Серия опытов-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Красникова Ольга Васильевна

Любой ребёнок с рождения - исследователь, а экспериментирование - это способ познания окружающего мира, один из важнейших видов детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_prirody_v_detskom_sadu.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование природы в детском саду

Серия опытов-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Вода вокруг нас

 Исследование «Вода прозрачная»                                                                                                Ход исследования. Поставьте перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стакана поместите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков  они видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой палочка видна, а в стаканчике с молоком - нет. Пусть дети посмотрят друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с молоком. Через какой из них что - нибудь  видно?                                                                               Вывод. Вода прозрачная, а молоко нет.                                                                                    Связь с повседневной жизнью. На прогулке  или во время экскурсии исследуйте ближайший водоём или фонтан, чтобы выяснить,  насколько прозрачна в них вода, живут ли в реках озёрах, морях  животные. Объясните детям, что вода в водоёмах прозрачная, поэтому животные,  живущие в воде, могут видеть - у них есть глаза. Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода оказалась непрозрачной.  Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли ли рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?                                                              Благодаря прозрачности воды учёные могут изучать подводный мир.

Исследование «Есть ли у воды цвет?»                                                                                      Ход исследования. Растворите в прозрачных ёмкостях с водой акварельные краски или гуашь разного цвета. Налейте в одни стаканчики соки (апельсиновый, томатный), а в другие – водопроводную воду.  Сравните жидкости по цвету. Пусть дети назовут цвет каждой из них. А какого цвета сама вода? Есть ли у неё цвет? Если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую гуашь и предложите им сравнить полученный раствор с водой. Чем они отличаются? Молоко тоже белого цвета. Пусть ребята окрасят воду в чёрный, зелёный, коричневый, малиновый, лимонный цвета с помощью пакетиков чая. Какого цвета стала вода в разных стаканчиках? А какой она была сначала? Был ли у неё цвет?                                  Вывод. У воды нет цвета. Она бесцветна.                                                                       Связь с повседневной жизнью. Вода в реке, озере и даже аквариуме не всегда кажется прозрачной. Возьмите немного воды из ближайшего водоёма или из аквариума и дайте ей отстояться. Вода в маленьком объёме выглядит прозрачной, бесцветной, а на  дне ёмкости со временем скапливаются кусочки грязи, мелкие водоросли  и т. п.

Исследование «Есть ли уводы вкус?»                                                                                    Ход исследования. Предложите детям попробовать кипячёную воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Очень часто дети убеждённо отвечают, что вода очень вкусная.  Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если и это их не убедит, пусть ещё раз попробуют воду. Постарайтесь доказать, что у воды нет вкуса.                                                                                       Вывод. У воды нет вкуса.                                                                                                                   Связь с повседневной жизнью.   Дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип - неверное с точки зрения свойств воды представление о её свойствах. Объясните, что когда человек очень хочет пить, он с удовольствием пьёт воду, а чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая   вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.  А вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней много разных солей.  Её человек не может пить.                                                                      

Исследование «Есть ли уводы запах?»                                                                                               Ход исследования.  Поставьте перед детьми стаканчики с водой. Предложите им понюхать воду и ответить на вопрос, чем она пахнет. Перед началом опыта напомните, как правильно (безопасно) определять запахи различных веществ: не нужно низко наклоняться над ёмкостью, следует помахать рукой над стаканчиком. Тогда воздух поднимется к вашему носу, и вы почувствуете, как пахнет то, что находится внутри стаканчика. Выслушайте ответы детей и попросите их объяснить свои выводы.  Как правило, дети начинают уверять, что вода очень приятно пахнет, и даже придумывают сравнения: «Пахнет лимоном», «Пахнет снегом» и т.п. Не разубеждайте их, а предложите понюхать воду ещё и ещё раз – до тех пор, пока они не поймут, что у воды запаха нет. Дайте подсказку: «Может быть, вода совсем не пахнет?» После того как дети убедятся в справедливости этого убеждения, сформулируйте вывод: «У воды не запаха». Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья. По этой же причине пахнет вода и в бассейне.                                                                                 Связь с повседневной жизнью.   В природе практически не бывает чистой воды.  Если есть возможность, сходите с детьми к реке, морю, озеру или другому водоёму и подышите на его берегу. Чем пахнет воздух в таком месте? Говорят, что у морей, рек,  озёр есть свои запахи. Это действительно так, потому что  в природной воде содержится много различных веществ. В водоёмах растут водоросли, обитают животные. Их запах и определяет «запах»  водоёма.                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов, экспериментов, фокусов для детей старшего дошкольного возраста.

Как обуздать кипучую энегрию ребенка? Развивайте интерес к окружающему миру....

Серия занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения « Смешуроки на дороге»

Серия занятий по правилам дорожного движения посвящена актуальной проблеме обучения поведению на дорогах детей дошкольного возраста. Занятия построены не на абстрактных категориях, а максимально прибл...

Опыты, эксперименты, наблюдения для детей старшего дошкольного возраста

Опыты, эксперименты, наблюдения в старшей группе.Методическое пособие содержит перспективное планирование поисково-познавательной: опыты, эксперименты, наблюдения и преобразовательной деятельности для...

Картотека опытов-экспериментов для среднего и старшего дошкольного возраста.

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...

Картотека опытов-экспериментов для среднего и старшего дошкольного возраста

Картотека опытов-экспериментов для среднего и старшего дошкольного возраста...

Картотека опытов, экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. 2022-2023

Картотека опытов, экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. 2022-2023...