Педагогическая диагностика
учебно-методическое пособие
Оценочные листы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика вторая младшая группа | 43.56 КБ |
Диагностика средняя группа | 50.69 КБ |
Диагностика старшая группа | 53.35 КБ |
Диагностика вторая группа раннего возраста | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика. Вторая младшая группа.
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.
Задачи педагогической диагностики:
*Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
*Оптимизация работы с группой детей.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка.
Диагностический материал включает два блока:
1) Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;
2) Диагностика развития базовых личностных качеств.
.Побуждения оцениваются по критериям:
4 - устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
3- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
2 - ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
1 - не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
4 - четкие, содержательные, системные;
3 - четкие, краткие;
2 - отрывочные, фрагментарные;
1- не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
4 - выполняет самостоятельно;
3 - выполняет с помощью взрослого;
2 - выполняет в общей со взрослым деятельности;
1 - не выполняет.
Критерии вносятся в диагностические карты.
Карта наблюдений детского развития /индивидуальная динамика/. Вторая младшая группа.
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Формирование основ безопасности. | ||||||||||||
Фамилия, имя ребёнка | Социа-лизация | Развитие общения | Нравст- венное воспи-тание | Образ Я | Семья | Д/сад | Родная страна | КГН | Самооб- служива- ние | Труд | Безопас-ное поведение в природе | Безопас-ность на дорогах | Безопас-ность собственной жизнедеятельнос- ти | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
*Соблюдает навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
*Умеет общаться со сверстниками и взрослыми.
*Имеет элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
*Умеет пожалеть сверстника, обнять, помочь.
*Проявляет внимательное, заботливое отношение к окружающим.
*Соблюдает культуру вежливого поведения (здоровается, прощается, благодарит за помощь).
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Образ Я.
*Может рассказать о себе (мальчик (девочка), любит играть и т.п.), о прошлом (не умел ходить, говорить и т.д.) и о прошедших с ним изменениях (сейчас умеет правильно вести себя за столом и т.д.).
Семья.
*Имеет представления о членах своей семьи (как зовут, чем занимаются).
Детский сад.
*Свободно ориентируется в помещениях детского сада. Бережно относится к вещам, умеет использовать их по назначению.
*Развито чувство общности с другими детьми.
Родная страна.
*Знает название села, в котором живёт.
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки.
*Обладает простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
*Имеет элементарные навыки поведения за столом.
Самообслуживание.
*Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности
*Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого.
Общественно-полезный труд.
*Проявляет желание участвовать в посильном труде, выполнять элементарные поручения.
Труд в природе.
*Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными с помощью взрослого.
Уважение к труду взрослых.
*Имеет представления о понятных возрасту профессиях (воспитатель, врач, продавец…), бережно относится к результатам их труда.
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
*Знает правила поведения в природе (не рвать растения, не ломать ветки, не трогать животных)
Безопасность на дорогах.
*Различает проезжую часть дороги, тротуар, понимает значение сигналов светофора.
*Имеет первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Безопасность собственной жизнедеятельности.
*Знает источники опасности дома.
*Соблюдает правила безопасного передвижения в помещении.
*Соблюдает правила безопасности в играх с мелкими предметами, с песком, водой.
Познавательное развитие.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности | Приобщение к социокультурным ценностям | Формирование элементарных математических представлений | Ознакомление с миром природы | |||||||||||||||
Фамилия, имя ребёнка | Первичные представ- ления об объектах окружаю-щего мира | Сен сор- ное раз- ви- тие | Ди- дактические игры | Представления о профес сиях. | Представления о мире предме- тов | Представ ления о ближай-шем окруже-нии | Ко ли чест во | Ве- ли- чи- на | Фор ма | Ориен- тировка в прост ранстве | Ориен- тировка во вре- мени | Домаш- ние, ди кие жи вотные Птицы | Ово- щи, фрук ты, яго- ды | Сезон ные изме- нения в при- роде | Свой ства воды | Пра- вила пове дения в при- роде | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Первичные представления об объектах окружающего мира.
*Умеет выделять отдельные части и характерные признаки предметов.
*Стремятся использовать исследовательские действия.
Сенсорное развитие.
*Развито восприятие, образные представления.
*Умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
*Умеет называть формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Дидактические игры.
*Умеет подбирать предметы по цвету и величине, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определённой последовательности 2 – 3 цвета, собирать картинку из 4 – 6 частей.
*В совместных дидактических играх выполняют постепенно усложняющиеся правила.
