Методические рекомендации для педагогов «Особенности и правила написания эссе»
методическая разработка

Каландадзе Лидия Михайловна

Методические рекомендации по написанию Эссе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_esse_1.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Чебурашка»

Методические рекомендации для педагогов

«Особенности и правила написания эссе»

Выполнил:

музыкальный руководитель

МАДОУ «ЦРР-детский сад «Чебурашка»

Л.М.Каландадзе

п. Междуреченский, 2022 год

Если поэзия - это музыка сердца, то эссе - это музыка мысли. У каждого человека есть, что сказать. Есть те мысли, которые постоянно звучат в нём, волнуют, вдохновляя, двигая его вперёд до самого последнего дня жизни. Именно эта музыка мысли человека воплощается в жанре эссе.

Написание эссе это интересное и полезное занятие. Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал. Это размышление по поводу услышанного нами, прочитанного или пережитого. Часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что эссе может быть написано на любую тему и в любом стиле.  На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Эссе (франц. essai — опыт, проба, испытание, очерк) — прозаическое сочинение, которое, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, событию социальной
практики. Текст эссе в этой связи
следует рассматривать как попытку передать индивидуальные впечатления и соображения на заявленную проблему.

Основная цель эссе — «... заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (О. Ванштейн).

Родоначальник эссе — французский философ Мишель
Монтень (1533—1592), с издания его «Опытов» (1580) в словесной европейской культуре бытует этот жанр. Не случайно эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждается человеческая
воля, свобода, личная ответственность, достоинства человека.

Для автора эссе главное — личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает
аналогии, использует всевозможные ассоциации и уподобления.

Признаки жанра и особенности стиля:

-свободная композиция, фрагментарность;

-неограниченность тематики («очерк на любую тему»);

-свободное владение темой;

-ярко выражена авторская позиция; индивидуальный авторский подход к освещению тем, «индивидуальные впечатления
и соображения по конкретному поводу»;

-наличие конкретной темы, вопроса не предполагает их исчерпывающей трактовки; характеристика явления с разных сторон, не
охватывая при этом его полностью; автор «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования;

-оригинальная идея (даже на довольно традиционном материале);

-открытость жанра, его «пограничность» и интегративность (включение различных способов освоения действительности,
воплощение в разных литературных формах при сохранении специфики и жанровой самостоятельности: это и моральная проповедь,
и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо, и слово и др.);

-прозаическая форма;

-непринужденность стиля, близкого к разговорному; разговорная интонация и лексика;

-диалог, полемика, прежде всего — с самим собой;

-парадоксальность;

-афористичность;

-непредсказуемые выводы;

-неожиданные повороты;

-интересные сцепления;

-использование художественных средств языка (метафоры,
аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения, сопоставления).

Виды эссе. Классификация эссе по признакам:

По содержанию. Философские, исторические, литературно-критические, художественные, художественно-публицистические, духовно-религиозные и др.

По форме. Рецензии, заметки, дневниковые страницы, письма и т. п.

По отношению к сказанному. Субъективные (раскрывают какие-либо личностные черты) и объективные (сконцентрированы на проблеме).

Способы изложения эссе.

Эссе-описание.

В таком эссе мы описываем какой-либо объект. В эссе-описании нет места критике и анализу, но субъективность все же присутствует – в самих признаках, на которые вы обратили внимание, в формулировке, в эмоциональной окраске.

Эссе-повествование.

Повествование – это изложение событий в хронологическом порядке от первого или третьего лица. Это может быть и краткая биография, и рассказ о каком-то важном событии. Основные составляющие такого эссе – завязка, кульминация и развязка.

Эссе-определение.

Эссе-определение преследует одну цель – раскрыть то или иное понятие. Для этого можно использовать элементы повествования, описания, иллюстрации, аналитики.

Эссе-сравнение.

В классификации вы расчленяете понятие. В сравнении – берете другое, смежное понятие, проводите параллели, ищете сходства и различия.

Эссе-иллюстрация.

Здесь все просто: ваша цель – доказать какое-либо утверждение. Для этого вы подбираете и приводите примеры. Важно, чтобы эти примеры действительно доказывали ваши слова.

