Способы обеспечения условий для развития творческой и познавательной активности детей.
материал (подготовительная группа)

Способы обеспечения условий для развития творческой и познавательной активности детей.

Познавательная активность, это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков – это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого в сотрудничестве.

Процесс мышления предполагает, не только использование готовых способов действий и отработанных схем, но и построение новых ( в пределах возможностей ребенка)

     Предполагается, что к моменту поступления в первый класс, ребенок может решать сложные задачи:

Уметь видеть проблему и ставить вопросы;

Уметь доказывать;

Делать выводы, высказывать предположения;

И строить планы по их проверке.

Исследовательский метод, является одним из основных методов, который может помочь детям решить задачи, обозначенные выше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы обеспечения условий для развития творческой и познавательной активности детей.

Познавательная активность, это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков – это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого в сотрудничестве.

Процесс мышления предполагает, не только использование готовых способов действий и отработанных схем, но и построение новых ( в пределах возможностей ребенка)

     Предполагается, что к моменту поступления в первый класс, ребенок может решать сложные задачи:

Уметь видеть проблему и ставить вопросы;

Уметь доказывать;

Делать выводы, высказывать предположения;

И строить планы по их проверке.

Исследовательский метод, является одним из основных методов, который может помочь детям решить задачи, обозначенные выше.

   Задача педагогов включать детей в осмысленную деятельность, в ходе которой, они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их свойства и различия. Предоставить детям возможность приобретать знания самостоятельно.

Если применять систему детского экспериментирования в процессе обучения, ребенок научится моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, устанавливать взаимосвязи, закономерности.

Познавательная активность формируется под воздействием разных факторов, таких, как любознательность усидчивость, мотивация, личность педагога, методы воспитания и обучения.

Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую то и познаю. Раскрытие тайн, не может быть решена прямым действием или указанием ребенку, необходима сильная мотивация. Поэтому развивающую среду нужно разумно продумать и обустроить.

Познавательная мини среда удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.

Коммуникативная мини среда стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия.

Творческая мини среда приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации

Таким образом предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды активности: физическую, умственную, игровую; Становится обьектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой саморазвития а также развития всех видов деятельности

Отдельно хотелось бы отметить конструктивную деятельность детей ; она является отличным средством умственного развития детей. В процессе конструирования ребенок овладевает структурными характеристиками предмета, его функционалом. Детально знакомится с предметом, рассматривает его, расчленяет на составные части, находит общее в деталях и различие между ними. Ребенок, конструируя предмет, мысленно представляет каким он будет, а зна

чит ставит цель, определяет последовательность своих действий. А если дарит свою конструкцию другим, учится использовать результат поделок.

Художественная литература, изобразительное искусство, кино, познавательные телепередачи являются художественным средством, способствующим эмоциональной окраске получаемых знаний.

Природа и взаимодействие с ней также является эффективным средством. Изучая изменения происходящие в природе дошкольника дети обогащают свой опыт и потом используют в самостоятельной деятельности.

Нужно создавать такие условия, где ребенок будет активным участником, а не слушателем. Одним из перспективных методов в развитии познавательной активности является проектная деятельность.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, и именно в этой деятельности ребенок может задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.

Весь процесс познавательной исследовательской деятельности тесно связан с этапами развития детского мышления: от наглядно - действенного к наглядно-образному и элементарному логическому мышлению.

                            В заключении хочу подвести итог, для обеспечения развития познавательных интересов детей требуется :

  1. Вести обучение в форме игры, где ребенок участник, а не наблюдатель
  2. Поиск новых методов и приемов обучения с учетом интеграции областей.
  3. Требования к пространственной среде.
  4. Повышение профессиональных умений педагога.
  5. Экспериментирование.
  6. Привлечение родителей воспитанников к подбору материала.
  7. Создание проблемных ситуаций.
  8. Интеграция разнообразных видов деятельности на занятии.
  9. Принятие и любовь к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включи...

Мастер - класс на тему «Развитие творческой и познавательной активности дошкольников через конструирование из строительного материала»

Данная разработка представляет собой конспект мастер - класса, целью которого является повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из строительного материала....

Педагогический блокнот по теме: «Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы.»

Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы...

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

Развитие коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Мастер - класс на тему "Развитие  коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО".Были поставлены следующие задачи:...

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"...

Создания условий для развития любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.

laquo;В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Д.Лессинг...