План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме самообразования.
2.Разработать систему использования игр, конспектов мероприятий с блоками Дьенеша.
3.Провести анализ эффективности проделанной работы.
Предполагаемый результат: при систематической работе способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицании «не».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.
Основные особенности этих дидактических материалов – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому с первой младшей группы (с 2-х лет) нужно начинать знакомить малышей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».
Логические фигуры Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются внимание, память, умение работать в коллективе, самоконтроль, важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов.
Методы и приемы:
Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца
Словесные методы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
Практические методы: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделировании.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Литература:
Список используемой литературы.
- «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики», автор игры: Борисенкова Е. Ю., изготовитель «КОРВЕТ», Санкт - Петербург.
- «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики 2», автор игры: Борисенкова Е. Ю., изготовитель «КОРВЕТ», Санкт - Петербург.
- «Математика от трёх до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов», авт. - сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; изд. «Акцидент», Санкт - Петербург,1997г.
4.«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
5. «Давайте вместе «поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_denesh.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «СВЕТЛЯЧОК»
План по самообразованию
на тему:
«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
на 2021 -2022г.
с. Черниговка
2022г
Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме самообразования.
2.Разработать систему использования игр, конспектов мероприятий с блоками Дьенеша.
3.Провести анализ эффективности проделанной работы.
Предполагаемый результат: при систематической работе способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицании «не».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.
Основные особенности этих дидактических материалов – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому с первой младшей группы (с 2-х лет) нужно начинать знакомить малышей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».
Логические фигуры Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются внимание, память, умение работать в коллективе, самоконтроль, важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов.
Методы и приемы:
Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца
Словесные методы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
Практические методы: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделировании.
Литература:
Список используемой литературы.
- «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики», автор игры: Борисенкова Е. Ю., изготовитель «КОРВЕТ», Санкт - Петербург.
- «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики 2», автор игры: Борисенкова Е. Ю., изготовитель «КОРВЕТ», Санкт - Петербург.
- «Математика от трёх до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов», авт. - сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; изд. «Акцидент», Санкт - Петербург,1997г.
4.«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
5. «Давайте вместе «поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
Электронные ресурсы
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст): практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ: [метод. пособие]/авт.-сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006 [Электронный ресурс]
6.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996. [Электронный ресурс]/http://detsad2301.ru/DswMedia/davaytepoigraem.doc
7.Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников [Электронный ресурс]/
8. Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002. [Электронный ресурс]/http://gigabaza.ru/doc/79722-pall.html
9.Система Дьенеша[Электронный ресурс]/http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html
10.Швайка Т.С.Блоки Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности [Электронный ресурс]/http://igra-doschkolnik.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».
МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...
План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"
Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...
План профессионального самообразования по теме: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Цели: 1) повышение качества воспитательно-образовательного процесса...
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Конспект мастер - класса...
Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2019 год. Тема: «Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. ...
Мастер класс для педагогов на тему "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе в младшем дошкольном возрасте"
Как можно использовать блоки Дьениша во второй младшей группе...