Использование технологии « Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
консультация
выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ispolzovanija_sinkvejna.docx | 70.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
Воспитатель Е.В. Иванова
Методическая разработка
Использование технологии « Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Оглавление:
Введение
Глава 1.Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников
- Что такое синквейн
- Алгоритм составления синквейна
- Составление синквейна при помощи символов
Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника
2.2. Примеры синквейнов составленными детьми Заключение
Список литературы
Введение
В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:
- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Глава 1.Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.
1.1. Что такое синквейн.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.
Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
Задачи:
- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений
- учить выделять главную мысль, классифицировать
- автоматизировать корригируемые звуки речи
- пополнять и активизировать слова
- формировать умение кратко пересказывать текст
- обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны.
Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
- Алгоритм составления синквейна
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
- Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.
Пример: тема «Деревья».
- Береза.
- Тонкая, белоствольная.
- Растет, зеленеет, радует.
- На берёзе растут почки.
- Лиственное дерево.
- Составление синквейна при помощи символов Условные обозначения слов для составления синквейна :
Слово – живой предмет (кто?) Слово – неживой предмет (что?)
Слово – определение (какая? какой? какое?) Слово – действие (что делает?)
Предложение из четырех слов Слово – ассоциация (синоним первого слова)
Алгоритм составления синквейна при помощи символов
На доске Используя дидактическое пособие (елочка с кармашками)
Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника. В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом
потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!
2.2. Примеры синквейнов составленными детьми 1.Тема «Игрушки».
Медвежонок Коричневый, мягкий Сидит, умывается, ест
Мишка косолапый любит мед Игрушка
- Тема «Деревья». Береза
Высокая, стройная Качается, шелестит, растет
У березы собирают березовый сок Дерево
- Тема «Воздушный транспорт» Вертолёт
Быстрый, удобный Летает, перевозит, садится
Вертолёт похож на стрекозу. Транспорт
Заключение
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Список литературы:
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал
«Логопед» № 5 (2005).
Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009. Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.
Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005.
Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквей...
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную ...
Сопровождение к презентации Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотво...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
laquo;Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...
Методическая разработка "Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников"
Данная методическая разработка нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, в ней обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» ...
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Консультация для педагогов...
Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...