Речевое развитие
Развитие речи | Художественная литература | ||||||||||
Фамилия имя ребенка | Развивающая речевая среда | Формирование словаря | ЗКР | Граммати-ческий строй | Связная речь | Умение слушать сказки, рассказы, стихи | Участие в драматиза- ции произведе ния | Чтение наизусть небольших стихов | Проявление интереса к книге | Начало года | Конец года |
Развивающая речевая среда.
*Умеет общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни и т.д.).
*Умеет в быту, в самостоятельных играх взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом посредством речи.
Формирование словаря.
*Развит словарный запас.
*Умеет различать и называть существенные детали и части предметов (у платья рукава, карманы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко режется, рвётся; стеклянные предметы бьются), местоположение (за окном, высоко, далеко).
*Понимает обобщающие слова (одежда, посуда и т.д.).
Звуковая культура речи.
*Внятно произносит в словах гласные и некоторые согласные звуки.
Грамматический строй речи.
*Умеет согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
*Умеет употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
*Использует в речи распространённые предложения.
Связная речь.
*Развита диалогическая форма речи.
*Участвует в разговоре во время рассматривания картин, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.
*Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Художественно – эстетическое развитие
Фамилия имя ребенка | Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Начало года | Конец года | ||
Рисование | Лепка | Аппликация | |||||
Приобщение к искусству.
*Развиты эстетические чувства, художественное восприятие.
*Эмоционально откликается на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
*Имеет представления о элементарных средствах выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты).
Изобразительная деятельность.
*Проявляет интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
*Умеет изображать в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавать их образную выразительность.
*Умеет создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Конструктивно-модельная деятельность.
*Проводит простейший анализ созданных построек.
*Различает, называет и использует основные строительные детали.
*Сооружает новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использует в постройках
детали разного цвета.
*Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу.
* Умеет обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
*После игры складывает детали в коробки.
Физическое развитие
Фамилия имя ребенка | Формирование начальных представлений о ЗОЖ | Физическая культура | Начало года | Конец года | |||
Различает и называет органы чувств | Имеет представление о полезной и вредной пище | Может рассказать о своем самочувствии | Соблюдает навыки гигиены и опрятности | Подвижные игры | |||
Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы, помогают предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении с взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
- Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
- Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"».
- Знает свои имя и фамилию, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Имеет представления о труде взрослых (врач, продавец, шофёр и т.д.)
Методы: наблюдение за игровой деятельностью детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
2.Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда,
одежда, мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»
3.Умеет классифицировать предметы, имеет представления о материалах (дерево, бумага, ткань, глина).
Методы: игровая ситуация.
Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д .
А теперь скажи, из чего сшито платье?
Из бумаги, дерева или ткани?
А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
4.Узнаёт и называет животных, их детёнышей.
Методы: дидактическая игра «Чьи детки?»
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: картинки с изображением взрослых животных, детёнышей.
Задание: показывая детёнышей, педагог просит найти маму.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
2. Умеет вести диалог с педагогом, сверстниками /связная речь/.
Методы: беседа, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: вовлекать в разговор во время рассматривания предметов, картин; наблюдений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу».
Образовательная область «Физическое развитие»
- Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру «Солнышко и дождик». На сигнал «солнышко», дети бегают. На сигнал «дождик», дети бегут
под зонт.
Результаты педагогической диагностики (обследования) используются исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей.
Выводы и предложения:
Индивидуальная работа с детьми по:
Обр. обл. «Речевое развитие»________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Познавательное развитие»_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Социально-коммуникативное развитие»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Физическое развитие»___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели и задачи на учебный год____________________________________________________________________________________
По результатам диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут.
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика. Средняя группа.
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.
Задачи педагогической диагностики:
*Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
*Оптимизация работы с группой детей.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка.
Диагностический материал включает два блока:
1) Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;
2) Диагностика развития базовых личностных качеств.
.Побуждения оцениваются по критериям:
4 - устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
3- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
2 - ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
1 - не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
4 - четкие, содержательные, системные;
3 - четкие, краткие;
2 - отрывочные, фрагментарные;
1- не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
4 - выполняет самостоятельно;
3 - выполняет с помощью взрослого;
2 - выполняет в общей со взрослым деятельности;
1 - не выполняет.
Критерии вносят в диагностические карты.
Карта наблюдений детского развития /индивидуальная динамика/. Средняя группа.
