Конспект "Знакомство с бытом и традициями русского нарда" (с использованием презентации и музея детского сада)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект предназначен для старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Во время НОД предусмотрен просмотр презентации русского костюма (одежда и головной убор). в музее организован уголок русской избы с ее убранством (печь, посуда, предметы быта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoynishnikova_e.a._patr.vospitanie.docx | 80.69 КБ |
k_nod_.dvoynishnikova_e.a._.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №43
(здание по пр. Ленина 42а)
Конспект НОД:
«Знакомство с традициями и бытом русского народа»
Для старшего дошкольного возраста (6-7лет)
(с использованием музея «Горенка»)
Подготовила: воспитатель высшей категории
Двойнишникова Е.А.
Г.Озерск
2023г
«Знакомство с традициями и бытом русского народа»
Для старшего дошкольного возраста (6 - 7лет).
Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством, обогащать знания детей о русском народном творчестве, показать своеобразие, красоту русского фольклора, вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Образовательные задачи:
-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
Развивающие задачи:
-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать коммуникативные умения при помощи народны игр.
Воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, красоту, добро, чувство гордости за свою Родину.
Интеграция с образовательными областями:
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие».
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Физическое развитие».
Предварительная работа:
1. Знакомство с предметами быта, одеждой, жилищем (рассматривание иллюстраций в книгах, альбоме).
2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.
3. Чтение русских народных сказок.
4. Русские народные игры.
5. Слушание музыкальных произведений (русские народные).
Оборудование: кукла Алёнушка (в русском сарафане), проектор, ноутбук. Убранство «Русской избы» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.) (в музее); деревянные ложки, музыкальное сопровождение.
Ход непосредственно - образовательной деятельности: (звучит русская народная мелодия).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Ребенок: Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
(Воспитатель вносит куклу Алёнушку, в русской одежде, говорит от её имени)
Кукла Алёнушка: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
(Дети приветствуют гостью)
Воспитатель. Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему она так одета?
(Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, гостья наша одета в старинную русскую одежду. Вам она нравятся?
- Когда – то страна наша называлась Русь.
Воспитатель: Посмотрите, на Алёнушку. Как называется её наряд? (сарафан).
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайд 2: Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Слайд 3: Основу любого русского костюма составляет рубаха. Вот в таких подпоясанных рубахах и ходили девочки. Самое интересное, что и мальчики в старину бегали по деревне в таких же рубахах, и обязательно с поясом. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти.
Слайд 4: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Посмотрите, и на рукавах, и на горловине, и на подоле – везде вышивка. Для чего ее делали? (Для красоты.)
Слайд 5: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники мужчины - картузы.
Слайд 6: Основной вид крестьянской обуви – лапти. Это обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Зимой носили – валенки.
Воспитатель. И одевались на Руси как наша гостья и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс. (Показ)
Воспитатель. Дети, давайте, и мы поздороваемся с гостьей так, как здоровались на Руси.
Кукла: Меня зовут Аленушка.
Воспитатель. Аленушка… - имя ласковое, чисто русское. Давайте и мы ей представимся. Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.
Словесная игра «Колечко».
Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей).
Слайд 7: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие.
Слайд 8: Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными.
Слайд 9: И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в гости к Алёнушке, посмотрим, как она живет. А помогут нам к ней попасть вот эти волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далёкие времена.
(Воспитатель даёт одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку).
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.
(Звучит фонограмма русской народной мелодии)
Воспитатель с детьми проходят в музей «Горенка».
Кукла Аленушка: Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите!
Люди свойские, простые,
Заходите, посидите.
Как живем мы, посмотрите!
Дети рассаживаются на лавки.
Кукла Аленушка: Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: «Милости просим. Проходите».
Кукла Аленушка: Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Кукла Аленушка: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Кукла Аленушка: Самое главное в деревенской избе - это печь.
Рассматривание «Русской печи» в музее.
Кукла Аленушка: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке? (из предложенных иллюстраций дети выбирают нужную сказку, называют её.)
Кукла Аленушка: Правильно, это «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т.д.
Ребенок: Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Кукла Аленушка: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печка — деревенская кормилица. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые.
Воспитатель: Аленушка, послушай какие добрые слова о печке мы знаем.
1-й ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
2-й ребенок: Варежки сушить поможет
Деток спать в тепле уложит.
3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком
Как тепло с тобой печка - матушка!
Кукла Аленушка: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Демонстрация чугунка.
Кукла Аленушка: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Кукла Аленушка: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Кукла Аленушка: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Кукла Аленушка: В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – какая она? (глиняная), из дерева? – (деревянная).
Воспитатель: Аленушка, а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем? (Ответ детей.)
Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза и т.д.).
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина, русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. На Руси, русский народ играл в разные народные, хороводные подвижные игры.
Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру.
- Собирайся детвора, ждет вас русская игра.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу).
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Ваня погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Кукла Аленушка: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Кукла Аленушка: В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай не спеша с медом, с пирогами и блинами, с сушками, плюшками и пряниками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: А Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.)
- А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.)
- А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.)
Воспитатель: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко…”. Я буду говорить начало, а вы последнее слово.
Хочешь есть калачи, не сиди на … (печи.)
Сделал дело, гуляй …(смело).
Рабочие руки не знают …(скуки).
Без труда, не выловишь и рыбку из… (пруда).
Делу время, потехе… (час).
Воспитатель: Спасибо тебе, Аленушка, за все, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (Ответы детей).
Затем дети встают в круг и говорят считалочку.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.
Воспитатель с детьми и Алёнушкой возвращаются в группу.
Кукла Аленушка: А пока мы с вами играли, наш самовар подоспел. Приглашаю Вас всех на чаепитие.
В группе накрыты столы в старорусском стиле. Стол накрыт скатерть ручной работы, в центре стола - самовар, на столах чайные пары, деревянные ложки, в деревянной посуде пряники, сушки, блины.
Кукла Аленушка: Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых ребятишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!
Воспитатель: Ребята, пока наливают чай, послушайте. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили.
Ребенок: «Запасливый гость без ложки не ходит».
- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.
- А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.
Воспитатель с детьми играют на ложках под р.н.песню «Ах, вы сени мои сени».
Итог НОД: (во время чаепития педагог проводит беседу).
Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Много интересного мы сегодня с вами увидели. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова?
Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - ухват…
Дети называют по очереди старинные слова (печь, самовар, чугунок, ухват, деревянная ложка, веретено, прялка, коромысло, горница и т.д.).
Воспитатель: Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей).Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)
Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой была одежда на Руси?
Рубаха
Сарафан
Обувь Валенки Лапти
Головные уборы
Русская изба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...
Конспект НОД по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Настасьи»
Конспект ООД...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...
Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
Иптегрированное занятие...
"Ярмарка" -презентация Беседа для дошкольников по ознакомлению с бытом и традициями русского народа в живописи русских художников c использованием ЭОР
Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой...