Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Краснодарского края
статья по коррекционной педагогике

Павлик Елена Павловна

«…..Из того как, общество

 относится к инвалидам

 делают выводы о том,

 на сколько, оно цивилизовано,

 и России здесь есть чему поучиться».

В.В. Путин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_statya_nklyuzivnoe_obrazovanie_s_ovz.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

Павлик Елена Павловна г. Ейск. МБДОУ ДСКВ № 30 города Ейска МО Ейский район Lenahimiya@yandex.ru

Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Краснодарского края

Что же такое «Инклюзивное образование», давайте попробуем разобраться, подыщем правильные слова к столь сложному понятию, «дети с ОВЗ».

Понятие ОВЗ ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» в 2008 году. В статье 24 Конвенции говорится: В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Инклюзивное образование, нашего времени, на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», в том числе Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции прав человека и основных свобод.

«Образование детей с особыми потребностями, одна из основных задач для страны. Одно из важных условий создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность себя, в жизни общества. Каждый из нас имеет необходимую возможность дать каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Дэвид Бланкет

Глобальный переворот, происходящий сегодня в российском образовании, в том числе в развитии инклюзивной практики, гарантируют все права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, свободного выбора подходящего им образовательного учреждения. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно посещать специализированные учреждения, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками, по месту жительства. В массовом общеобразовательном учреждении, таким детям оказывается максимально необходимая специальная поддержка. Совместное пребывание здоровых ребят со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья развивает толерантность и ответственность – в общении, необходимые на сегодняшний день.

Коллективу учреждений имеющих детей с ОВЗ необходимо решать следующие задачи: создать для всех воспитанником общее пространство комфортное и удобное во всех видах деятельности; помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; обеспечить психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; максимально развить психолого-педагогическую компетенцию, психологическую культуру педагогов, воспитанников, родителей.

Чёткие методические рекомендации по организации инклюзивного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья даны: в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края». В приложении к письму Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.01.2017 № 47-26/17-11

Постоянная полная инклюзия, постоянная неполная инклюзия, частичная, временная, эпизодическая инклюзия приводится как модель инклюзивного образования.

Вся особенность работы с детьми ОВЗ в ДОУ заключается в том, что наряду с нормально развивающимися детьми совместно, воспитываются ребята, у которых разные виды нарушений. Наполняемости групп комбинирующей направленности регламентируется СанПиНом, там же указывается, сколько воспитанников с ОВЗ может быть группе. Программы, которые используют педагоги в группах с детьми с ОВЗ, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, должны чётко понимать, что, это особенные дети, очень нуждающиеся в пребывании с необходимыми специальными условиями. В связи с этим необходимо каждому педагогу: пройти курсы по данному вопросу, которые помогут рассмотреть условия организации инклюзивной практики в учреждении; знать основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми с ОВЗ; соблюдать требования, сопровождающих детей в инклюзивном образовании; наладить построения современного подхода в условиях введения ФГОС. В среде образовательной инклюзии важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки планов для конкретной группы, для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать методы воспитания к особенностям детей. Педагог становится координатором инклюзивного процесса в группе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Воспитанники с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно расширять знания и участвовать в их усовершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: Ребёнок боится включаться в беседу. "Я не могу. Я не знаю". Либо просто замыкаются в себе. Из-за низкого уровня развития мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти разницу между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить перед собой цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Новые стандарты усиливаю интерес детей с ОВЗ, прежде всего, к познанию окружающего мира. Продемонстрировать, что непрерывная образовательная деятельность – это не освоение, каких то, глубоких учёных знаний, а наоборот - важная подготовка к жизни, её применение, нахождение полезной информации и навыков в реальной жизни, местом, где можно добывать нужную информацию, по возможности самостоятельно. А педагог играет в этом процессе важнейшую направляющую роль.

Инклюзивное образование прочно вошло в нашу современную жизнь и реализуется в образовательных учреждениях всего мира, нашей страны, а так же обширно используется в городах Краснодарского края. Одним из таких городов является город Ейск. Тёплый климат города, морской воздух благоприятно влияет на организм в целом. Сотни детей здесь могут получить оздоровление организма и заряд здоровья на целый год. Лечебно-санаторный комплекс Ейска ежегодно принимает сотни людей с ОВЗ. В городе Ейске широко используется лечение природными грязями, источниками минеральных вод, которые активно используются для оздоровления и лечения. Во всех учреждениях города ведётся максимальная работа с детьми с ОВЗ. В МБДОУ №30 города уже на протяжении нескольких лет инклюзивное образование детей с ОВЗ осуществляется в группах компенсирующей направленности. Такие группы посещают дети с нарушениями зрения; слуха; нарушениями речи, катастрофически растущими год от года; с расстройствами аутистического спектра, чего не было раньше, к огромному сожалению, с детским аутизмом детей стало очень много и это заболевание всё чаще и чаще стали диагностировать медики, дети с таким диагнозом нуждаются в особых условиях получения образования и поэтому так же попали в число детей с ограниченной возможностью здоровья. С самого начала работы с детьми компенсирующей направленности педагоги сталкиваются с массой проблем. У детей с ОВЗ ярко выражен недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов работы с детьми с ОВЗ является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. Обязательно необходимо знание психологических и возрастных особенностей детей. Детям с ОВЗ тяжело даётся социальная адаптация, которая обусловлена затруднениями в общении, обучении, владении в будущем навыков и умений. Решить задачи развития возможностей освоения необходимых знаний и умений детей помогают современные образовательные технологии это: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные. Постоянное использование ранее перечисленных технологий эффективны, они решают проблемы мотивации и всестороннего развития детей. Развивают активность, самостоятельность, решают умственные задачи. Формируют познавательную деятельность детей, закрепляют, активизируют и приводят в систему знания об окружающем мире, развивают воображение, коммуникативные способности. Данные технологии объединяют детей для совместного выполнения заданий, что позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в коллективе. В поисках решения проблем с детьми с ОВЗ разнообразные занятия-путешествия, которые построены в игровой форме, могут применяться в различных видах образовательной деятельности. Это источник знаний, творчества, не только детей, но и профессиональное творчество самого педагога. Вживаясь в событие путешествия, ребенок как бы становится активным действующим лицом, что повышает познавательную активность, живой интерес. 