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Формирование основ безопасности. | ||||||||||||
Фамилия, имя ребёнка | Социа-лизация | Развитие общения | Нравст- венное воспи-тание | Образ Я | Семья | Д/сад | Родная страна | КГН | Самооб- служива- ние | Труд | Безопас-ное поведение в природе | Безопас-ность на дорогах | Безопас-ность собственной жизнедеятельнос- ти | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
*Проявляет взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника.
*Умеет играть в коллективные игры.
*Проявляет скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок.
*Здоровается, прощается, называет работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешивается в разговор взрослых, вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Образ Я.
*Имеет представления о росте и развитии, прошлом, настоящем и будущем.
*Имеет первичные представления об своих правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице.
*Имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
Семья.
*Имеет первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
Детский сад.
*Свободно ориентируется в помещениях детского сада. Бережно относится к вещам, умеет использовать их по назначению.
*Развито чувство общности с другими детьми.
Родная страна.
*Рассказывает о своем родном посёлке.
*Имеет представления о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики)
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки.
*Самостоятельно умывается, моет руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
*Умеет пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
*Соблюдает правила аккуратного приема пищи.
Самообслуживание.
*Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок.
*Стремится быть аккуратным, опрятным.
Общественно-полезный труд.
* Ответственно относится к порученному заданию (доводит дело до конца, стремится сделать его хорошо).
*Проявляет инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
*Умеет самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада.
* Умеет самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.
Труд в природе.
*Проявляет желание ухаживать за растениями и животными, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
Уважение к труду взрослых.
*Называет профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
*Имеет элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
*Имеет понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
Безопасность на дорогах.
*Умеет ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
* Знает с понятия «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарные правила поведения на улице. *Знает о необходимости соблюдать правила дорожного движения, о назначении светофора и работе полицейского.
*Знаком с различными видами транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
Безопасность собственной жизнедеятельности.
*Знает с правила безопасного поведения во время игр, назначение и правила пользования бытовыми электроприборами, правила поведения с незнакомыми людьми.
*Умеет пользоваться столовыми приборами; ножницами.
*Имеет представления о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность | Ознакомление с миром природы | |||||||||||||
Фамилия имя ребёнка | Первичные представле- ния об объектах окружающе- го мира | Сенсорное развитие | Проектная деятель- ность. | Дидакти- ческие игры | Знания о живот- ных в т.ч. о пресмыкающихся и их образе жизни | Знания о насе- комых | Знания о фруктах,овощах,ягодах, грибах | Знание комнат- ных растений. | Знание деревьев | Свойства песка и глины | Сезон- ные измене-ния в природе | Правила поведения в природе | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года |
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений | Приобщение к социокультурным ценностям | ||||||||||
Фамилия имя ребёнка | Количество | Величина | Форма | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Знания об общественном транспорте | Знания о культурных явлениях | Элементарные знания о труде и профессиях | Правила поведения в обществен- ных местах | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Первичные представления об объектах окружающего мира.
*Умеет выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), сравнивать и группировать их по этим признакам.
*Имеет представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.
*Стремится самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
*Умеет устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Сенсорное развитие.
*Использует полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
*Называет геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
*Определяет различные материалы на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
*Умеет использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Проектная деятельность.
*Имеет первичные навыки в проектно - исследовательской деятельности.
Дидактические игры.
*Знает игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствует умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
*Знает правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
Ознакомление с миром природы.
*Имеет представления о домашних животных, декоративных рыбках ( золотые рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, караси и др.), птицах (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
*Имеет представления о представителях класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешнем виде и способах передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
*Знает о насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
*Знает и называет фрукты (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощи (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягоды (малина, смородина, крыжовник и др.), грибы (маслята, опята, сыроежки и др.).
*Имеет знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); о способах ухода за ними.
*Умеет узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
*Знает о свойствах песка, глины и камня.
*Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
*Замечает сезонные изменения в природе.
Речевое развитие
Развитие речи | Художественная литература | ||||||||||
Фамилия имя ребенка | Развиваю-щая речевая среда | Формиро- вание словаря | ЗКР | Граммати- ческий строй | Связная речь | Умение слушать сказки, рассказы, стихи | Участие в драматизациипроизве- дения | Чтение наизусть небольших стихов | Проявление интереса к книге | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года |
Развивающая речевая среда.
*Может обсуждать информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Любознателен.
*Доброжелательно общается со сверстниками, может порадовать друга, поздравить его, спокойно высказать свое недовольство его поступком.
