НОД "Масленица" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Широкая Масленица»
Цель: Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
- познакомить с русским народным фольклором, используя заклички, хороводы;
- воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
Материалы: блины (круги, вырезанные из бумаги желтого цвета); куколка «Масленица»; демонстрационные картинки с изображением куклы-масленицы, разрезанные на 6-8 частей; репродукции картин русских художников и картинки по теме занятия.
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Какое сейчас время года (зима).
- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
- А знаете ли вы какой народный праздник мы отмечаем в феврале на этой неделе?
*Масленица
- А почему этот праздник так называется?
*предположения детей
- Масленица — это долгожданное прощание с зимой и весёлая встреча весны. Еще его называют «Проводы зимы». Масленица – самый веселый и поистине всеобщий народный праздник.
- Про Масленицу говорили «широкая масленица». Как вы думаете почему?
*этот праздник празднуют целую неделю
- А сколько дней в неделе? Как они называются?
- Каждый день на масленичной недели имеет свое название. Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.
На шесте стою, с высока гляжу.
Тело, руки, голова - всё из соломы у меня.
Обрядили, принесли,
А затем меня сожгли (чучело)
- Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест.
*демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения
- Была еще традиция: в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была - домашняя Масленица. Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.
- В каждом селе чучело куклы было своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.
*собери мозаику – куклу «Масленица»
- Сделав чучело - куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряжаные. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревни и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».
- Собравшись группками, они обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали самое главное угощение на масленицу - блины:
Тин-тинка, подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу?
*ответы детей
- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. А солнышко люди всячески призывали к себе на помощь в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу: «Вот каким круглым, румяным, и горячим ты должно быть теперь! Ведь скоро сев! »
- А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»?
*всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом
- Родственники, друзья, соседи- все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто … /блин/
Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/
Испекли для дочек – назовём … /блиночек/
Будет кушать их сынок - назовём тогда … /блинок/
Огромный, как домище назовём - … /блинище/
- Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».
Вот и нам пришла пора поиграть.
Танец-игра «Ты катись, горячий блинчик»
Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:
Ты катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячий блинчик, тот
Сейчас станцует нам.
У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.
- Каждый день на масленичной недели проходили народные гулянья, игрища, потехи и забавы. Какие же развлечения придумал народ: дети катались со снежных гор на лыжах и санках, даже устраивали соревнования, чьи сани дальше улетят с горы, катались на каруселях и качелях, чтобы всё в будущем году было благополучно, бегали по деревне и пели песенки-заклички.
Выходи, народ,
Становись у ворот
Весну закликать,
Зимушку провожать.
Весна, весна-красна,
Приди, весна, с радостью!
- Взрослые по деревне катались на украшенных нарядных тройках с бубенцами, перезвоном колокольчиков. В больших деревянных балаганах (уличных театрах) давали представления и концерты бродячие артисты во главе с Петрушкой. Народные гулянья не обходились без скоморохов, которые веселили людей. Они пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, устраивали медвежьи потехи. Шуты и скоморохи смешили людей до слез, рассказывая всякие небылицы.
- Устраивались также состязания:
В.И. Суриков «Взятие снежного городка»
- Строили снежные городки и ледяные крепости и брали их с боем. Играющие делились на две команды и одни пытались разрушить крепость, а другие оборонялись
Кириллов Иван. «Масленица. Кулачки»
- Молодые мужчины устраивали кулачные бои. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один».
- Не менее интересным было испытание ледяным столбом. Посреди деревни ставили высокий облитый водой столб. На него подвешивали ценные подарки, и все желающие могли попробовать влезть на столб и достать подарок.
- В воскресенье, в последний день праздника, «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы - Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!
- Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.
- И последний день праздника назывался «прощеное воскресенье». Все люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.
- Мы с вами, ребята, тоже всю неделю будем водить хороводы, играть в снежки, кататься на санках, брать снежные крепости на прогулке, сжигать чучело и угощаться блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).
Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...