История возникновения транспорта.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Большакова Ксения Михайловна

Воспитывать интерес к истории возникновения транспорта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_transporta.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «История возникновения транспорта»

Воспитатель:

Большакова К.М.

Тема: История возникновения транспорта

Цели:

-развитие познавательного интереса воспитанников к истории транспорта.

- формирование представления о транспорте и его видах;

- предоставить необходимую информацию об истории появления транспорта;

Задачи: Воспитывать интерес к истории возникновения транспорта. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение делать выводы. Ориентироваться на плоскости, умение решать задачи. Развивать память, внимание, логическое мышление, речь.
Использование технологий: ИКТ 

Ход НОД

Утренний круг (звоню в колокольчик)

«Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.


Выглянула я сегодня утром в окно, чтобы посмотреть кто из вас первым придёт в детский сад. Смотрю кто-то с мамой за ручку идёт, кто-то на велосипеде едет, а кого-то папы на машине привезли. И вспомнились мне такие стихи:

Читаю отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

- Кто самый внимательный и сможет нам сказать, на чём ехали звери в этом стихотворении?

- Как одним словом назвать всё это?

 - Для чего нужен им был транспорт?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим? А сможем мы по звуку определить, что за транспорт сигналит? Давайте попробуем.

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

По очереди включаю детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта: скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги.

Были и такие времена, когда человек умел лишь ходить и бегать собственными ногами, а вот ездить не умел. Транспорта не было...

- А когда же появился транспорт? Хотите узнать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие в прошлое и поможет нам в этом, как вы думаете, какой необычный транспорт? (машина времени)

- Занимаем места в нашей машине времени (или другом виде транспорта по выбору детей). А для того что бы отправится в путешествие в прошлое нам нужно закрыть глаза и произнести слова

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка не спеши, нам про прошлое расскажи.

И вот мы с вами оказались в прошлом.

слайд 2

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело.

слайд 3-4

Но тут на помощь человеку пришли … домашние животные: лошади, быки, ослики, ишаки, а в жарких странах – слоны, верблюды. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Но появилась проблема, как же перевозить вещи? Есть проблема- находится решение, и человек нашел решение.

Я приготовила для вас сундучок изобретений. В сундучке находится изобретение древнего человека. Изобретение вам хорошо знакомо. Отгадайте про него загадку

В телеге нет главней его

Что это дети? (колесо.)

Достаю из сундучка колесо

1.Дети, кто изобрел колесо? (человек)

2. Когда человек изобрел колесо? (в далёком прошлом)

3. А зачем человеку колесо? (что бы быстрее передвигаться)

Да ребята человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и поэтому он придумал колесо

слайд 5

КОЛЕСО - великое изобретение человечества, которое изменило жизнь людей.

Давайте с вами проведем эксперимент с колесом. Согласны? Проходите за столы

Опыт

-Перед вами в тарелочке лежат фигуры.

Назовите какие это фигуры. Как одним словом их назвать?

Возьмем треугольник и попробуем его прокатить? Катится? Почему? Возьмём квадрат. Катится? Почему?

Возьмём круг. Катится? Почему? (потому что он круглый и у него нет углов)

Вывод: катятся только круглые предметы

А давайте с вами смастерим колесо для телеги

Если взять ствол толстого дерева, распилить его поперек несколько раз, то получим много деревянных дисков-кругляшек. Это будет колесо? (нет потому что долго не прокатится и будет падать.) Потому что ребята у колеса есть секрет, которого нет у кругляшки – отверстие посередине. А для чего колесу отверстие посередине? (что бы вставить ось)

Вставляют ось и пробуют опять покатить.

Вывод: ось соединяет два колеса, что даёт возможность транспорту передвигаться

слайд 6

Впервые колесо было изобретено на Востоке, затем человек поставил на него коробку, и эта конструкция стала называться тачкой, повозкой.

слайд 7-9

Потом появились телега, сани.

Как вы думаете, чем отличаются друг от друга сани и телега? (ответы детей)

слайд 10-11

На телеге ездить было холодно, дождь мочил одежду. И человек решил сделать из плотной ткани крышу. Получилась хорошая повозка для перевозки грузов и людей.

