Методические рекомендации по календарному планированию воспитательно – образовательной работы в ДОУ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации
по календарному планированию
воспитательно – образовательной работы в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,
ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26, E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001
Методические рекомендации
по календарному планированию
воспитательно – образовательной работы в ДОУ
Составила: воспитатель
Черненко Татьяна Ивановна
г. Надым 2022 г.
Пояснительная записка
В настоящее время дошкольное образование характеризуется обилие программ, технологий и как следствие, огромным выбором методической литературы, пособий, рекомендаций. Молодому специалисту непросто сориентироваться в данной ситуации широкого выбора и оптимально планировать воспитательно – образовательный процесс группы детского сада.
В пособии представлен практический материал по календарному планированию воспитательно – образовательного процесса по старшим возрастным группам. Пособие, адресованное воспитателям ДОУ, содержит схемы, памятки, перспективное годовое планирование.
Предлагаемая форма планирования рассматривается в качестве условия создания целостной системы образования дошкольников, воспитывающихся в конкретном дошкольном учреждении. Только единая система образования, определяемая единой системой планирования, ориентированная на возрастные возможности дошкольников, обеспечивает прогрессивное развитие каждого ребенка. Открытый характер педагогического планирования стимулирует творческий подход воспитателей при определении средств, способов и форм организации образования дошкольников в соответствии с их возрастными возможностями и индивидуальными особенностями. Планирование предусматривает содержание воспитательно – образовательного процесса, организуемого в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду.
Рекомендации составлены на основе содержания работы, предлагаемого:
1.Федеральным государственным образовательным стандартом к содержанию и методам обучения, реализуемого в ДОУ.
2. Программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. В. Васильевой.
3.Парциальной программой
Нерегламентированная деятельность включает в себя: совестную деятельность ребенка и педагога, самостоятельную деятельность детей, занятия предусмотренные программой Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. В. Васильевой, но по требованиям СанПиН, вынесенных за сетку занятий.
Учитывается специфика работы данного дошкольного учреждения: планирование осуществляется на основе
Тематический подход к планированию и организации воспитательно – образовательной работы заключается в то, что он позволяет обеспечить взаимосвязь всех направлений работы с дошкольниками, последовательность и систематичность в изложении учебного материала, соблюдение принципа при построении занятий. При тематическом планировании процесс усвоения детьми знаний осуществляется в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструирования, ознакомление с художественной литературой и т. д.
Схема календарного планирования
Первая половина дня:
Беседа*;
пальчиковая гимнастика*;
дидактическая игра;
индивидуальная работа;
игра малой подвижности;
воспитание культурно – гигиенических навыков;
специально организованные занятия.
Прогулка:
наблюдение за объектами живой и неживой природы, эксперимент, опыт;
труд на участке;
игры с выносным материалом;
подвижная игра;
знакомая сюжетно – ролевая игра;*
индивидуальная работа по развитию основных движений (элементы спортивных игр)
Работа после прогулки:
ведение календаря погоды;
индивидуальная работа;
чтение художественной литературы;
дежурство в столовой;
Вторая половина дня:
динамический час;
подвижная игра;
индивидуальная работа;
сюжетно – ролевая игра*;
дидактическая игра;
чтение*;
трудовая деятельность*;
беседа*;
игры по желанию детей*;
самостоятельная (свободная) деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование. рассматривание иллюстраций, слушание музыки и т. п.)
проектная деятельность (периодичность по необходимости);
театрализованная деятельность*.
*отмечены необязательные при ежедневном планировании виды деятельности. Допускается их варьирование или взаимозамена.
