Выступление на семинаре: "Народные игры: возвращение к истокам".
статья
Предварительный просмотр:
Народные игры: возвращение к истокам.
(Выступление Федичевой Е.А.)
2022 год Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил Годом культурного наследия народов России. Одним из кладезей традиций русского народа является народная игра. Через русскую народную игру происходит передача общечеловеческих ценностей, ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений.
Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенских улочках или за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, лапту. Конечно же, этим забавам характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Русские народные игры ценны для всех направлений развития ребенка. Участие в них формирует у игроков представление о чести, смелости, мужестве, желании стать сильными, ловкими, тренирует волю, стремление к победе, т.е. способствует становлению характера. Народная игра это не только развлечение и забава, но и приучение к труду, дисциплине, соблюдению правил, способности объективно оценивать поступки других, развивает чувство справедливости.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, обогащению лексикона, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Почему я выбрала русские народные игры? Потому что они открывают огромные возможности многогранного развития детей легко, без труда. При этом ничего самому выдумывать не надо, всего лишь обратиться к опыту, оставленному нам предками, вернуться к истокам. Они относятся к такому сейчас модному понятию «Этнопедагогика». Моя тема по самообразованию - «Духовно-нравственное воспитание детей дошкол.возраста» - также связана с культурным наследием России.
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой я начала с младшего дошкольного возраста. Ведь они привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью. Важно было привлечь внимание детей к игре, привить желание играть. В начале использовались простые игры типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Более углубленно продолжили работать в старшем возрасте. Теперь передо мной стояла задача – познакомить детей с русской народной подвижной игрой. Мы разучивали по 3 игры в месяц, чтобы дети успевали их усваивать. Помимо подвижных игр проводили игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера. Не исключались народные подвижные игры и в дни, когда были музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Проводились подвижные игры на прогулке, в группе использовались игры малой подвижности.
Для расширения кругозора детей по ознакомлению с русскими народными подвижными играми :
- продолжала знакомить с малыми формами фольклора (познакомила с закличками, дразнилками, шутками, прибаутками и т. д. «Солнышко, пробудись.», «Наш Ваня простота, купил лошадь без хвоста…»). Ввела понятие считалка. Сначала выбирала с помощью считалки сама, потом стала привлекать детей;
- читала русские народные сказки;
- рассматривали предметы быта, посуды, одежды, иллюстрации.
Наблюдая за воспитанниками, мы сделали наблюдение, что у них в возрос интерес к народным играм и они с удовольствием в них участвуют, самостоятельно организуют. Ребята стали выносливее, ловче, развилась гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, и в целом укрепилось здоровье. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти на помощь друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий нравственно – патриотического...
«Организация духовно -нравственного воспитания в рамках образовательной организации». Проект: "Возвращение к истокам"
Духовно- нравственное воспитание наиболее актуально в наше время....
Дидактическая игра "Возвращение к истокам"
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не сп...
Исследовательско – творческий проект «Славянская кукла – возвращение к истокам»
Паспорт проектаНазвание проекта «Славянская кукла – возвращение к истокам»Тип проекта Исследовательско – творческий.Продолжительность проекта Средней продолжительности.Участник...
Выступление на семинаре "Народное декоративно - прикладное искусство"
Выступление на семинаре "Народное декоративно - прикладное искусство"...
Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».
Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ». Воспитат...