Конспект "Знакомство с бытом и традициями русского нарда" (с использованием презентации и музея детского сада)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Двойнишникова Екатерина Андреевна

Конспект предназначен для старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Во время НОД предусмотрен просмотр презентации русского  костюма (одежда и головной убор). в музее организован уголок русской избы с ее убранством (печь, посуда, предметы быта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoynishnikova_e.a._patr.vospitanie.docx80.69 КБ
Файл k_nod_.dvoynishnikova_e.a._.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №43

(здание по пр. Ленина 42а)

Конспект НОД:

«Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Для старшего дошкольного возраста (6-7лет)

(с использованием музея «Горенка»)

66c90b8e-8afa-4dc9-9716-73daea8f71c8-580x375.jpg

Подготовила: воспитатель высшей категории

Двойнишникова Е.А.

Г.Озерск

2023г

«Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Для старшего дошкольного возраста (6 - 7лет).

Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством, обогащать знания детей о русском народном творчестве, показать своеобразие, красоту русского фольклора, вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Образовательные задачи:

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

 - расширять и активизировать словарь детей по теме;

 - активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

 -развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать коммуникативные умения при помощи народны игр.

 Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, красоту, добро, чувство гордости за свою Родину.

Интеграция с  образовательными областями:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Предварительная работа: 

1. Знакомство с предметами быта, одеждой, жилищем (рассматривание иллюстраций в книгах, альбоме).

2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.

3. Чтение русских народных сказок.

4. Русские народные игры. 

5. Слушание музыкальных произведений (русские народные).

Оборудованиекукла Алёнушка (в русском сарафане), проектор, ноутбук. Убранство «Русской избы» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.)  (в музее);  деревянные ложки, музыкальное сопровождение. 

Ход непосредственно - образовательной деятельности: (звучит русская народная мелодия).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Ребенок:                    Русь деревянная — края дорогие.

                                   Здесь издавна русские люди живут.

                                   Они прославляют жилища родные,

                                    Раздольные русские песни поют.

(Воспитатель вносит куклу Алёнушку, в русской одежде, говорит от её имени)

Кукла Алёнушка: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

(Дети приветствуют гостью)

Воспитатель. Какая  интересная гостья к нам пожаловала! И одета странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему она так одета?

(Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, гостья  наша одета в старинную русскую одежду. Вам она нравятся?

- Когда – то страна наша называлась Русь.

Воспитатель: Посмотрите, на Алёнушку. Как называется  её наряд? (сарафан).

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Слайд 2: Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Слайд 3:  Основу любого  русского костюма составляет  рубаха. Вот в таких  подпоясанных рубахах и ходили девочки. Самое интересное, что и мальчики в старину бегали по деревне в таких же рубахах, и обязательно с поясом. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти.

Слайд 4:  Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Посмотрите, и на рукавах, и на горловине, и на подоле – везде вышивка. Для чего ее делали? (Для красоты.)

Слайд 5:  Женщины носили головные уборы – платки, кокошники мужчины -  картузы.

Слайд 6:  Основной вид крестьянской обуви – лапти. Это обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Зимой носили – валенки.

Воспитатель. И одевались на Руси как наша гостья и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс. (Показ)

Воспитатель. Дети, давайте, и мы поздороваемся с гостьей так, как здоровались на Руси.

Кукла: Меня зовут Аленушка.

Воспитатель. Аленушка… - имя ласковое, чисто русское. Давайте и мы ей представимся. Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.

Словесная игра «Колечко».

Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей).

Слайд 7: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие.

Слайд 8: Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными.

Слайд 9: И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в гости к Алёнушке, посмотрим, как она живет. А помогут нам к ней попасть вот эти волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далёкие времена.

(Воспитатель даёт одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку).

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.

 (Звучит фонограмма русской народной мелодии)

Воспитатель с детьми  проходят в музей «Горенка».

Кукла Аленушка: Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите!

                                 Люди свойские, простые,

                                 Заходите, посидите.

                                Как живем мы, посмотрите!

Дети рассаживаются на лавки.

Кукла Аленушка:  Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: «Милости просим. Проходите».

Кукла Аленушка: Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите? (Ответы детей)

Кукла Аленушка: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Кукла Аленушка:  Самое главное в деревенской избе - это печь.

Рассматривание  «Русской печи» в музее.

Кукла Аленушка:  Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке? (из предложенных иллюстраций дети выбирают нужную сказку, называют её.)

Кукла Аленушка: Правильно, это «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т.д.  

Ребенок:                               Ой, ты печка – сударушка,

                                              Помоги нам, боярушка!

                                             Ты свари, испеки,

                                             Обогрей, освети!

                                             В дом богатство принеси!

Кукла Аленушка:  Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печка — деревенская кормилица. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые.

Воспитатель: Аленушка,  послушай какие добрые слова о печке мы знаем.

 1-й ребенок: Русской печки нет добрее

                        Всех накормит, обогреет,

 2-й ребенок: Варежки сушить поможет

                        Деток спать в тепле уложит.

 3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком

                        Как тепло с тобой печка - матушка!

Кукла Аленушка:  Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Демонстрация чугунка.

Кукла Аленушка:  Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Кукла Аленушка: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Кукла Аленушка:  Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Кукла Аленушка:  В углу напротив печки  стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – какая она? (глиняная), из дерева? – (деревянная).

Воспитатель: Аленушка, а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем? (Ответ детей.)

Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза и т.д.).

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина,  русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. На Руси, русский народ играл в разные народные, хороводные подвижные игры. 

Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру.

                                                                                                                                            - Собирайся детвора, ждет вас русская игра.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу).

 Дети идут хороводом и поют.

                         

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Кукла Аленушка: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Кукла Аленушка: В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай не спеша с медом, с пирогами и блинами,  с сушками, плюшками и пряниками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель:  А Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили?  (Мелкие предметы.) 

- А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) 

- А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) 

Воспитатель:  Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко…”. Я буду говорить начало, а вы  последнее слово.

Хочешь есть калачи, не сиди на … (печи.)

Сделал дело, гуляй …(смело).

Рабочие руки не знают …(скуки).

Без труда, не выловишь и рыбку из… (пруда).

Делу время, потехе… (час).

Воспитатель: Спасибо тебе, Аленушка, за все, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (Ответы детей).

Затем дети встают в круг и говорят считалочку.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.

Воспитатель с детьми и Алёнушкой возвращаются в группу.

Кукла Аленушка:  А пока мы с вами играли, наш самовар подоспел. Приглашаю Вас всех на чаепитие.

В группе накрыты столы в старорусском стиле.  Стол накрыт скатерть ручной работы, в центре стола - самовар, на столах чайные пары, деревянные ложки,  в деревянной посуде пряники, сушки, блины.

Кукла Аленушка: Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых ребятишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!

Воспитатель: Ребята, пока  наливают чай, послушайте. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили.

                     Ребенок: «Запасливый гость без ложки не ходит».

- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.

- А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

Воспитатель с детьми играют на ложках под р.н.песню «Ах, вы сени мои сени» 

Итог НОД: (во время чаепития педагог проводит беседу).

Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Много интересного мы сегодня с вами увидели. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова?

Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - ухват

Дети называют по очереди старинные слова (печь, самовар, чугунок, ухват, деревянная ложка, веретено, прялка, коромысло, горница и т.д.).

Воспитатель: Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей).Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство с традициями и бытом русского народа» Для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) Воспитатель : Двойнишникова Е.А.

Слайд 2

Какой была одежда на Руси?

Слайд 3

Рубаха

Слайд 4

Сарафан

Слайд 5

Обувь Валенки Лапти

Слайд 6

Головные уборы

Слайд 7

Русская изба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»

Конспект ИОС  в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...

"Ярмарка" -презентация Беседа для дошкольников по ознакомлению с бытом и традициями русского народа в живописи русских художников c использованием ЭОР

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой...