Проект “ Шаг за шагом ” Индивидуализация воспитательно - образовательной работы в ДОУ
проект (средняя, старшая группа)
На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральным государственным стандартом, в котором выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 50.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Бурятия
Муниципальное образование
«Кабанский район»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 с. Кабанск»
Проект
“ Шаг за шагом ”
Индивидуализация воспитательно - образовательной работы в ДОУ
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный
Участники проекта: воспитанники старшей группы
МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»,
родители (законные представители),
педагоги группы, специалисты.
По продолжительности: длительный, сроком на 2 года
Автор проекта: Кривошеева Ирина Владимировна
Актуальность
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается
необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако
определение индивидуализации, как принципа образования в научно-
методических исследованиях нередко подменяется понятиями
"индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности
естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную
деятельность ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном
и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально
отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например,
в деятельности, спортивных, развлекательных мероприятиях.
На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральным государственным стандартом, в котором выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. Об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили ещё Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский. Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Коменского.
Современная Программа «Step by Step», в основу которой положены идеи Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже, М. Монтессори, сочетает в себе лучшие международные методики дошкольного образования и раннего развития детей и основана на сочетании научно обоснованных и хорошо показавших себя на практике методов с твердой установкой на взаимодействие с семьями с целью индивидуализации условий жизнедеятельности каждого ребенка. Некоторые идеи этой программы нашли место в моем проекте «Шаг за шагом», который направлен на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка и призван обеспечивать уважение к его личности, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности.
Исходя из этого, обозначилась цель проекта.
Цель проекта – создание психолого-педагогических условий, направленных на индивидуальное развитие детей с учетом их образовательных потребностей.
Задачи проекта
- повышение профессиональной компетентности по вопросам индивидуализации образовательного процесса в ДОУ;
- создание содержательно-насыщенной, вариативной и доступной развивающей предметно-пространственной среды;
- проведение диагностики образовательных потребностей ребенка;
- поддержка и развитие инициативы ребенка с предоставлением ему права «выбора»;
- создание условий для развития самостоятельности в планировании и реализации детьми своих замыслов;
- обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям;
- повышение педагогической культуры родителей.
Методы и приемы
- метод своевременного реагирования – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими;
- обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности;
- метод тщательного отбора материала;
- работа в малых группах;
- метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы;
- решение проблемных ситуаций
Средства и формы:
- Детское портфолио
- Индивидуальный маршрут
- Центры детской активности
- Утренний и вечерний круг
- Детские индивидуальные проекты
- Родительско-детские проекты
- Персональные выставки
- Кружковая работа
- Создание компонентов детской субкультуры («Уголок именинника», «Здравствуйте, я пришел», «Мои успехи» и др.)
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Коллекционирование
- Этапы реализации проекта и план работы
1-й этап - подготовительный
- Повышение профессиональной компетентности педагогов: семинары-практикумы, консультации, мастер классы, вебинары-семинары.
- Анализ развивающей предметно-пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом индивидуального подхода к ребенку.
- Разработка проекта. Подбор эффективных форм работы с детьми, родителями.
2-й этап - 0сновной
- Создание методического банка (видео и фотоматериалы, презентации, методические материалы, подборка материалов для родителей).
- Сбор и анализ диагностических данных (результаты мониторинга детского развития, результаты анкетирования родителей).
- Модернизация предметно-развивающей среды, создание компонентов индивидуализированного пространства.
- Взаимодействие с родителями: консультации, семинары-практикумы.
3-й этап.
- Анализ деятельности. Подведение итогов.
- Презентация результатов работы (для педагогов и родителей).