Эссе-аргументация.

Если в иллюстрации вы приводите примеры, то в эссе-аргументации – факты, которые подтверждают ваше утверждение важно выстроить логично. В отличие от иллюстрации, здесь автор напирает на рациональное звено,  а не на эмоции.

Причинный анализ.

Причина → следствие. На этом может быть построено ваше эссе. Вы уже не просто приводите факты, а анализируете и выстраиваете их в логическую цепь.

Текст может иметь разную структуру и разные цели. Именно от целей зависит выбор в пользу того или иного жанра или способа изложения. Познакомившись с разными способами и жанрами, вы уже можете понять, как правильно написать эссе в вашем случае.

Способы написания эссе. К ним относятся описательные, рефлексивные, критические, повествовательные, аналитические и др.

Структура определяется предъявляемыми 2 требованиями:

  • мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  •  мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за

тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

-вступление

-тезис, аргументы

-тезис, аргументы

-тезис, аргументы

-заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

- Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме

(во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

- Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Основные правила написания эссе. 

«Эссе – это способ рассказать о мире через себя и себе с помощью мира». Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, аргументация может предшествовать формулировке проблемы.  Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом. Важно помнить, что эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Образ реального человека. В эссе хочется разглядеть образ человека, который его писал. Важны не только опыт работы, но и характер кандидата. Единственный способ это сделать - внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными. Не пускайте пыль в глаза! Будет лучше, если в эссе вы отразите истинное положение вещей и свое личное отношение, а не воспользуетесь клише.

Основные требования содержания эссе:

- соответствие содержания работы заявленной тематике;

- последовательность изложения материала;

- глубина раскрытия темы, выдержанность стиля;

- творческий подход к написанию эссе, оригинальность содержания;

- соблюдение норм культурной̆ речи (правильность, чистота, богатство и выразительность речи);

- умение обосновать свою позицию, подкрепив ее конкретными примерами;

- знание и понимание современных тенденций развития российского образования.

Подготовка к написанию эссе:

Подготовка к написанию включает определение цели, формулирование задач, поиск источников информации, составление плана, тезисов, определение сроков окончания эссе.

Цель — это то, что должно быть достигнуто в итоге работы над
эссе. Цель должна определять действия. Работа будет четкой и ясной,
если пишущий будет знать, чего он хочет достигнуть, и задумывает,
составляет, оценивает и пересматривает ее с этой точки зрения.
Конкретная цель обычно совпадает (полностью или частично)
с одной из следующих общих целей:

-высказать и доказать свое мнение;

-обсудить проблему и попытаться найти истину;

-изложить свое понимание вопроса;

-доставить удовольствие себе, выразить и возбудить эмоции.

Задачи. От формулировки цели нужно перейти к конкретным задачам,
которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Формулировка задач помогает сосредоточиться на сущности вашей работы.
Решение этих задач и составляет содержание эссе.

Источники. Хотя в основе авторской позиции, составляющей содержание эссе, лежат личные впечатления, взгляды, представления, мысли
и чувства, вам может понадобиться дополнительная информация.
Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Скорее всего,
нужно будет воспользоваться библиотекой, Интернет-ресурсами,
словарями, справочниками, учебными пособиями. Возможно, понадобится перечитать некоторые книги или вспомнить какие-то личные истории, а также истории, случившиеся с кем-либо из знакомых. Возможно, понадобится информация от окружающих людей.

Составление плана.  Прежде, чем начать писать эссе, нужно обдумать такие вопросы: в каком порядке будут излагаться и обсуждаться различные вопросы? В правильной ли логической последовательности находятся
предполагаемые пункты плана? И другие.
Полная ясность эссе будет зависеть от его структуры. Именно
поэтому нужно об этих вопросах подумать прежде, чем начинать
записывать текст.