Формирование словаря.
*Активно использует в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
*Использует в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
*Использует в словаре существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
*Употребляет в речи слова – антонимы.
*Употребляет существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.).
Звуковая культура речи.
*Правильное произношение гласных и согласных звуков; отчётливое произношение слов и словосочетаний.
*Развит фонематический слух /различает на слух и называет слова, начинающиеся на определённый звук/.
Грамматический строй речи.
*Умеет согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах, употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок).
* Активно употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Связная речь.
*Владеет диалогической речью /участвует в беседе, понятно отвечает на вопросы и задаёт их/.
*Описывает предмет, картину.
*Пересказывает наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Художественно – эстетическое развитие
Фамилия имя ребенка | Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года | ||
Рисование | Лепка | Аппликация | |||||
Приобщение к искусству.
*Выражает эстетические чувства, проявляет эмоции при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
*Имеет представления о профессиях артиста, художника, композитора.
*Может узнавать и называть предметы и явления природы окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
*Имеет представления о жанрах и видах искусства / стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура)/.
*Выделяет и называет основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук), создаёт свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
*Имеет представления об архитектуре. /Дома, в которых они живут, детский сад, школа, другие здания — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д./
*Проявляет интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада.
*Умеет замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
*Изображает в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
*Имеет знания о книге, книжной иллюстрации.
*Бережно относится к произведениям искусства.
Изобразительная деятельность.
*Проявляет интерес к изобразительной деятельности.
*Развиты эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно – творческие способности.
*Умеет рассматривать и обследовать предметы.
*Умеет создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
*Умеет сохранять правильную позу при рисовании.
*Аккуратный: сохраняет своё рабочее место в порядке, по окончании работы наводит порядок.
*Дружелюбен при оценке работ других детей.
Конструктивно-модельная деятельность.
*Способен различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
*Умеет анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).
*Умеет самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
*Сооружает постройки из крупного и мелкого строительного материала, использует детали разного цвета для создания и украшения построек.
*Умеет конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).
*Изготавливает поделки из природного материала.
Физическое развитие
Фамилия имя ребенка | Формирование начальных представлений о ЗОЖ | Физическая культура | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года | ||||
Различает и называет части тела и их назначение | Имеет представление о полезной и вредной пище и витаминах | Понимает значение слов «болезнь» «здоровье» | Соблюдает навыки гигиены и опрятности | Имеет представление о ЗОЖ | Подвижные игры | |||
Примеры описания инструментария по образовательным областям.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Материал: куклы, мячик.
Задание: «Куклы поссорились из-за игрушки-мячика. Помоги им помириться».
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально
откликается.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Два жадных медвежонка».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
3. Имеет представления о семье, её членах.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: семейная фотография.
Задание: «Назови, кто на фотографии?»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Предметное и социальное окружение.
1. Умеет находить предмет, описывать и называть, для чего предназначен.
Методы: игра «Чудесный мешочек».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики и т. п.).
Задания
* Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).
* Опиши его (какой предмет).
Ознакомление с природой.
2. Знает и называет овощи.
Методы: игровая ситуация «Помоги мишке собрать урожай».
Материал: игрушка-мишка, корзинки разного цвета, муляжи фруктов и овощей.
Задание: собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, в другой – овощи.
Формирование элементарных математических представлений.
3. Соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
Методы: Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, :квадрат, шар, цилиндр,
прямоугольник и др.)
Задание: соотнести форму предметов с геометрическими фигурами.
Образовательная область «Речевое развитие».
1.Умеет вести диалог, обсуждает информацию о предметах, явлениях.
Методы: беседа, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: вовлекать в разговор во время рассматривания предметов, картин; наблюдений.
2.Умеет образовывать форму множественного числа существительных, употреблять эти существительные в именительном и
винительном падежах.
Методы: дидактическая игра «Прятки».
Материал: наборы игрушечных животных.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: расставляю игрушки, предлагаю ребёнку назвать группы животных (лисята, ежата).
Ребёнок закрывает глаза, убираю группу игрушек, прошу назвать кого не стало (медвежат, котят и т.д.).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Проявляет творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Методы: игра - задание, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: геометрические фигуры, разные по форме и размеру.
Задание: составить различные изображения.
- Умеет лепить предмет, состоящий из нескольких частей.
Методы: наблюдение. Анализ детской работы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Задание: ребёнку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей.
- Умеет выполнять постройку по схеме, различает и называет строительные детали.
