Обучение грамоте
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Юрченко Лариса Александровна

Закрепление произношения звуков {Л}, [ Л'}.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа)

Цель: Познакомить с буквой Л. Закрепить навык правильного произношения звуков [Л], [Л’].

Задачи:

  • Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
  • Закрепить произношение звуков [Л] и [Л'].
  • Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук».
  • Развивать навыки звуко-буквенного анализа слов.
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику, речь.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, навыки сотрудничества, активности и инициативности.

Оборудование: презентация, сигнальные карточки, карандаши цветные, смайлики, пенал для звуко-буквенного анализа слов, « дорожки  для букв», нить, танцевальная детская музыка для физминутки,  проектор и экран для просмотра картинок.

                                                     Ход занятия

                                       I. Организационный момент.

Воспитатель:     

         Встанем мы в кружочек дружно,

         Поздороваться нам нужно

         Говорю вам всем: «Привет!»

         Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

         Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

         Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился.

Раздается звук, и на экране появляется изображение летающей тарелки.

    Воспитатель: Ребята, что это за странный звук? Посмотрите, кто к нам прилетел?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Ой, а что это за конверт? На нем написано  «Ребятам подготовительной группы детского сада № 39 города Белгорода», видимо нам хотят передать какое-то послание. Открываем конверт.

       Воспитатель: Да тут загадка. О чем она, мы узнаем, если отгадаем.

Воспитатель зачитывает загадку.

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я…

Дети: ЛУНТИК!

 На экране появляется Лунтик.

       Воспитатель: Вы наверное все  помните историю про Лунтика? Как он упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Воспитатель: Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он прилетел к нам. Давайте покажем ему, как мы готовимся к школе, как играем и что нового узнаем.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»

Дети: Звук [Л]

         2.Знакомство с буквой Л.

Слайд  Буква Л.

          Воспитатель: Верно, и сегодня мы будем изучать букву  Л и звуки [Л] и [Ль].

          Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы с вами пройдем спокойно и сядем за столы.

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на экран, и скажите, на что похожа буква Л?

Ответы детей.

          Воспитатель: Ребята, сколько элементов в букве Л? (в букве Л три элемента)

Слайд с изображением поэтапного написания печатной буквы Л.

         Пишем букву Л пальчиком в воздухе.

Воспитатель: А сейчас каждый из вас выложите на столе букву Л из ниточки.

Дети выкладывают букву Л из нитки на столе.

Воспитатель: Молодцы! Теперь нашему гостю всё стало понятно.

           Появляется слайд с буквой Л и правильным произношением.

         Воспитатель: При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду. Что мы можем сказать о звуке [Л]? Можем мы его пропеть?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, какой это звук?

Дети: Согласный

                   3.Характеристика звука

Воспитатель: Звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

- Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"].

- Что мы можем сказать о звуке [Л"]?

- Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

                           4.Развитие фонематического слуха.

          Воспитатель: Сейчас я буду называть слова со звуками [л] - [л'], а вы, если услышите звук [Л] поднимите карточку синим цветом, звук [Л’] –карточку зеленым цветом.

Люстра,   луна,  лопата,  слон,  ласточка , ландыш,  самолет, лимон, лодка, плита,  волк.

          Воспитатель: Правильно.

          5.Звуко-буквенный анализ слов  ЛИСА , ЛУНА

          Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем Лунтику, как мы можем разбирать слова с помощью схем.

- Cлово  ЛУНА.

      - Скажите, сколько слогов в слове ЛУНА? Как вы определили?

       Дети: С помощью хлопков или количеством гласных.

       Воспитатель:  Сколько звуков в слове  ЛУНА ?

       Дети: Четыре звука.

     Слайд со схемой слова ЛУНА.

        Воспитатель: Какой первый звук? Ллллуна! ( Л), какой он?

        Дети: Твердый, согласный. Обозначаем синей фишкой.

Воспитатель:  Какой второй звук? ЛУУУУНА.

Дети: УУУ –гласный, обозначаем фишкой красного цвета.

 Воспитатель:  Правильно, гласный, обозначаем красной фишкой.

Третий звук? ЛУНННА.

Дети: [Н]-согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Воспитатель:  Четвертый звук ? ЛУНААААА

Дети: Звук [А]- гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель:  - Молодцы, ребята.

А сейчас  слово ЛИСА разберите самостоятельно.

Слайд со схемой для разбора слова лиса.

Слайд с изображением схем слов ЛУНА и ЛИСА.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в слове луна  согласный звук [Л] твердый, поэтому мы поставили фишку синим цветом.

А в слове ЛИСА звук [Л”] мягкий, поэтому мы поставили фишку  зеленым цветом.

6.Физминутка.

Ребята, а сейчас мы с вами потанцуем. Но танец у нас с вами будет не простой! Надо помочь словам найти свой домик. Вы все танцуете, как только прекращается музыка, все должны слово, которое я назову, разделить на слоги. Если в слове один слог вы все подбегаете к домику с цифрой 1, если два - к домику с цифрой 2, а если три слога -  к домику с цифрой 3.

 Звучит танцевальная музыка.

         7.Знакомство с буквой Л.

        Слайд  Буква Л.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на экран, и скажите, на что похожа буква Л?

           Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сколько элементов в букве Л? (в букве Л три элемента)

Слайд с изображением поэтапного написания печатной буквы Л.

                        II .Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, с какими звуками вы сегодня на занятии познакомились?

Дети: Сегодня на занятии мы познакомились со звуками [л] - [л'] и буквой Л.

Артикуляция звуков [л] - [л']

Воспитатель: Какие это звуки?

Дети: Звуки [л] - [л'] согласные, звонкие; могут быть твёрдыми и мягкими.

Рефлексия: Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам сегодня понравилось, нарисуйте улыбку на лице смайлика, что ему понравилось, а  если что то не понравилось, то изобразите грустного смайлика. Покажите мне свои смайлики.

Ребята! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. Он вам оставляет на память раскраски, на которых изображен он и все его друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...