План работы
Направление работы | Содержание | Задачи | Сроки |
Повышение профессиональной компетентности | 1. Изучение методической литературы. 2. Прохождение вебинаров на тему «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» 3. Прохождение онлайн-марафона «Технологии активного обучения» 4. Изучение интернет - ресурсов | Повышение профессиональной компетентности, создание методического банка новых идей, форм и образовательных технологий по индивидуализации образования. | Сентябрь-октябрь и в течение реализации проекта |
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды. | 1.Создание компонентов детской субкультуры: - «Уголок уединения», - «Здравствуйте! Я пришел», - «Светофор настроения», - «Я выбираю», - «Почта для родителей», - «Доска достижений», - «Я именинник». 2. Оформление центров детской активности: «Спортивный центр», «Центр творчества», «Музыкальный центр», «Центр театрализованной деятельности», «Центр экспериментирования», «Центр книги», «Центр конструирования», «Центр математики» Участие в конкурсах ДОУ: «Лучший физкультурный уголок» «Лучший уголок по ОБЖ» «Лучший уголок по экспериментальной деятельности» | Пополнение предметно-развивающей среды, способствующими развитию личности ребенка. Обновление предметно-пространственной среды для физического развития детей. Cсоздание условий для организации образовательного процесса по привитию навыков безопасного поведения дошкольников. Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности. | В течение реализации проекта В течение реализации проекта |
Сбор и анализ диагностических данных (результаты мониторинга детского развития, результаты анкетирования родителей). | 1. Анкетирование родителей «Индивидуализация» 2. Анкета для родителей «Инициативный ли ваш ребенок?» 3.Диагностика способностей и склонностей детей | Выявление компетентности родителей в развитии творческой инициативы у детей | Сентябрь – октябрь Октябрь |
Работа с родителями. | 1.Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности» 2. Консультация «Индивидуализация игровой среды в домашних условиях» 3. Памятки «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?», «Рекомендации родителям по организации проектной деятельности» и др.4. Мастер-класс с родителями и детьми на тему: «Дымковская барыня» 5. Мастер-класс для родителей по пластилинографии «Весеннее настроение» 6.Совместный детско-родительский шашечный турнир «Чудо-шашки» 7. Участие в спортивной акции ДОУ «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим» 8. Акция «Засветись!» 9. Онлайн конкурс «Окна Победы» | Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания у детей инициативы, творчества, самостоятельности, по созданию игровой среды. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Формирование у родителей представлений о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования Привлечение внимания общественности к возможности принять участие в праздновании Дня Победы | В течение реализации проекта В течение реализации проекта Ноябрь Апрель |
Работа с детьми | 1. Посещение детьми кружков по интересам детей: - «По следам Красной книги» - «Волшебная кисточка» - «Звонкий голосок» - студия танца «Ритм» 2.Организация утреннего и вечернего круга. 3.Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера - Драматизация сказки: «Спичка - невеличка», «Теремок по ПДД» - Конкурс чтецов «Великая Победа» (Залуцкий Илья) 4. Организация групповой и индивидуальной проектной деятельности. Детский проект индивидуальный «Байкальская нерпа» Детский исследовательский проект «Минеральная вода» - Групповой проект «Народная игрушка». - Групповой проект: «Труд и терпение превращаются в умения» 5. Создание детских портфолио. - Республиканская интеллектуальная олимпиада «Успешный дошколенок» (Изгачева Дарья) 6. Организация индивидуальных и групповых выставок творческих работ: - «Осень золотая» - «Новогодняя игрушка» - «Разноцветный мир» (техника правополушарного рисования) Баксаевой Анны, - «Первые подснежники» - «Спасибо деду за победу!» 7. Организация сюжетно-ролевых игр по интересам детей. | Пополнение и обогащение знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу Бурятии. Вовлечение родителей и детей в совместную работу над проектом. -Вовлечение детей и взрослых в практическую совместную творческую деятельность - Формировать у детей представление о пожарной безопасности, развивать актерское мастерство - Расширять и уточнять у детей представления о нерпе ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания. -Изучить целебные свойства минеральной воды - Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Развивать чувство радости труда и позитивное отношение к труду у дошкольников, желание быть самостоятельным. Выявление наиболее одаренных детей и создание условий для их самореализации. Создание условий для развития творческого потенциала и инициативы детей. | 1 раз в неделю Ежедневно В течение реализации проекта |
В течение реализации проекта Ноябрь Ноябрь В течение реализации проекта Декабрь В течение |
Ожидаемые результаты проекта
Для педагога – будут созданы условий, позволяющие развивать общепедагогическое умения, появится мотивация к постоянному самосовершенствованию, повысится эффективность выполнения трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога.
Для детей:
- Ребенок будет успешно развиваться как личность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
- Проявление инициативы, способность к принятию собственных решений;
- Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- Умение подчиняться правилам и социальным нормам;
- Умение осуществлять выбор и планировать свою деятельность;
Для родителей – создание условий, позволяющих активизировать участие в образовательном процессе.
Перспективы:
- На основе успешно реализованного проекта написать программу по развитию детей с учетом их образовательных потребностей.
- Трансляция опыта по реализации проекта в ДОУ и районе.
- Создание электронного методического банка.
Риски:
- Недостаточная материальная база.
- Занятость родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Морские обитатели. Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на один день.
Проект поможет воспитателям выстроить очень интересный и познавательный день в группе, на природе. Совместно с родителями и педагогическим персоналом систематизировать , обобщать...
Инновационный проект «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
организация работы по ознакомлению детей с культурой и традициями кубанского казачества....
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе
Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....
Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"
"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема недели:«Новый год шагает по планете»
Цель: Обогащение представлений детей о традициях празднования Нового года;- привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику; - воспитывать чувство удовлетворения от участия...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 11.03-15.03) Группа: разновозрастная Блок: «Встречаем весну» Тема: «Весна шагает по планете»
Программное содержание:1.Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем...
Карточка проекта «Оптимизация процесса составления плана воспитательно образовательной работы»
Карточка проекта является носителем информации этапа от этапа внедрения и до этапа завершения запланированного проекта....