Методы: игра, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: схема постройки, строительные детали (кубы, пластины, кирпичики, бруски), игрушка – медвежонок.
Задание: «Построй такой же домик медвежонку».
Образовательная область «Физическое развитие»
- Имеет представления о полезной и вредной пище.
Методы: игра, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: карточки с изображением продуктов, кукла Незнайка.
Задание: Незнайка хочет быть здоровым, но не знает, какие продукты полезны, а какие нет. Помоги.
- Умеет соблюдать правила в подвижных играх, развита двигательная активность.
Методы: игра «Котята и щенята», наблюдение.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Оборудование: скамейки, шапочки котят и щенят.
Задание: подвижная игра «Котята и щенята».
Результаты педагогической диагностики (обследования) используются исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей.
Выводы и предложения:
Индивидуальная работа с детьми по:
Обр. обл. «Речевое развитие»________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Познавательное развитие»_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Социально-коммуникативное развитие»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Физическое развитие»___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели и задачи на учебный год____________________________________________________________________________________
По результатам диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут.
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика. Старшая группа.
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.
Задачи педагогической диагностики:
*Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
*Оптимизация работы с группой детей.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка.
Диагностический материал включает два блока:
1) Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;
2) Диагностика развития базовых личностных качеств.
.Побуждения оцениваются по критериям:
4 - устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
3- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
2 - ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
1 - не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
4 - четкие, содержательные, системные;
3 - четкие, краткие;
2 - отрывочные, фрагментарные;
1- не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
4 - выполняет самостоятельно;
3 - выполняет с помощью взрослого;
2 - выполняет в общей со взрослым деятельности;
1 - не выполняет.
Критерии вносят в диагностические карты.
Карта наблюдений детского развития /индивидуальная динамика/. Старшая группа.
Социально – коммуникативное развитие.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Формирование основ безопасности. | ||||||||||||
Фамилия, имя ребёнка | Социа-лизация | Развитие общения | Нравст- венное воспи-тание | Образ Я | Семья | Д/сад | Родная страна | КГН | Самооб- служива- ние | Труд | Безопас-ное поведение в природе | Безопас-ность на дорогах | Безопас-ность собственной жизнедеятельнос- ти | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
*Умеет сообща играть, трудиться, заниматься; умеет находить общие интересные занятия.
*Уважительно относится к старшим.
*Проявляет заботу о младших, помогает им, защищает тех, кто слабее.
*Проявляет заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания.
*Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников.
*Имеет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
*Употребляет в речи вежливые слова, использует фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Образ Я.
*Имеет представления об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим).
*Имеет представления о себе в прошлом, настоящем и будущем.
*Соблюдает уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья.
*Имеет представления о семье и её истории.
*Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.
*Знает свои обязанности по дому, принимает посильное участие в подготовке семейных праздников.
Детский сад.
*Проявляет интерес к окружающей среде детского сада, умеет замечать изменения в оформлении помещений, объяснять причины изменений, высказывать своё мнение.
*Стремится поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать её произведениями искусства, рисунками.
*Имеет представления о себе как о члене коллектива, участвует в проектной деятельности, взаимодействует с детьми других возрастных групп.
*Принимает участие в мероприятиях детского сада, в том числе совместно с родителями.
Родная страна.
*Имеет представления о малой Родине; о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.
*Имеет представления о родной стране, о том, что Россия – многонациональная страна; о государственных праздниках.
*Имеет представления о Российской армии.
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки.
*Соблюдает культурно – гигиенические навыки: следит за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком.
*Умеет правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание.
*Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу, опрятно заправлять постель.
*Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, убирать их.
Общественно-полезный труд.
*Проявляет желание выполнять посильные трудовые поручения, участвовать в совместной трудовой деятельности.
*Имеет необходимые навыки в разных видах труда, самостоятельность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
*Умеет оценивать результат своей работы.
*Помогает взрослым поддерживать порядок в группе и на участке.
*Добросовестно выполняет обязанности дежурных по столовой.
Труд в природе.
*Проявляет желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями и животными в уголке природы.
*Участвует в посильном труде в природе (осенью, зимой, весной и летом).
*Имеет представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
Уважение к труду взрослых.
*Бережно относится в предметам, сделанными руками человека.
Формирование основ безопасности.
Безопасное поведение в природе.
*Имеет понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
*Знает и называет явления неживой природы, знает правила безопасности при грозе.
*Знает правила оказания первой помощи при укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
*Знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
*Знаком с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «»Дорожные работы» и т.д.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
*Знает и соблюдает правила безопасного поведения во время игр в разное время года.
*Имеет и соблюдает правила безопасного поведения в быту (обращение с электроприборами..)
*Имеет знания о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
*Знаком с работой МЧС.
*Знает, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
*Знает своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Познавательное развитие
Фамилия имя ребенка | Познавательно – исследовательская деятельность | Ознакомление с миром природы | ||||||||||||
Первичные представле-ния об объектах окружаю-щего мира | Сенсорное развитие | Проект-ная деятель-ность. | Дидакти-ческие игры | Знания о живот в т.ч. о пресмыкающихся, образе жизни | Растения ближайшего окруже-ния | Комнат-ные растения и уход за ними | Знания о насеко- мых | Взаимо-связь природ-ных явлений | Знания о значении солнца и воздуха | Чередова-ние времен года, их характеристики | Правила поведе-ния в природе | Н. г. | К. г. | |
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений | Приобщение к социокультурным ценностям | |||||||||||
Фамилия имя ребенка | Количество | Величина | Форма | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Труд и орудия труда | Знания о культурных явлениях | Деньги и их функция | Знания о профессиях и результатах их труда | Элементарные представления об истории человечества | Н г | К. г |
Познавательно-исследовательская деятельность.
*Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.
*Умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.
*Умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Сенсорное развитие.
*Развито восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и тд.)
* Знает цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Умеет различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
*Знает и называет геометрические фигуры, умеет использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
*Умеет обследовать предметы разной формы. Имеет представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).
*Развит познавательно-исследовательский интерес при показе занимательных опытов, фокусов.
Проектная деятельность.
* Стремится принимать участие в проектной деятельность исследовательского типа, организовывать презентации проектов. Имеет представления об авторстве проекта.
Дидактические игры.
* Умеет сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
*Стремится действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).
*Умеет подчиняться правилам в групповых играх.
Ознакомление с миром природы.
*Умеет наблюдать, развита любознательность.
*Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знаком с понятиями «лес», «луг» и «сад».
*Знает и называет комнатные растения, умеет ухаживать за растениями.
* Имеет представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
*Имеет представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).
*Знает и называет птиц (ласточка, скворец и др.).
*Имеет представления о пресмыкающихся и насекомых.
* Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
*Знаком с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
*Знает, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
*Знает о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
* Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
*Знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Речевое развитие
Развитие речи | Художественная литература | ||||||||||
Фамилия имя ребенка | Развивающая речевая среда | Формирова-ние словаря | ЗКР | Граммати-ческий строй | Связная речь | Интерес и эмоциональ-ное отношение к содержанию произведения | Участие в драматизации произведения | Выразитель-ное чтение стихов наизусть | Проявление интереса при рассматрива-нии иллюстраций к произведениям | Н.г. | К.г. |
Развивающая речевая среда.
*Владеет речью как средством общения.
*Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточняет источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
*Умеет использовать в повседневной жизни, в играх формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
*Умеет решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря.
*Употребляет в речи существительные, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду.
*Умеет подбирать существительные к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слова со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
*Употребляет слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
*Правильно, отчетливо произносит звуки.
*Умеет различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,
с — ш, ж — з, л — р.
*Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец).
*Развита интонационная выразительность речи.
Грамматический строй речи.
*Умеет согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
*Владеет разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
*Умеет образовывать однокоренные слова (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
*Правильно употребляет существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
*Умеет составлять по образцу простые и сложные предложения.
*Умеет пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь.
*Умеет поддерживать беседу.
*Высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
*Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
*Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
*Умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
*Умеет составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Художественная литература.
*Развит интерес к художественной литературе.
*Развито эмоциональное отношение к литературным произведениям.
*Читает стихи выразительно, с естественными интонациями; участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Художественно – эстетическое развитие.
Фамилия имя ребенка | Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Пока- затель на начало года | Пока- затель на конец года | ||
Рисование | Лепка | Аппликация | |||||
Приобщение к искусству.
*Имеет интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
*Умеет соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
* Умеет выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
*Имеет представления о жанрах изобразительного и музыкального искусства.
*Знаком с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
*Имеет представления о графике (ее выразительных средствах). Знаком с творчеством художников-иллюстраторов детских книг
(Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин и др.).
*Имеет представления об архитектуре. Знает о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.
*Развита наблюдательность, умеет внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
*Имеет представления о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
*Бережно относится к произведениям искусства.
Изобразительная деятельность.
*Проявляет интерес детей к изобразительной деятельности.
*Развито эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
*Умеет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
*Проявляет способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
*Умеет организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для занятий; работать аккуратно.
*Умеет рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Конструктивно-модельная деятельность.
*Умеет устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что он видит в окружающей жизни, создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
*Умеет выделять основные части и характерные детали конструкций.
*Умеет заменять одни детали другими.
*Умеет создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
*Умеет строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Физическое развитие.
Фамилия имя ребенка | Формирование начальных представлений о ЗОЖ | Физическая культура | Начало года | Конец года | |||||
Имеет представление о ЗОЖ | Имеет представле-ния об особеннос-тях собственно-го здоровья | Имеет потребность в ЗОЖ | Имеет представления о технике безопасности в работе со спортивным инвентарем | Проявляет сочувствие к болеющим | Имеет интерес к спорту и физкультуре | Подвижные игры | |||
*Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
*Имеет представления о правилах ухода за больным (заботиться о нём, не шуметь, выполнять его просьбы).
*Проявляет потребность в здоровом образе жизни, имеет интерес к физической культуре и желание заниматься физкультурой и спортом.
*Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, проявляет инициативу и творчество.
* Стремится участвовать в играх с элементами соревнования, играх – эстафетах.
Примеры описания инструментария по образовательным областям.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Ситуация: В гости к детям пришли две девочки из соседней группы.
Задание: как ты (вы) поступите?
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям.
Методы: беседа, проблемные ситуация.
Форма проведения: подгрупповая.
Ситуация: случившаяся ссора детей.
Задание: «Что случилось?», «Как ты считаешь, кто виноват?», «Как можно исправить ситуацию?».
3. Имеет представления о семье, родном крае, стране.
Метод: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Вопросы:
Назови домашний адрес.
С кем ты живёшь?
У тебя есть бабушка, как её зовут?
Кто ты для бабушки и дедушки /внук/?
Назови село, в котором ты живёшь?
Как называется наша страна?
Сможешь назвать главный город страны?
Образовательная область «Познавательное развитие».
1.Предметное и социальное окружение.
Знает и называет свойства и качества различных предметов.
Методы: дидактическая игра, вопросы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: предметы разного качества – резиновые, стеклянные, деревянные, пластмассовые.
Задания:
*Объедини предметы, сделанные из стекла, резины и т.д.
*Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала (твёрдая или мягкая, хрупкая или прочная и т.д.)
Ознакомление с природой. Методы: наблюдения, игровые задания, беседы.
2.Знает и называет зимующих птиц.
Метод. Игра «Кто лишний».
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Задание: какая птица лишняя и почему?
Формирование элементарных математических представлений.
3. Умеет ориентироваться в окружающем пространстве.
Метод. Игровое упражнение «Сделай так, как я скажу»
Форма проведения: индивидуальная.
Задания: «Сделай 2 шага вперёд, один шаг влево, 3 шага назад, 2 шага вправо.
Что ты видишь справа (слева) от себя?
Возьми куклу и посади справа от себя.
Посади куклу перед собой и т.д.
Образовательная область «Речевое развитие».
1.Умеет определять место звука в слове.
Метод. Дидактическая игра.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: предметные картинки подобраны так, чтобы один и тот же звук находился в начале, середине и в конце слова.
Задание: рассмотреть картинки и разложить по группам: картинки, где заданный звук в начале слова; картинки – в середине слова;
картинки – заданный звук в конце слова.
2. Связная речь. Умеет придумывать концовку к сказке.
Метод. Игра – задание «Придумай свою сказку».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Материал: начало сказки.
Задание: «Придумай конец сказки».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1.Приобщение к искусству.
Методы: игра – задание «В мастерской художника». Наблюдение (как ребёнок воспринимает содержание картины, её выразительные
средства), вопросы.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: картины различных жанров, предметов прикладного, народного и декоративного искусства, живопись, книжная графика,
различные средства художественной выразительности.
Задание: Какие предметы нравятся, почему? Какие изобразительные материалы использованы?
2.Умение лепить по представлению, передавать характерные особенности.
Методы: наблюдение. Анализ детской работы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Материал: доска для пластилина, пластилин.
Задание: вылепить кого – либо из зверей в соответствии с сюжетом из сказки «Теремок», объединить в композицию.
3. Умеет выполнять постройку по рисунку, самостоятельно подбирает необходимый строительный материал.