Примерная схема нерегламентированной деятельности
(средняя, старшая, подготовительная к школе группа)
Понедельник – социально – коммуникативное развитие
1 неделя – нравственное, гражданское, патриотическое воспитание
2 неделя – основы общения, игры на развитие коммуникативных способностей
3 неделя – этикет
4 неделя – трудовая деятельность
Вторник – познавательное развитие
1 неделя – познавательное чтение
2 неделя – работа в уголке природы
3 неделя – опытническая, экспериментальная деятельность,
4 неделя – проектная деятельность
Среда – художественно - эстетическое развитие
1неделя – беседы об искусстве
2 неделя - слушание музыки, художественное слово
3 неделя – свободная продуктивная деятельность, народно – прикладное искусство, ручной труд из природного, бросового материала
4 неделя – танцевальное творчество, пластика движений
Четверг – безопасность
1 неделя – ОБЖ
2 неделя – ЗОЖ
3 неделя – ППБ
4 неделя – ПДД
Пятница – речевое развитие
1 неделя – дидактические игры
2 неделя - риторика
3 неделя – драматизация
4 неделя - устное народное творчество народов Севера
Перспективный план работы по лексическим темам
Структура НОД (занятия).
Занятие включает в себя три этапа:
- Организация детей;
- Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части);
- Окончание занятия (рефлексия)
Организация детей:
- Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
- Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
Памятка! Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещения детей (при необходимости помещается план размещения). Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
Основная часть занятия:
- Вводная часть. Организация детского внимания: чтение стихотворения, наблюдение, словесная дидактическая игра; создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску её решения. (3 – 5 мин);
- Основная часть. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов Программы; работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Это может быть беседа, рассматривание, составление рассказа, дидактическая игра, работа с поговорками и т.д. (15 – 20 мин);
- Заключительная часть. Предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации, знаний, умений и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, рисование и т.д.) (3 – 5 мин.).
Окончание занятия:
- Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
- Переключение детей на другой вид деятельности.
Памятка! Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнять какие-то действия, это указывается в конспекте.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта НОД следующая: Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с «Цели», если без титульного листа, то выглядит следующим образом:
Тема:
Образовательная область:
Тип:
Вид:
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа:
Предварительная работа:
Методы и приемы:
Материалы и оборудование:
Организация детей на занятии:
Структура НОД:
I. Вводная часть:
II. Основная часть:
III. Заключительная часть:
Ход НОД:
Классификация занятий
Основание классификации | Название |
|
|
|
|
|
|
Структура прогулки по ФГОС
1.Наблюдение.
2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4.Труд детей на участке.
5.Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- 1.Живая природа: растения и животные;
- 2.Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- 3.Труд взрослых.
4.Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать следующую последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:
в младших группах — 6 — 10 минут,
в средних — 10-15 минут,
в старших и подготовительных — 20-25 минут.
На вечерней прогулке:
в младших и средних группах — 10-15 минут,
в старших и подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом,
метание в цель,
для других — упражнение в равновесии,
для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план образовательной работы. (сентбрь- 1 неделя)
В нашем детском саду воспитатели работают по таким календарным планам. Мы пишем его на месяц. План заверяет методист. Вот образец плана на неделю в средней группе....
календарный план образовательной работы с детьми старшей группы на тему "Я- человек. Мои права и обязанности"
Календарный план образовательной работы с детьми старшей группы, написан в соответствии с ФГОС. Разнообразные виды детской деятельности. Индивидуальная работа с детьми на каждый день...
Календарное планирование образовательной работы с детьми
Календарное планирование образовательной работы с детьми старшей группы № 5 на декабрь 2015-2016 учебный годТема: «Что такое Новый год?»...
Календарный план образовательной работы в подготовительной группе на сентябрь
В данном документе отражается план работы с дошкольниками подготовительной группы. Составлен он в соответствии с ФГОС и примерной программой Васильевой М.А. Кроме работы с детьми планируется работа с ...
Перспективно-календарный план образовательной работы на февраль
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАНОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...
Календарное планирование образовательной работы в средней группе, тема недели "Весна идет, весне дорогу"
Календарное планирование образовательной работыТема недели: «Весна идет, весне дорогу». Цель: Расширять представления детей о весне, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями жив...
Календарное планирование образовательной работы в средней группе, тема недели "Неделя здоровья"
Календарное планирование образовательной работыТема недели: «Неделя здоровья» Цель: Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собстве...