слайд 12-14

Но вот в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь, уж очень она была грубая и тяжелая. Стал человек думать, чтобы такое изобрести легкое и быстрое, и придумал карету. Карета – это крытая телега. Карета была легче и изящнее телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры. Высокие колеса легко передвигались по улицам городов и дорогам.  Она предназначалась для перевозки людей, причём богатых. Это был их личный транспорт, а не общественный, которым пользуется большинство людей. Несмотря на то, что карета была легче телеги и повозки, лошади быстро уставали. Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут, их нужно было хорошо кормить и поить в дороге. А человек всегда торопится.


слайд 15-16

Затем появился первый в мире трамвай, ездил он с помощью лошадей, а назывался он – конкой, управлял ей кучер. Вот таким образом появился первый транспорт, который назывался гужевым, то есть на конной тяге. Конный транспорт долгое время оставался основным видом транспорта.

Телега и сани, повозка и карета. О каком виде транспорта мы сейчас говорим? (ответы детей) Наземный транспорт передвигается по земле. Но возникает новая проблема. Реки, моря и океаны. Как быть?

слайд 17-19

И человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Так он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагаю подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Пробуем разную силу ветра – дыхание.

Едет человек по земле, плывет по рекам и морям. Но вот на пути появляются горы. Объезжать долго, переплыть нельзя. Как быть? Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

слайд 20

Весь опыт человеческого полета начался с летательных шаров, рулем которых был ветер. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести их на большое расстояние. Но, увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше.

слайд 21

После воздушных шаров начали появляться дирижабли – они могли пересекать океаны, и пролетать почти половину Земли. Позднее дирижабли начали применяться в военной авиации.

слайд 22

Со временем начали появляться вертолеты, планеры, самолеты и другие усовершенствованные модели воздушного транспорта

Физминутка «Едет, плавает, летает»

Показываю детям карточки с изображением транспорта. Они имитируют движение транспорта в зависимости от его вида (водный-руки перед собой как нос корабля, воздушный- руки в стороны, наземный-крутят воображаемый руль)

А каким транспортом вы сами уже умеете управлять?

Всегда ли велосипед был таким?

слайд 23

Как изобрели велосипед

Слово «велосипед» переводится как «быстрая нога». Так, средство передвижения – велосипед получило более широкое распространение и продолжило совершенствоваться.

Но это еще не все. Чтобы велосипед стал таким, каким мы видим его сейчас, ему были необходимы десятилетия – на создание тормозов, механизма свободного хода, подшипников для уменьшения трения, механизма переключения скоростей.

Открываю коробочку изобретений и достаю картинку двигателя.

слайд 24-25

Шло время и человек придумал двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы.

слайд 26

Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль», что значит, сам движется – «самодвижущийся». Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду.

слайд 27-29

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин. Поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Аппликация «Транспорт прошлого и настоящего»

Одинаковым ли был всегда транспорт? Сможете отличить транспорт прошлого от современного? Я предлагаю вам это проверить.

Перед вами лежат картинки, выберите себе одну и определите к какому времени она относится, к какому виду транспорта. Давайте создадим коллажи «Транспорт современный» и «Транспорт прошлого».

Покажите ваши работы друг другу. Всё ли правильно?

Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться.

А для того что бы вернуться, нам нужно закрыть глаза и произнести слова

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка поспеши, нас в настоящее верни.

III Заключительный этап.
Рефлексия.

О чём мы с вами сегодня говорили?

Что вам понравилось делать? Что было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что хотите узнать ещё?

Об этом мы с вами поговорим на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «История возникновения транспорта. Виды транспорта»

На данном занятии дети знакомятся с историей возникновения транспорта, его различных видов. Закрепляются и уточняются  знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного дви...

Образовательный маршрут “История возникновения транспорта”

Образовательный маршрут для совместной образовательной деятельности родлителей и детей в сети интернет....

«История возникновения транспорта. Виды транспорта»

«История возникновения транспорта. Виды транспорта»...

Тема: «История возникновения водного транспорта. Спешим на помощь капитану Врунгелю »

Цель: Знакомство с изменениями  видов и форм водного транспорта.  Задачи.  1 . Создать условия для формирования понимания того, что транспорт изобретён человеком для удобства перем...

История возникновения транспорта. Виды транспорта

Учить детей о профессии водителя,о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Активизируестя словарь,развивается мышление....

Конспект НОД по ПДД в старшей группе «Звёздочка» Транспорт. История возникновения автомобильного транспорта"

Конспект НОД по ПДДТема: "Транспорт. История возникновения автомобильного транспорта"Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельн...