Мастер - класс: «Русские народные хороводы и игры».
статья
Цель моего мастер-класса познакомить танцевальным хороводным движениям, ведь хоровод создает великолепную атмосферу радости и веселья, а учитывая тесную связь всех участников, которые создают коллективное настроение, вы зарядитесь надолго положительными потоками и обретете новые силы, и я думаю, с удовольствием научите своих ребят этим незатейливым движениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_vystupleniya.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд | Речь |
1 | Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер - класс: «Русские народные хороводы и игры».
|
2 | Цель моего мастер-класса познакомить и научить вас, уважаемые коллеги, танцевальным хороводным движениям, ведь хоровод создает великолепную атмосферу радости и веселья, а учитывая тесную связь всех участников, которые создают коллективное настроение, вы зарядитесь надолго положительными потоками и обретете новые силы, и я думаю, с удовольствием научите своих ребят этим незатейливым движениям. Задачи представлены на слайде. |
3 | Танец дошкольника – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний ребёнка, способ раскрыть свой внутренний мир и показать его окружающим. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Хороводы развивают чувство ритма и музыкального слуха, совершенствуют двигательные навыки, располагают детей друг к другу. |
4 | Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение – круг, который символизирует Солнце. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связана с песней. В далекие языческие времена хороводы имели культово-обрядовые значения. Но со времен хоровод утрачивает значение обряда. Хоровод становится русским бытовым танцем, в которых существуют свои определенные правила исполнения, определенные отношения между участниками, известному и выработанному ритуалу в хороводе всегда проявляется чувство дружбы, единства. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за венок, за платок, шаль, пояс. |
5 | Сейчас я познакомлю вас с двумя видами хоровода. «Тихие» круговые пляски, которые не сопровождаются песнями и аккомпанементом музыкальных инструментов, основной акцент которых осуществляется на создание наиболее оригинальных, запутанных фигур – это и есть орнаментальный хоровод. Если во время песни сюжет, действия и содержание раскрываются в словесной форме, то в ходе пляски все это выражается движениями, яркой мимикой, жестами, созданием оригинальных образов персонажей. Такие хороводы называются игровыми. |
6 | Фигур хороводов великое множество, познакомимся с некоторыми из них. Как я уже говорил, основной фигурой является круг, который символизирует Солнце. КРУГ – эту фигуру в (Смоленской области называют «коло», «колесо»; в Архангельской «шина»; в Ярославской, Ивановской «основа», «основка»; в Иркутской, Сибири «кара вай». В Томской области водят хороводы «косым» кругом – это сплющенный, удлинённый круг. Число участников хоровода не ограничено. |
7 | ДВА КРУГА РЯДОМ – круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться и по часовой стрелке и против её движения. |
8 | ВОСЬМЕРКА – фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны, в определённый момент участники разрывают круги, через одного переходят из одного круга в другой, образуя рисунок «восьмёрка». |
9 | КРУГ В КРУГЕ – один круг большой, внутри него круг меньше. Внешний круг движется по солнцу, внутренний может двигаться и по солнцу и в противоположную сторону. |
10 | ЗМЕЙКА – в Архангельской области называют «кривули»; в Московской «уж». Змейка может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий, разорвав круг и продолжая двигаться внутри его, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители не разрывая рук, точно следуют за ведущим. |
11 | УЛИЦА – в Московской области называют «стенка»; в Пермской «проулочек»; в Архангельской «улица»; в Иркутской «порядок». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют эту фигуру. |
12 | ВОРОТА – и две линии исполнителей парами стоят одна против другой – улицей. Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют ворота, другие руки свободно опушены. Пары, стоящие напротив проходят под воротами. |
13 | РУЧЕЁК – рисунок на основе двух колонн стоят рядом и подают друг другу руки, поднимая их вверх. Каждая пара проходит вперёд под руками остальных пар, как бы имитируя течение ручья. |
14 | А, сейчас, уважаемые коллеги, прошу вас под музыку вместе со мной выполнить некоторые элементы орнаментального хоровода. (звучит музыка «Во поле березка стояла» Спасибо, все молодцы. |
15 | А теперь познакомимся с игровым хороводом. Я выбрал две интересных композиции, первая более подойдет детям младшего возраста, называется она «Вперед четыре шага». Маленькие дети с удовольствием и интересом выполняют движения этой хороводной игры, вторая игра подходит для детей старшего и подготовительного возраста и называется - «Бояре, а мы к вам пришли!» Причем играть в эту хороводную игру можно сколь угодно долго, придумывая все новые вопросы. Алгоритм ознакомления с хороводной игрой представлен на слайде. |
16 | Итак, для чего же нам нужны хороводы и хороводные игры? Они помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега. |
17 | Ресурсы |
18 | Желаем творческих успехов! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Русские народные подвижные игры"
Очень полезный материал для проведения весёлого и активного мероприятия на свежем воздухе....
Мастер-класс "Русские народные подвижные игры"
Презентация "Русские народные игры"...
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Презентация "Мастер-класс русские народные хороводы и игры"
Познакомить педагогов с элементами русского хоровода, направленных на формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Развивать творческую активность педагогического коллектива...
Мастер-класс "Русские народные традиции"
Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое рус...
МАСТЕР-КЛАСС «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ»
МАСТЕР-КЛАСС «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ»...