Методы: игра, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: рисунок постройки, строительные детали, игрушка.
Задание: «Построй такой же дом игрушке».
Образовательная область «Физическое развитие»
Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
Методы: игра, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: сюжетные картинки, имеющие положительное и отрицательное влияние на здоровье.
Задание: выбрать картинки, которые «рассказывают» о пользе для здоровья человека.
Умеет соблюдать правила в подвижных играх, развита двигательная активность, проявляет инициативу, творчество.
Методы: игра «Затейники», наблюдение.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Результаты педагогической диагностики (обследования) используются исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Выводы и предложения:
Индивидуальная работа с детьми по:
Обр. обл. «Речевое развитие»________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Познавательное развитие»_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Социально-коммуникативное развитие»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Физическое развитие»___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Цели и задачи на учебный год____________________________________________________________________________________
По результатам диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут.
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика. Первая младшая группа.
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.
Задачи педагогической диагностики:
*Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
*Оптимизация работы с группой детей.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка.
В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются: наблюдения, беседы, игровые задания, поручения, изучение продуктов деятельности детей.
Карта наблюдений детского развития /индивидуальная динамика/. Первая младшая группа.
Социально – коммуникативное развитие | ||||||||||||||||||||||||||
Игра | Труд | Безопасность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверст- ника | Эмоциона- льно отклика- ется на игру, предложен- ную взрос-лым, подра-жает его действиям. | Самостоятельно выполняет игровые действия с предмета-ми, осу-ществляет перенос действий с объекта на объект | Общается в диалоге с воспита- телем. | В само-стоятельной игре сопрово-ждает речью свои действия | Следит за действиями героев кукольного театра | Выполняет простые трудовые действия (с помощью взрослого.) | Наблюдает за трудо-выми процес- сами воспитате- ля в уголке природы. | Соблю-дает элементарные правила поведения в детском саду. | Соблю- дает элемен- тарные правила взаимо- действия с расте- ниями и живот- ными | Имеет элемен- тарные представ- ления. о правилах дорожно-го движе- ния | Пока-затель на начало года | Пока-затель на конец года | |||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Познавательное развитие | ||||||||||
Ознакомление с окружающим | Сенсорное развитие | |||||||||
Фамилия имя ребёнка
| Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях. | Называет имена членов своей семьи | Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей. | Различает овощи, фрукты (1-2 вида) | Различает некоторые деревья (1-2 вида) | Выделяет цвет предмета | Выделяет форму предмета | Выделяет величину предмета | Показатель на начало года | Показатель на конец года |
Речевое развитие | ||||||||
Развитие речи | Художественная литература | |||||||
Фамилия имя ребенка | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Слушает доступные по содержанию рассказы, стихи, сказки, | При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. | Рассматривание иллюстраций в знакомых книжках с помощью педагога | Показатель на начало года | Показа тель на конец года |
. | ||||||||
. | ||||||||
Художественно – эстетическое развитие | ||||||||
Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | |||||||
Фамилия имя ребенка | Отзывается на музыку, пение | Отзывается на доступные произведения изобрази- тельного искусства | Знает, что карандашами, красками, фломастерами рисуют. | Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. | Умеет раскатывать комок прямыми и круговыми движениями ладоней | Отламывает от большого комка маленькие комочки, сплющивает, соединяет концы палочки | Показа тель на начало года | Показа тель на конец года |
. | ||||||||
,. | ||||||||
Физическое развитие | ||||||||
Формирование преставлений о ЗОЖ | Физическая культура | |||||||
Фамилия, имя ребенка | Знает о назначении разных органов для жизнедеятельности человека (глаза, уши, нос, язык, руки, ноги) | Сохраняет устойчивое положение тела, правильную осанку | Ходит, бегает, не наталкиваясь | Действует с мячом | Прыгает на двух ногах продвигаясь вперед | Прыгает в длину с места, отталкиваясь ногами. | Показатель на начало года | Показатель на конец года |
. | ||||||||
,. | ||||||||
Выводы и предложения:
Индивидуальная работа с детьми по:
Обр. обл. «Речевое развитие»________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Познавательное развитие»_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Социально-коммуникативное развитие»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие»_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________
Обр. обл. «Физическое развитие»____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Цели и задачи на учебный год____________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК
Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....
Педагогическая диагностика. Цели и задачи
Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
Психолого-педагогическая диагностика развития детей....
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
Психолого-педагогическая диагностика развития детей...
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр Бо...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....
Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.
С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...