Составление плана нужно начать с записи тех положений (тезисов), которые будут представлены прежде, чем запись текста. Это
позволит организовать пункты плана эссе и осмыслить, как они будут соотносится друг с другом. Также это дает определенную гарантию того, что автор в состоянии говорить о предмете эссе до
того, как его запишет. Когда начинают сразу писать без
плана, это часто свидетельствует о том, что они не представляют
себе четко, о чем тут говорить.
Плану требуется уделить должное внимание. Все должно быть
максимально детализировано.  Создание плана — это, по крайней мере, 80 % работы над хорошим эссе. Если получилась хорошая схема или план, вся остальная работа над написанием пройдет гораздо более гладко.

Тезисы (мысль которую нужно доказать). Читая, исследуя и думая о теме эссе, необходимо делать записи, используя тезисы. Тезисы помогут выстроить информацию, которую вы хотите представить. Начать можно с выбора самой важной информации, то есть информации, которая поможет добиться цели, ради которой пишется эссе.
Не стоит делать лишнюю работу, пытаясь сразу, с первого
приближения к теме составить безупречные тезисы. Следует помнить: составленные тезисы — только инструмент, временный
перечень, который поможет написать эссе.
Составление тезисов не занимает много времени, но является
весьма эффективным способом написания эссе.

Сроки. Сроки исполнения очень важны для того, чтобы определить,
что можно сделать и чего можно достигнуть в данное время, учитывая обстоятельства. В процессе подготовки работы должно найтись
время и для того, чтобы сходить в библиотеку, и на исследование, и
на написание, а также редактирование эссе.

Объём и оформление эссе:

- Эссе пишется на русском языке в печатном виде в текстовом редакторе Word. Шрифт Times New Roman, кегль  12, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.

- Объем работы не должен превышать 3 страницы формата А-4 (без учета титульного листа).

- На титульном листе работы необходимо указать без сокращений следующие сведения по форме: ФИО автора, должность, полное наименование образовательного учреждения, населенный пункт, название конкурсной работы.

 Ошибки при написании эссе:

Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т.д.

Утомительные предисловия и недостаточное количество деталей

Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом.

Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко в корне не верно. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие, ёмкие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими.

Лукавство. Это видно, это слышно в каждой букве, а многие конкурсы имеют в своем положении и беседу с претендентом, поэтому вы можете очень низко опуститься в глазах жюри, ведь будет ясно, что вы даже не понимаете, о чем идет речь в вашем собственном эссе.

Также выделяются следующие ошибки при написании эссе – это невозможно понять, кто написал эссе мужчина или женщина, молодой специалист или студент, старший воспитатель или воспитатель, специалист работающий с детьми с ОВЗ или музыкальный руководитель. Рекомендуется продумать изюминку вашего самообразования, преподавания, ведь она есть у каждого, и эту изюминку необходимо привнести и пронести через эссе.

Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Источники, используемые материалы, для подготовки методических рекомендаций:

- приказ заведующего МАДОУ «ЦРР-детский сад «Чебурашка» от 09.11.2022 г. № 392-од «Об утверждении Положения о проведении конкурса эссе «Искусство воспитания».

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2020/10/25/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-pishem-esse-pravilno

- https://www.maam.ru/detskijsad/kak-pravil-no-napisat-yese-vospitatelja.html

- https://ds15-apatity.ru/images/pdf-docs/star-vospit-konsultacii/esse.pdf

- Корчагина, Л.М. Как написать творческую работу по педагогике (эссе) : учебно-методическое пособие ; Ряз. гос. ун-т им. С. Есенина. — Рязань, 2008. — 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Особенности организации и проведения коммуникативных игр"

Данные методические рекомендации содержат также картотеку игр на сплочение детского коллектива...

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр»

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр» рекомендованы  для воспитателей ДОУ с целью использования в работе с детьми дошкольного возраста....

Рекомендации для педагогов "Особенности развития ребенка с нарушением слуха"

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучен...

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации процесса восприятия на занятиях по изобразительной деятельности»

Обратить внимание педагогов на составляющие элементы каждого занятия по изобразительной деятельности....

Консультация для педагогов "Правила написания ЭССЕ"

Консультация для педагогов "Правила написания ЭССЕ"...

Методическое пособие для педагогов «Особенности закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Дл...