коммуникативная Познавательно- исследовательская Познавательно- исследовательская Двигательная | Сформулировать не менее 1способа преодоления затруднения (Например: спросить у взрослого) Зафиксировать новое знание (способ действия) через экспериментирование и фиксацию в пиктограммах |
5. Включение нового в систему знаний. Закреплять знания и умения, активизировать словарь. Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенными. | -Дорогой волшебник «Оз», мы теперь зная свойства магнита, сможем достать ключ! -Да? -Как это сделать? -Приставим магнит к банке. Ключ притягивается к магниту. Будем медленно поднимать вверх магнит, а с ним и ключ. (Экспериментируют) -Ура, ключ, достали! -Спасибо, ребята, теперь я смогу вернуться домой, и открыть наши волшебные ворота. -А еще дорогой, Оз, ты можешь использовать этот камень под названием магнит, для спасения Железного человека. -Тебе нужно взять побольше магнит (и с помощью своей силы притяжения всех металлических предметов) он вытащит все части Железного человека из ущелья. А потом эти части собрать в целое. Обсуждение «Все ли притягивает магнит?» Цель: развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. -Спасибо, вам большое. До свидания! -Ребята, посмотрите вокруг, и найдите в нашей группе магнит. (Магниты держат рисунки на выставке, магнитные буквы и цифры на доске) -А дома, в каких предметах присутствует магнит? (Магниты на холодильнике, в наушниках, в телевизоре, в игрушках и т.д.) Молодцы, хорошо поработали, можно снять халаты. | Познавательно- исследовательская Коммуникативная | Провести самостоятельно опыт, опираясь на полученные знания. |
6.Осмысление Рефлексия Восстановить в памяти детей то, что узнали нового. Фиксирование детьми достижения цели. Создать ситуацию успеха. | -Чем мы сегодня занимались? Что узнали? Кому помогали? Воспитатель хвалит детей, и говорит, что они смогли это сделать, почему. -Потому что, узнали свойства магнита, магнит обладает магнетизмом, магнит преграды не боится, чем больше магнит, тем больше притяжение. У магнита два полюса. Дополнительные вопросы: - Было ли вам интересно сегодня? - Хватило ли вам времени для выполнения задания? - Какие новые знания помогли вам сделать это? | Коммуникативная | Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цель. (Например: для железных предметов нужен магнит и чем он больше, тем у него сильнее притяжение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Страж лесной»
Данный материал является конспектом занятия со старшими дошкольниками по ознакомлению с профессией егеря.Дополнительно к конспекту имеется видиофильм о сибирской природе (лес), компьютерная презентаци...
"Волшебное электричество" (технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе)
создать условия для формирования представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности...
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие»
Составлена технологическая карта для занятия по образовательной деятельности "Физическое развитие" для подготовительной группы. Цель: закрепление навыка метания мешочка из-за головы в ц...
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Ласточка"
Данный материал разработан с учётом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы. В ходе образовательной деятельности дети систематизируют и обощают знания о перелётных и зимующих пти...
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Весна пришла"
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Весна пришла"...
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Заучивание стихотворения А.Фета "Ласточки пропали...""
Технологическая карта ОД Леонтьев "Заучивание стихотворения А.Фета "Ласточки пропали..."...
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Различие предметов по форме»
Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группеДата: апрельОбразовательная область: познавательное развитие. ФЭМП.Тема: «Различие предметов по форме»Цель: закр...