Немаловажную роль для проведения любой деятельности имеет демонстрационный материал, который даёт полное представление о теме самой деятельности, а раздаточный материал помогает детям закрепить знания практическим способом. Весь материал, должен быть доступен, понятен детям и принят с интересом. Решая любую проблему главное найти способ её решения, и когда он найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда.

В детство довольно агрессивно вторглись компьютеры, телефоны, увлечение которыми зачастую не оставляет места для необходимого действия со сверстниками. И всё же благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий, у ребят активно пополняется словарный запас; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности.

Педагоги групп детей компенсирующей направленности находятся в постоянном поиске инноваций в работы с детьми ОВЗ. Несколько важнейших из идей работы с детьми с ОВЗ подсказала сама природа. Мы живём на берегу уникально - целебного тёплого моря. В городе имеется дельфинарий, а общение с дельфинами, как известно оказывают уникальный эффект на детей. Животные излучают ультразвуковые волны, благотворное влияние на детский организм оказывают влияние на двигательную активность, мощный психологический эффект. Природный ультразвук, издаваемый дельфинами, действует на каждую клеточку организма, активизирует работу мозговых структуру и всего организма в целом, через сенсорную, звуковую стимуляцию, а также способствует речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом. Общаясь с дельфинами, ребёнок преодолевает самоизоляцию, стимулирует интерес к окружающему миру. Дельфинотерапия стимулирует выработку гормона радости, восполняет дефицит положительных эмоций у детей и взрослых, страдающих от одиночества или переживающих дезадаптацию. В условиях ДОУ слушание звуков дельфинов, просматривание видео с этими животными помогает решать поставленные задачи в работе с детьми ОВЗ. Один из таких видеороликов приложен к статье. Ещё одна из полезнейших средств реабилитирующего воздействия на детй с ОВЗ является общение с лошадьми. В науке это называется - Иппотерапия. С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Иппотерапия не имеет побочных эффектов. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее успешнее, если ездят верхом. Оказывается, у лошади очень сильное биополе. Родителям детей с ОВЗ предлагается посетить посёлок Морской который находится в черте города Ейска где ребята получат свою порцию оздоровления.

Широко используется проектная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Один из примеров проект: «Мой друг не такой как я».

В рамках проекта с ребятами провели творческие мероприятия. Организовали праздничное развлечение в спецшколе для детей ограниченными возможностями здоровья. На занятиях продуктивной деятельности изготовили поделки в виде бумажных голубей и подарили их ребятам в конце мероприятия на память. А так же провели акцию с участием родителей: «Подари игрушку другу», «Цветик - семицветик». Цель акции: доставить радость детям с ограниченными возможностями здоровья, а себе осознанием того, что сделал человеку что-то приятное, хорошее. Пришлось объяснить, кто такой инвалид, подвести к мысли, что, не плохо, подружиться с такими детьми и подарить им игрушку просто так, НИ ЗА ЧТО. Вот так и родилась эта идея. Многие воспитанники с помощью родителей смастерили куклы, музыкальные игрушки, перчаточные куклы. А кроме этого ребята старших групп показали театральную постановку "Теремок" ребятам компенсирующей направленности более младшего возраста. Это был праздник для всех! Праздник добра, понимания, хорошего отношения друг к другу. Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг развития ребенка, организуемый в процессе всех видов деятельности с целью общего развития всех процессов.

Из своего опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья могу сказать главное – необходимо поместить их в группу с обычными, здоровыми детьми и строго следить за тем, чтобы такого ребенка не обижали, воспринимали нормально. Поместить такого ребёнка в своё сердце! С детьми с ОВЗ очень тяжело работать их развитие идет очень медленно и далеко не все получается. Но самое трудное - это расставаться, грустно отпускать их в школу, когда всю душу, все силы отдаёшь в работе каждый день на протяжении нескольких лет. Лишь с гордостью можно наблюдать за своими результатами труда и за их достижениями.

Новое время диктует необходимость создания собственного «имиджа» Поэтому в нашем дошкольном учреждении МБДОУ №30 города Ейска МО Ейский район коллектив стремится к достижению всестороннего развития личности каждого ребёнка, их речевой реабилитации и полноценной интеграции в существующем социуме. Детский сад является фундаментом строения будущего мира.

Инклюзивное образование – это, так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одной статье не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление иметь свою точку зрения и своё мнение. Прислушаться к мнению самого президента страны!

«…..Из того как, общество

 относится к инвалидам

 делают выводы о том,

 на сколько, оно цивилизовано,

 и России здесь есть чему поучиться».

В.В. Путин

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1. ПАООП НОО обучающихся с ТНР

2. Приложение к письму министерства образования, науки и молодежной по организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края

(Конвенция ООН о правах инвалидов на образование ст. 24)

3. ФГОС НОО для детей с ОВЗ

4. аудиозапись: https://www.youtube.com/watch?v=9VEA06iCjzU

5. http://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)...

12. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации.

  Принимаю активное участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся. Ежегодно разрабатываю и реализовываю рабочие программы по реализац...

Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»...

"Дошкольный патруль" - как форма включения принципов пионерского движения в инклюзивное образование и коррекционную работу дошкольной образовательной организации.

Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию ч...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации носит системный характер....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации...